СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Дети войны"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящён великой победе нашего народа в Великой  Отечественной войне и о том, что пережили дети во время войны.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Дети войны"»

КЛАССНЫЙ ЧАС «ДЕТИ ВОЙНЫ»

70-летию Великой Победы, победы советского народа в Великой Отечественной войне посвящается. Война была великой и победа стала великой! Но какой же ценой она нам досталась! Победу над фашизмом одержал не 2 фронт, не Америка, а весь советский народ, в том числе и дети. Детям войны, прошедшим фашистский ад посвящается.

Звучит колокольный звон (тихо)

Учитель:

– Что это? Ты слышишь?

– Это колокола. Колокола памяти…

– А разве такие бывают?

– Бывают, слушай! Это говорит сама память…

– Но разве память бывает живой?

– А ты не веришь? Человек может умереть дважды:

Первый раз, когда его догонит смерть,

А второй раз – в памяти народной.

Второй раз умирать страшнее.

Второй раз человек должен жить!

Мы много говорим сегодня о войне. Страшной, жестокой, кровопролитной. Но не говорить о ней нельзя. Нужно помнить обо всех ужасах, которые несёт с собой война.

Любая война это боль, слёзы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое-жизнь детей. Тема нашего классного часа «Дети войны»

- Как вы понимаете это? (Ответы уч-ся)

Я хочу начать наш кл. час со стихотворения К. Кулиева.

Идти устали маленькие ноги,

Но он послушно продолжает путь.

Еще вчера хотелось близ дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.

 

И мать несла его, теряя силы,

В пути минуты длились, словно дни,

Все время сыну непонятно было.

Зачем свой дом покинули они.

 

Что значат взрывы, плач, дорога эта?

И чем он хуже остальных ребят,

Что на траве зеленой у кювета,

Раскинув руки, рядом с мамой спят?

 

Как тяжело выслушивать вопросы…

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у березы,

Что этим мамам никогда не встать?

 

Но сын вопросы задавал упрямо.

И кто-то объяснил ему в пути.

Что это спали неживые мамы,

От бомбы не успевшие уйти.

___________________________

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.

Он шел и шел. И чтобы мать спасти,

Следил ревниво за июньским небом

Малыш, седой от пыли, лет шести.

 



И сегодня я поговорю с вами о том, что же испытывали дети, ваши сверстники чуть старше или моложе вас во время войны. Поднимите руки те, кто знает, что ваши близкие, будучи детьми, стали свидетелями тех ужасных лет.

- Можете ли вы назвать имена детей, участников войны?

- Им хотелось жить, но жить в рабстве у фашистов они не хотели. Как вы думаете, что заставило их переступить через страх смерти? ( вставить примерные ответы детей)

Какой видел войну маленький человек? ВЫ видели фильмы, читали книги о войне: я прошу вас закрыть глаза и представить себя в оккупированном Кисловодске, ставшем в годы войны городом-госпиталем (молчание).

- Смогли ли бы вы превозмочь ужас смерти? Что вы делаете? Прячетесь? Сидите дома? А, может быть, расклеиваете листовки? Или в госпитале помогаете перевязывать раненых? А кругом кровь, стоны, мучения. А если вдруг вы стали узником концлагеря? Это тяжело представить. И не дай вам Бог это пережить! Но говорить об этом мы должны. Должны, чтобы не забывать!





Прочитайте высказывания людей разных поколений, разных времён.

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей
на свете» А. Твардовский

От имени тех, кто отдал свои молодые жизни и от тех, кто остался в живых, я прошу вас помните, какой ценой досталась нам Победа!

( Из обращения ученика 9 Б класса школы №9 1941 года полковника в отставке Колотилина Николая Федоровича к ученикам 9 Б класса 1981 года.

Я родом не из детства – из войны.

Юлия Друнина

Чьи слова вы считаете наиболее актуальными для нашего классного часа и почему. (Хорошо)К этим словам мы с вами ещё обязательно вернёмся.

Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот.

Папа был рядом. Мама была рядом. У них было веселое детство. И они не знали, что их ждет…( грохот разрывов0

Война! 22 июня 1941 года. (выступление Левитана) вставай страна огромная)

Война – это общее горе. Война - это разруха, страх, слёзы, смерть.

Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Война это дети сироты, дети инвалиды, бездомные, голодные, воины, сыновья и дочери полков, труженики тыла. Война – это 20 часов у станка в день. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы

Но сегодня я хочу поговорить о концлагерях, а особенно о детских концлагерях и о тех ужасах, которым подверглись дети во время войны. ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЗНИКИ

ПЕРВЫЙ СЛАЙД (БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ)

. Начиная с 1933 года в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти". Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. Лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Латвии, Литве, Белоруссии, Украине. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.

