СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Дети герои ВОВ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час о детях героях Кубани

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Дети герои ВОВ"»

Классный час

Дети – герои Великой Отечественной войны


Цель: воспитание высокого патриотического сознания, уважения к истории страны, чувства верности своему Отечеству, формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма, развития познавательных интересов и потребностей.

Задачи:

- познакомить учащихся с подвигами детей в годы Великой Отечественной войны;

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Подготовка: несколько учащихся заранее готовят сообщения.

Оборудование: проектор, компьютер, ватман, ножницы, цветные карандаши.

План классного часа:

1. Вводная беседа.

2. Объявление темы классного часа.

3. Сообщения учащихся.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов.

Ход занятия.

Вводная беседа.

Актуализировать знания о празднике Победы. (- Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен?)

- Мы счастливые, потому что родились под мирным небом, никогда не слышали воя сирен, грохота разрывающихся снарядов, не видели ужасов войны.

Слайд №1 (название темы)

Объявление темы классного часа.

- Как вы думаете, кто участвовал в военных действиях? (ответы детей)

Слайд 2

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

- Сегодня мы поговорим о ратном и трудовом подвиге таких же мальчишек и девчонок, как вы, о ваших сверстниках, которые жили в грозные годы, которые встали в шеренги бойцов – рядом с отцами и старшими братьями. Отложив недочитанные книжки, школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на полях.


Слайд №3

Мы хотим напомнить вам их имена:

1. Венера Павленко

2. Клара Навальнева

3. Володя Гуков

4. Женя Попов

5. Толя Алёхин

6. Витя Гурин

7. Ваня Масалыкин

8. Надя Гнездилова

9. Лёня Объедко

10. Лёня Таранник

11. Федя Токарев

12. Степа Пономарев

13. Муся Пинкензон

14. Женя Дорош

15. Нина Каменева

16. Витя Новицкий

17. Виталик Голубятников

18. Лена Голубятникова

19. Владик Каширин

20. Юра Сазонов

21. Коля Токарев

22. Коля Шульга и многие другие


Лены, Володи, Сережи и Коли

Мирно учились в родной своей школе

В тихих уютных кубанских станицах,

Там, где в колодцах вода серебрится,

 Там, где поют соловьи на рассвете

Жили спокойно и счастливо дети,

Строили планы, влюблялись беспечно,

Жизнь им казалась такой бесконечной!

 Но прогремели железные грозы,

С неба упали свинцовые слезы,

Горькою стала в колодцах вода,

Черною тучей нависла беда.

 В раз потемнели и сгорбились хаты,

Папки и братья подались в солдаты,

Все изменилось в станице родной,

Даже цветы вдруг запахли войной.

 Страшною стала вокруг тишина.

Кончилось детство. Настала война.

Звучит «Священная война» (муз. А. Александрова)


Слайд №4

Сообщение учащегося:

Летом 1942 года Кубань перестала быть глубоким тылом. Врача Владимира Пинкензона, до последнего остававшегося со своими пациентами, арестовали гитлеровцы. Они потребовали, чтобы врач, успевший заработать авторитет и уважением у местных жителей, лечил немецких солдат. Доктор Пинкензон ответил отказом и оказался в тюрьме.

Спустя некоторое время за решётку бросили жену и сына Владимира Пинкензона. Нацисты вознамерились не просто ликвидировать проживавших в Усть-Лабинской евреев, но и устроить акцию устрашения для всех остальных. К месту казни согнали всё население станицы.

Владимир Пинкензон попытался обратиться к немецкому офицеру, чтобы попросить его пощадить сына, но был убит. Следом застрелили бросившуюся к мужу маму Муси, Феню Моисеевну.

Он остался совсем один, 11-летний мальчик. Внезапно сам Муся обратился к немецкому офицеру:

– Господин офицер, разрешите мне перед смертью сыграть на скрипке!

Офицер рассмеялся и разрешил. Очевидно, он подумал, что стоящий перед ним маленький еврей пытается ему угодить и таким образом вымолить себе жизнь.

Через мгновение над Усть-Лабинской зазвучала музыка. 11-летний Муся Пинкензон, стоя перед гитлеровцами, играл «Интернационал» — гимн коммунистов, который в тот момент был гимном Советского Союза.

