Дети войны.
Цель: воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность защищать свою Родину.
Задачи:
обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;
вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;
вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;
воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;
Оборудование: мультимедиа, компьютер.
"Детство - это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь".
"Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете" (А.Твардовский)
Ход мероприятия
"Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна"
Ю.Воронов "Опять война"
При слове "война" нам представляются смерть и разрушения, грохот орудий, разрывы снарядов и гул вражеских самолетов. Но война - это две половины жизни страны: фронт и тыл. Мы много знаем про страшные бои, раны и смерть на полях сражений. Многое написано и про работу в тылу, где ковалась победа, но немногое сказано про детей войны - про тех, кому в те страшные годы было совсем еще немного лет. Они не могли стоять у станков, растить хлеб. Они были просто маленькими детьми.
Видеофрагмент « Дети войны»
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания!
Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, война отняла детство. "Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 70-85 -летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами - дети войны. А память хранит всё в сердце. Об этом наш сегодняшний необычный урок мужества. Урок памяти. Урок-напоминание. Урок-воспоминание..
Ученик:
Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Учитель: Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пережить и пролить эта страшная война.
Песня « Ах, война, что ты сделала, подлая…»
Понятия "дети" и "война" несовместимы! Однако юным ленинградцам-детям блокадного города - пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Более пятнадцати тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями.
Ученик:
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
“Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной…” Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет…
Среди обвинительных документов, представленных фашистам на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты и за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942 года, 17 марта - Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая - дядя Леша, мама - 15 мая". А дальше - без даты: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне…”
И могут показаться правы
И убедительны слова.
Но, даже если это правда,
Такая правда не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы. …..
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Учитель:
С городом на Неве связаны судьбы прабабушек и прадедушек наших учеников.( выступление учеников)
Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушек, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Со школьной скамьи уходили ребята на фронт.
Эти стихи посвящены юным сестрам милосердия.
Ученик:
Стихи фронтовой медсестре.
Сестрички русские, косички русые,
а мы безногие, а мы безусые.
А мы бывалые, с глазами впалыми,
двадцатилетние, навек усталые.
над снами нашими ночей не спавшие,
роднее матери порой бывавшие,
какой вам памятник воздвигнуть в памяти —
вам, беззаветные, вам, милосердные!..
Учитель:
Еще одной страшной страницей в истории войны был угон советских людей, в том числе и детей, в Германию. На принудительные работы. Остарбайтеры—так называли людей, вывезенных в Германию на рабский труд в шахтах, рудниках, заводах Германии. Для работы на фермах. В помощь немецким домохозяйкам. Этих людей в любой момент могли убить за любую провинность. Над ними проводили страшные медицинские эксперименты. Они были рабами с востока. Безмолвными и бесправными. Вдали от Родины.. По разным оценкам вывезено было более 5 млн человек. Вернулось после войны на Родину чуть более 3-х млн.
Были угнаны в Германию прабабушка и прадедушка ….
Концентрационные лагеря, лагеря смерти, фабрики смерти.
Еще одно чудовищное злодеяние фашистов над людьми, над детьми. Только на территории Беларуси было 14 детских концлагерей, где у детей выкачивали кровь для раненых солдат вермахта.
В деревне Красный Берег Жлобинского района Гомельской области 28 июня 2007 года торжественно открыт мемориальный комплекс, посвященный детям — жертвам Великой Отечественной войны. Основой для создания мемориала стала подлинная история трагических событий военных лет. В Красном Береге во время войны фашисты создали один из крупнейших донорских концлагерей, в который собирали детей в возрасте от 8 до 14 лет, насильно отнятых
у матерей в Жлобинском, Рогачевском, Добрушском и других районах области. У детей брали кровь для нацистских солдат и офицеров. Тех, кто оставался жив, отправляли в Германию. Но выживали немногие… При этом большая часть, содержащихся здесь деток , были полными донорами, донорами единожны – в первый и в последний раз!