Я полагаю, что вы знаете, что такое концлагерь?

(ответы учеников Концентрацио́нный ла́герь (концла́герь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового силового заключения и содержания граждан в нечеловеческих условиях).

Названия каких концлагерей вы знаете?



О каких способах уничтожения людей во время войны вы знаете?

Существовали методы массового уничтожения людей. ПЕЧИ. КРЕМАТОРИИ. После 1941 года число узников постоянно увеличивалось. Мест, одежды, еды постоянно не хватало. Поэтому часть людей и огромное количество трупов приходилось сжигать. Расстреливать не успевали. Экономили патроны.

ГАЗОВЫЕ КАМЕРЫ.

Газовую камеру фашисты называли «душевой», обман придуманный «гуманными» фашистами, во избежание паники перед смертью. Их приглашали помыться специальную камеру, а дальше двери закрывались и в камеру впускался смертельный газ.

МАССОВЫЕ РАССТРЕЛЫ.

Наш город не был исключением. Где находится памятник жертвам фашистов? Почему он поставлен там?

ЖЕНСКИЕ ВОЛОСЫ

7 марта 1945 года на кожевенном заводе Освенцимского лагеря были обнаружены 293 тюка запакованных женских волос общим весов 7 тысяч килограммов. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140 тысяч женщин. Человеческие волосы перерабатывались в промышленный войлок и пряжу. Из расчесанных и срезанных женских волос вырабатывались для команд подводных лодок ступни чулок из волосяной пряжи. Каждому узнику создавали карточки и выбивали на руках номера.

Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу, жизнь.

САЛАСПИЛС ( песня саласпилс)

На окраине прекрасного Балтийского города Рига находится одно из самых зловещих мест истории Человечества. Речь идёт о мемориальном комплексе «Саласпилс», расположенном на месте, где во время 2 мировой войны, располагался концентрационный лагерь. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Перед входом в лагерь бетонная стена длиной в сто метров и высотой в 12,5 метра символизирует границу жизни и смерти. Через нее в лагерь смерти вошли тысячи, на свободу вышли лишь десятки.» За этими стенами стонет земля»,- гласит надпись на стене.

Что такое Саласпилс? Это система лагерей Stalag-350. Этот лагерь так и известен как «детский лагерь смерти». Наиболее печальную известность лагерь получил из-за того, что в нём детей использовали как доноров для немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. Это не был лагерь уничтожения с крематориями или газовыми каме

рами. В него людей посылали с одной целью: умирать мучительной смертью

Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Рассказывает свидетель Бринкмане М.Г., содержавшаяся в концлагере Саласпилс: «В Саласпилсе происходила неслыханная в истории человечества трагедия матерей и детей. Перед комендатурой были поставлены столы, были вызваны все матери с детьми, и самодовольные отъевшиеся коменданты, не знавшие в своей жестокости границ, выстроились у стола. Из рук матерей они силой выхватывали детей. Воздух был наполнен душераздирающими криками матерей и плачем детей».

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Они в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.

Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Менгеле, прозванный «Ангелом смерти». » Близнецам переливали кровь и пересаживали органы друг друга, проводились операции по принудительной смене пола. Перед тем, как приступить к операции «добрый доктор мог погладить ребёнка по головке, дать ему шоколадку. При питании, состоявшем из 100 граммов хлеба и супа из овощных отходов, худые и болезненные дети использовались как источники крови для нужд немецких госпиталей. Фашисты организовали в Саласпилсе фабрику детской крови. Кровь брали фашисты из тоненьких венок, спасая немецких солдат. По данным судебно-медицинской экспертизы было подсчитано, что из кровеносных сосудов детей было выкачено 3,5 тысячи литров крови.(у 1 ребёнка брали примерно 500граммов крови.) 

Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году. Сейчас люди, приходя к мемориалу несут игрушки и конфеты.

-Войска какого фронта и под чьим командованием освобождали Латвию?



 Согласно данным Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков, число истребленных детей только на территории Латвии достигает цифры 35 000 человек. Одно из самых больших захоронений детей на территории Латвии находится в Саласпилсе – 7 000 детей, другое – в лесу Дрейлини в Риге, где покоятся порядка 2 000 детей.

Концлагерь в Саласпилсе - место, пропитанное детской кровью,

Лагерь в Вырице (Ленинградская область)- это второй Саласпилс.

Кроме того, что дети здесь работали, у них также брали кровь. От непосильной работы и потери крови дети быстро умирали

Для фашистов недобитых

Кровь детей была нужна

От работы непосильной,

От того, что брали кровь,

Малыши сгорали быстро, трупы их бросали в ров

Ну, а тех, кого не смяли

Немцев черные дела,

Увезли или расстреляли,

Кровь их в Оредеж текла.