И вдруг кто-то в толпе сначала неуверенно, а затем громче подхватил песню. Затем ещё один человек, ещё…

Опомнившийся немецкий офицер заорал:

– Свинья, немедленно прекрати!

Зазвучали выстрелы. Первая пуля ранила Мусю, но он попытался продолжить играть. Новые залпы оборвали жизнь скрипача…

После войны на месте расстрела Муси Пинкензона в бывшей станице Усть-Лабинской, ставшей в 1958 году городом Усть-Лабинском, установили памятник.

Слайд №5

Сообщение учащегося:

Владик Каширин, мальчик 13 лет, проживающий в городе Анапе, по Нижегородской улице 41, совершил геройский поступок. Недалеко от дома, где он проживал был немецкий склад. Немцы целую зиму свозили туда отнятый у русских людей ячмень. Там лежали тысячи мешков. В сентябре месяце 1943 года , когда немцы готовились удирать из города, Владик увидел, что они привозят ящики к складу и тащат их туда. Он подполз к складу и увидел, что в ящиках лежат красные пакеты и понял, что немцы минируют склад для того, чтобы взорвать его. Мальчик прополз под носом у часовых и очутился в складе. Он оборвал шнуры и вытащил 55 запалов. Благодаря ему склад взорвать не удалось. За этот подвиг он был награжден медалью «За отвагу». В составе 18-й армии Владик принимал участие в боях за Крым, дошел до Будапешта. Среди его наград есть медаль «За оборону Кавказа». Герой погиб после войны, обезвреживая неразорвавшуюся бомбу.

Слайд №6

Сообщение учащегося:

Мой рассказ о Феде Токареве.

Когда фашисты заняли станицу Абадзехскую, Федя Токарев с братом Гришей и мамой Таисией Михеевной ушёл на Войкину Поляну. Там они стали жить у деда — Ильи Егоровича Артюхова.

Однажды на Войкину Поляну пришли партизаны. Они попросили:

— Ребята, есть особо важное задание. Нужно вести наблюдение за гитлеровцами, сообщать необходимые нам сведения.

На ферме Войкиной Поляны вместе с Ильёй Егоровичем ребята ухаживали за колхозным скотом. Его перегнали сюда из станицы незадолго до прихода оккупантов.

Таисия Михеевна волновалась, когда ребята по нескольку дней не появлялись на Войкиной Поляне. Знала, почему они задерживаются, потому и волновалась. Но пока всё шло благополучно. Федя и Гриша продолжали выполнять задания партизанского отряда.

По доносу предателя на Войкину Поляну нагрянули гитлеровцы. Илья Егорович Артюхов, Таисия Михеевна, Федя и Гриша Токаревы были арестованы. Их доставили в гестапо, в станицу Каменномостскую.

Дедушку Артюхова и особенно Федю Токарева — разведчика — подвергли допросам. Жестоко пытали. Фашисты требовали данные о расположении партизанского отряда, о его численности, вооружении.

Таисию Михеевну и Гришу отпустили. Но установили за ними слежку. Им удалось обмануть гестаповцев — они скрылись.

15 октября сорок второго года Федю Токарева и Илью Егоровича Артюхова фашисты увели под конвоем в лес. И закопали в землю. Живыми.

После освобождения Тульского района от гитлеровцев останки партизан были погребены в братской могиле — в центре посёлка Каменномостского...

Слайд № 7

Сообщение учащегося:

Я расскажу о юной пионерке Нине Каменевой.

Осень 1942 года... Опустела горная станица Новосвободная Тульского района. Мужчины ушли в партизаны. Остались в станице женщины, дети, старики... С тревогой, с ненавистью смотрели они, как оккупанты хозяйничают в их домах, в родной станице.

Акулина Гавриловна Каменева — мать троих детей. Она делала вид, будто не замечает частых отлучек старшей дочери. Возвращалась Нина сосредоточенная, усталая. Мать догадывалась: её Нина связана с партизанами. И молчала. Молчали и соседи Каменевых.

Ранним октябрьским утром Нину схватили за станицей, на берегу реки Фарс. Под конвоем повели в станицу.

Нина увидела у колодца женщин. Рванулась к ним, пытаясь что-то сказать. Окрик гитлеровца и удар автоматом в спину заставили её идти дальше.

Соседи бросились к матери Нины — сообщить о случившемся. Её младших детей спрятали по своим домам. Но вскоре арестовали и Акулину Гавриловну.