Как известно из материалов Немецкого архива Беларуси, всего из этого пункта вывезли 1990 детей, в том числе 15 человек из Краснобережского сельского совета, фамилии которых найдены. Фамилии остальных 1975 детей не установлены. Только вдумайтесь—1990 детей. Это почти 100 классов по 20 человек. Сколько жизней оборвалось в самом начале… Вообще же, по официальным данным, в годы Великой Отечественной узниками детских концлагерей стали более 35 тысяч только белорусских детей.
Посетителей мемориала «встречает» тоненькая, хрупкая бронзовая девочка-подросток с поднятыми над головой скрещивающимися руками. Она вся порыв — начало светлой жизни, оборванной и убитой нелюдями. Она — это все погибшие дети этой земли...
Она как бы защищается от некоего неотвратимого ужаса, но уже осознает, что нет даже мизерной надежды на спасение. Красный квадрат символизирует пролитую детскую кровь.
Далее по ступенькам посетитель вступает на площадь Солнца. К ней ведут восемь лучей: один — черный, остальные — золотистые. Последние пронизывают путь к детским мечтам, черный же ведет в искаженную войной реальность… На нем в три ряда стоят выполненные из прочного бетона белые школьные парты, всего их 21. ...Посреди леса и яблоневого сада под небом Гомельщины стоят 21 парта и классная черная доска. Стоит школьный класс. Мертвый класс. За эти парты никто и никогда не сядет. Никто и никогда... Эти два слова — не из лексикона живых. За белыми партами под синим небом — незримо и навсегда — сидят 1990 учеников — узников детского лагеря.
На черной доске письмо 15-летней Кати. ( история письма). На обратной стороне доски –карта Беларуси, где показаны детские концентрационные лагеря.
Через несколько шагов от класса— белые паруса «бумажного кораблика»-- воплощения никогда не сбывшихся мечтаний погибших детей (здесь черный луч обрывается). На парусах — отлитые в металле десятки самых распространенных славянских имен, которые были взяты из «отчетных документов» фашистских детских концлагерей. Наконец, за корабликом — 24 витража с рисунками детей послевоенных лет. Рисунки эти излучают радость, а не горечь. Это светлое воспоминание о всех детях той военной поры, погибших и выживших.
“Детям, которые прошли фашистский ад...” — эти слова встречают посетителей на окраине яблоневого сада у деревни Красный Берег. Говорят, что название деревни родилось от необыкновенного сада, который когда-то вырастил здесь ботаник Незведский: это были красные китайские яблони. Они цвели красными цветами и родили красные яблоки. Ботаник тот словно чувствовал, что некогда здесь прольется много ярко-красной детской крови…
Ученик:
Солнце застыло, и кровь на земле,
Белый кораблик плывет, как в мечте,
Плещется парус, на нем имена
Тех, кого не забрала война.
Берег последний и красный песок
Здесь кровью пропитан каждый клочок.
Ужас застыл на деревьях кругом,
А в сердце набат и слышится стон.
Простите, родные, мы живы, а вы-
Навечно из жизни ушли без вины,
Как птицы поднялись в небо с земли
И облаком белым застыли вдали.
Минуло много, много лет.
На солнце так же тает снег,
Бегут ручьи, смеются дети-
Какое счастье жить на свете!
Любить, смеяться, улыбаться
И просто жизнью наслаждаться…
Живые, Вы всегда в ответе
За мир и солнце на планете.
Тамара Гвердцители « Дети войны»
Ученик:
Все ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце
Когда мы вспоминаем тех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали.
Чтоб мы сегодня их не забывали…
( Минута молчания)
Нам нужен мир – тебе и мне, и всем на свете детям,
И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство,
Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.
“Нет!” – заявляем мы войне, всем злым и чёрным силам…
Должна трава зелёной быть, а небо синим-синим!..
Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы.
На замечательной земле нам довелось родиться.
Так пусть она цветёт всегда, пускай шумит садами.
Пусть люди смотрят на неё влюблёнными глазами!