Мемориальный комплекс памяти детей - жертв фашизма в деревне Красный Берег Жлобинского района Гомельской области. Здесь в 1943– 1944 годах располагался один из донорских детских концлагерей. В нем содержались дети, у которых брали кровь для нацистских солдат и офицеров. Большая часть содержащихся здесь ребятишек были полными донорами: у них забирали всю кровь за один раз, после чего дети умирали. Самому старшему донору было 12 лет, младшему - всего 6 месяцев.

Во время оккупации в Ейске находился детский дом. В нем жили дети, больные костным туберкулезом. 9 октября 1942г. к зданию подъехали две легковые и две грузовые крытые машины, в которых находились начальник гестапо СС№44-10 обер – лейтенант Бедедекер, немецкий комендант Ейска Кандлер, врач гестапо Штраух, немецкие офицеры и солдаты. Отстранив персонал, немцы осмотрели детей и погрузили их в машины. Фашисты вывезли 214 детей, из них: 102 девочки и 112мальчиков.

Машины тронулись и понеслись на огромной скорости. Дети стали задыхаться выхлопными газами, которые заполняли закрытые кузова машин, некоторые теряли сознание. Их вывезли за город и остановились на землях Широчанского хутора, вблизи дороги идущей от города Ейска. Всех детей сбросили в яму и еще живых забросали землей. Они страшно ушли из жизни .


В апреле 1943 г. при отступлении фашисты обманным путём вывели в Рубащанский лес свыше 200 детей и подростков города, чтобы разминировать пути отступления. Беззащитных маленьких людей связали между собой верёвками и выгнали на минное поле. Их заставляли искать мины, но дети больше любовались первыми весенними цветами, начали собирать пролески и подснежники. Через некоторое время какая-то девочка закричала: «Ой! Мины!». Раздался первый взрыв. Многие тогда прямо с цветами в руках и погибли. (70 человек)


Перед вами рисунки , как вы думаете, чьи они?

Это рисунки маленьких узников, которые изобразили ужасы войны,. Но и они, находясь, в этих нечеловеческих условиях мечтали о мирной жизни. К счастью, даже тогда находились люди, помогавшие детям концлагерей. Одна из них Фридл Диккер-Брандейсова, которая дарила детям концлагерей Терезина и Освенцима надежду на жизнь. «Рисовать, чтобы жить!».

Фридл была художницей. В концлагере Терезин Фридл стала учителем рисования- работать с детьми и тем вернуть милосердие в этот. В лагере, где любая педагогическая деятельность каралась смертью, Фридл учила детей рисовать. И дети рисовали. Но больше всего её мучил вопрос – как сделать, чтобы обрывков ткани и бухгалтерских ведомостей, огрызков карандашей и остатков краски хватило на всех, кто хотел рисовать. Нет, она не могла вывести их из концлагеря, но она хотела заставить ребячью фантазию унестись за пределы проклятого богом Терезина. И пока оставались клочки каких-то ведомостей и кусочки картона,огрызки карандашей и засохшие краски, обрывки ниток и выцветшие тряпки – дети рисовали, клеили, раскрашивали.

Вглядитесь в страшные цифры. Две даты, даты рождения и смерти.

Хана Бекова 28.4.30 - 15.5.44

Эдита Биккова 9.5.33 - 23.10.44

Роберт Бонди 1.5.32 - 6.10.44

Павел Нейман 25.6.34 - 15.12.43

Густав Цвейг 31.7.30 - 4.10.44

Руфь Чехова 14.4.31 - 19.10.44

Да, это имена тех самых художников!

Страшными становятся цифры, если посчитать, что самый «старый» из художников едва дожил до 14 лет. Это ваши ровесники. Вглядитесь в эти рисунки - их выполнили малолетние узники концлагеря Терезин - ваши сверстники. Творчество замученных детей не подлежит художественному анализу.

. Они творили. И тогда отступал Гитлер и его миллионные армии. Отступали жаркое дыхание тифа и неумолимый лай овчарок. Отступал ужас смерти. Она дарила им свободу В лагерях истребления дети рисовали – они обращались к карандашу и бумаге как к своим спасителям. Цветы, стол с едой, гора, по которой когда-то съезжали на санках, калитка в сад – дети не рисовали почти ничего сказочного потому, что мир, откуда их изгнали, стал для них сказкой. Рисовать, чтобы была надежда на спасение, рисовать, чтобы жить! С уцелевшими в Терезине детьми в сорок четвёртом году Фридл была депортирована в Освенцим.