На допросе Нина не скрывала ни своих имени-фамилии, ни того, что ей пятнадцать лет, ни того, что она дочь партизана. В ответ на вопросы, где находятся партизаны, сколько их, как вооружены, — молчание.

Нину били. Спрашивали о связях с партизанами — и снова били.

Она думала об одном: как уничтожить донесение, спрятанное в косичке?

Сунула записку в рот, стала жевать бумагу. Гитлеровцы заметили. Удары снова обрушились на девочку. Она потеряла сознание. Изо рта вытащили изжёванную записку. На ней — фамилии полицаев. Но немцы хотели знать: что ещё, кроме списка полицаев, несла связная в отряд?

Обессиленную, окровавленную, бросили Нину в сарай. Там уже была Акулина Гавриловна.

О чём говорили мать и дочь перед смертью? Никто не знает. Мы можем лишь догадываться об этом. О предсмертных мыслях и словах героев...

Через несколько часов — снова и снова допросы. Поочерёдно пытали обеих — мать, дочь...

30 октября 1942 года их повели на расстрел.

Увидев на улице соседку, Нина крикнула:

-  Тётя Вера! Мы никого не выдали. Скажите нашим: мы — молчали! И Акулина Гавриловна вслед тихо крикнула:

—  За детьми присмотри, Вера!

Через несколько минут очередь из автомата оборвала жизни юной патриотки Нины Каменевой и её мамы Акулины Гавриловны.

Слайд №8

Сообщение учащегося:

А мой рассказ о юном партизане Коле Шульге.

Родился Коля в станице Кисляковской Кущёвского района. Учился в восьмилетней школе № 18. Когда началась Великая Отечественная война, исполнилось ему одиннадцать лет.

В сорок первом году ушёл отец защищать Родину. И погиб. Семья тяжело переживала смерть отца.

И стал в семье вместо отца одиннадцатилетний Коля.

Чтобы помочь родным, пошёл работать в колхоз. Чабаном.

Война — всё ближе к Кисляковской...

Оккупировав станицу, фашисты расправлялись с советскими людьми — боялись их связи с партизанами.

Коля решил мстить врагам — и за гибель отца, и за все злодеяния фашистов.

Он был счастлив и горд, когда установил связь с партизанским отрядом. Мальчик начал выполнять задания народных мстителей. Стало у оккупантов оружие исчезать. Начались аресты, допросы станичников.

Оружие Коле удалось переправить партизанам.

По заданию командования отряда Коля перерезал главный телефонный кабель — он связывал гитлеровские воинские части со штабом. Связь прервалась. Этим воспользовались партизаны: совершили нападение на фашистское воинское подразделение.

И снова — массовые аресты, допросы. На одном из них кто-то из жителей станицы, не выдержав пыток, предположил: повреждение кабеля — дело рук Коли Шульги.

Он был немедленно арестован. Его подвергли жестоким пыткам. Фашистам надо было узнать, чьё задание выполнял Коля, где лагерь партизан.

Юный патриот ничего не сказал врагам. Не выдал товарищей.

После многочисленных допросов, так ничего и не добившись, измученного и изуродованного Колю фашисты столкнули в яму. Закопали живым.

Коля Шульга прожил жизнь короткую. Яркую — как звёздочка в ночи.

В станице Кисляковской Кущёвского района сооружён обелиск юному герою.

Слайд №9

Сообщение учащегося:

Я расскажу о юном партизане Толе Алёхине.

Последние воинские части Красной армии оставили Анапу. И последние наши катера ушли на Новороссийск...

Чуть ранее арапский партизанский отряд был уже в горах.

Толя Алёхин хорошо знал радиодело. В школе он, как и десятки его сверстников, занимался в радиокружке. Эти знания пригодились ему в отряде: стал Толя радистом.

Не раз участвовал в боевых операциях. Ходил в разведку. Однажды партизанам сообщили: через станцию Тоннельная ожидается проход важного гитлеровского эшелона. Опасаясь диверсий, фашисты усилили охрану железной дороги.

Партизаны — вместе с ними и Толя — взяли инструмент, под видом путевых рабочих пошли вдоль железнодорожного полотна.