Концлагерь Освенцим- это ещё одно страшное место времён Отечественной войны.

Среди тех, кого депортировали в Освенцим, было 15 000 детей.

В живых осталось меньше ста.15000-в живых 100! Вдумайтесь в эти цифры! Из детей младше 14 лет из Освенцима не вернулся ни один. В концлагере Равенцбрюк, в процентном соотношении детей погибло больше, чем в Освенциме. Они были разные… Но у всех на одежде светились желтые звезды.

И всех ждала дорога в Н И К У Д А Практически все ученики Фридл погибли, задушенные газом А в мире остались их рисунки. Собрание четырех тысяч рисунков стало самым известным, хорошо сохранившимся и потрясающим наследием замученных терезинских детей» Души умерших детей живут в нарисованном мире. Пусть рисунки этих детей останутся в ваших сердцах навсегда. Только в наших силах не допустить войны. Ни в Украине, ни в Сирии, ни в любой другой стране мира.





В результате преступлений фашистских захватчиков 4 млн. маленьких звездочек вспыхнули на небосклоне на короткое время и тут же погасли. Они погасли, чтобы напомнить живущим, о том, что никто не имеет права лишать жизни рожденного жить. В ТЕХ МЕСТАХ, ГДЕ МАССОВО ИСТРЕБЛЯЛИ ДЕТЕЙ ВОЗНИКЛИ ГОРОДА АНГЕЛОВ.

Они существуют по всему миру на месте Саласпилса, Бухенвальда, Хатыни, сельской деревни под названием Лидице, приблизительно в 20 километрах на запад от Праги, Бабьем Яру и многих других местах. К СОЖАЛЕНИЮ, И В НАШЕ ВРЕМЯ ПОЯВИЛСЯ ЕЩЁ 1 ТАКОЙ ГОРОД.

-Вы знаете где это? Название мемориального кладбища, находящегося в Беслане, на котором похоронены 266 человек- Город Ангелов. На входной арке так и выбито :»Город ангелов»..

В каждой стране есть обычай зажигать в память погибших свечи. Жизнь, как свеча, пока человек жив,- горит и дарит свет души людям. И как легко прервать горение свечи, так и жизнь человека, может внезапно оборваться, оказавшись в руках убийцы.

Напишите пожелания детям, которые будут отмечать 100 годовщину Великой Победы

Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужаса». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.



Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да – вы скажете. Неверно!

Они кричат, пока еще стучат

Сердца живых и осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь, а в нас.

Они кричат и будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была Земля с пятью материками.

Великая! Она летит во мгле,

Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.

Жилая вся. И ходит по Земле

Босая Память – маленькая женщина.

Да, война не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Она и называлась Великой Отечественной потому, что все - от мала до велика - поднялись на защиту Родины. Во время 2 мировой войны всего в мире погибло 4 миллиона детей

-Кто теперь скажет, сколько среди них было русских, белорусских, польских или французских ребят? (Верно. Погибали дети-граждане мира.)

-Над чем вас заставили задуматься слова, прозвучавшие сегодня?

-Как, по-вашему, можно помнить о Вов? Узнавать всю правду о подвигах советского народа?

Дети войны-у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих из них тяжёлая, одинокая старость. Они нуждаются в вашем внимании, в добром слове,

-Как мы можем помочь этим людям?

Сегодня мы как-бы прикоснулись к жизни целого поколения-военного поколения. Теперь вы видите какой страшной может быть война?

-Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация?

Беда чужой не бывает ! Она всегда сплачивает народ для ответственных действий ! И пусть горький опыт этих страшных событий сделает нас бдительными и осторожными. Нет никакой пощады фашистам, террористам, нацистам и их пособникам. Скоро вы вырастете, станете взрослыми и капждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.

-Что значит защищать Родину?

-Какие качества ,на ваш взгляд, нужны защитнику Отечества?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Люди по разному выражают свой протест. Я предлагаю выразить свой протест в виде символического рисунка, как это делали дети Терезина, как это делают люди разных национальностей, разных стран. Язык рисунка он понятен для всех.

(листы с рисунками)

Если наша встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Пусть сегодняшняя беседа послужит для вас поводом для глубоких размышлений и сострадания. Вызовет чувство глубочайшего протеста против тех, кто сегодня развязывает войны, кто забывает, что дети всей Земли хотят жить в мире. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро. Я благодарю вас за участие в сегодняшней встрече. Мне кажется, что я нашла отклики в ваших сердцах и хочу, чтобы всё о чём мы сегодня говорили, вы помнили всегда и передали своим детям


Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей —
Земле достаточно убитых!

На выходе песня «ДЕТИ ВОЙНЫ»









9