Это была смертельно рискованная операция. Но другую готовить времени не было. Не прошли и нескольких сотен метров — навстречу гитлеровцы. Рабочие спокойно объяснили патрулю:

— Мы идём, чтоб срочно ремонтировать железнодорожный путь. У нас важное задание начальства.

Гитлеровцы пропустили их. У них было такое же задание: чтоб перед проходом эшелона железнодорожные пути были в безукоризненном состоянии. В безукоризненном!

Взрыв был страшен. Грохот, лязг, скрежет разрываемого металла... Дыбились, наползая один на один, покорёженные вагоны. Бушевало, охватив состав, пламя...

Партизаны были уже далеко от этого места. Они надолго прервали снабжение гитлеровского фронта новыми воинскими частями и техникой.

Но удалось фашистам выследить арапских партизан.

Это было в конце января сорок третьего года. На стоянке отряда возле Ветрова Бугра, в Лобановой Щели, немцы обстреляли партизан и атаковали их.

В бою с врагами нашей Родины пал смертью храбрых юный партизан Толя Алёхин.

...Пионеры средней школы № 1 города Анапы, в которой учился юный герой, установили обелиск в Лобановой Щели, на месте его гибели. На нём надпись«Юному партизану Толе Алёхину».

В альбоме, хранящемся в нише обелиска, есть слова: «Будем Толи достойны, ребята!», «Родину надо любить, как он!», «Вечная слава герою!», «Вечная слава и память потомков!»

Я из детства ушел не как все,

А шагнул через пламя взрыва…

В молодом серебристом овсе

Мина мягкую землю взрыла.

Вновь засеяли землю весной,

От дождей оплыла воронка…

Трудно вырасти из ребенка,

Искалеченного войной.


Слайд №10

Сообщение учащегося:

Витя Гурин герой, о котором мой рассказ.

Лето 1942 года. Фронт приближается к Кубани. Движутся на восток части Красной армии. Эвакуируются госпитали с тяжелоранеными, детские дома, гражданское население, учреждения...

Уводили и стада крупного рогатого скота, лошадей, овец. Чтобы ничего не досталось врагу.

Среди погонщиков скота был пионер Витя Гурин. Учился он в средней школе № 20 станицы Новотитаровской Динского района.

Вместе с другими погонщиками попал в Упорненский район. Здесь сформировали сводный партизанский отряд. Командовал им Леонид Михайлович Кривенко. Витя стал связным и разведчиком.

Ни днём ни ночью не прекращались кровопролитные бои у Ахмет-горы. Партизаны испытывали трудности с боеприпасами, питанием, одеждой.

С каждым днём ухудшалась погода. Наступили холода.

Несмотря ни на что, бойцы партизанского отряда мужественно сражались. Но силы были неравными.

И командование партизанского отряда приняло решение: рассредоточиться, разбиться на небольшие группы, отступить в сторону леса, скрыться в нём...

Немецкая авиация выследила одну из партизанских групп. В ней было 42 человека. Среди них — Витя Гурин и его товарищи.

Не удалось партизанам вырваться из окружения.

Со связанными руками, избитых, привели их в село Гафитское.

Переводчик зачитал приказ фашистского командования: захваченных партизан — расстрелять.

Командир партизанской группы, стремясь спасти ребятишек, обратился к офицеру-гестаповцу:

— Освободите хоть мальчишек. Они случайно примкнули к нам в пути.

Офицер выслушал просьбу. Одобрительно кивнул, словно соглашаясь.

Изверг приказал: первыми поставить у края ямы-могилы ребят.

Раздался залп.

Это произошло 17 декабря 1942 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года Витя Гурин награждён медалью «За оборону Кавказа». Посмертно.

Слайд №11

- Они не даром это пережили, а для того, чтобы мы с вами жили под мирным небом, дышали чистым воздухом, ходили по свободной земле. В каждом городе, в каждом поселке нашей необъятной Родины зажжен Вечный Огонь, в память о тех, кто отвоевал мирное небо для нас.

Практическая работа.

- Я предлагаю вам «зажечь» свой Вечный Огонь. (Ученики вырезают с помощью шаблона «язычки» пламени. Приклеивают на приготовленный за ранее лист ватмана)

Исполняется песня «Пионеры-герои Кубани» 

Слайд №12

- Есть такая традиция – почтить память героев минутой молчания. (Минута молчания)


Подведение итогов:

Наш сегодняшний разговор закончен. Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа? (ответы детей).