4
Классный час, посвященный выбору профессии. Профессия - учитель.
Династия учителей.
Классный руководитель Симон М.Р. 10 класс
Цели: ознакомление детей с новыми профессиями; формирование положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту в профессии «учитель»; побуждение детей к поиску информации о профессии учителя, к самовоспитанию, саморазвитию.
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Сегодняшний классный час мы проведем, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас.
II. «В мире профессий»
Лишние люди на рынке труда
Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины - так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры - технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, врачи, учителя, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема - только плати и занятия не прогуливай! Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Такое же положение и в других развитых странах. Например, в Западной Европе, по данным ООН, только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой, в России этот показатель еще ниже - 31%. Почему же так получилось: с одной стороны - острая нехватка специалистов, а с другой - безработица, лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.
Пять типов профессий
Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.
Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.
Тест «Ты и твоя профессия»
А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. (Имена фамилии) предлагают небольшой тест на профессиональную ориентацию.
В тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).
Теперь отвечаем на вопросы:
1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков вы предпочли бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В свое свободное время вы любите:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Подсчитаем количество набранных баллов.
Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.
А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.
Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.
Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.
Классный руководитель. А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
Ярмарка профессий. Профессия учитель.
Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: как учитель и врач. Но сегодня мы поговорим о профессии – учитель.
В нашей школе на протяжении 30 лет, трудится учителем биологии _ Симон Марина Равельевна. Она выбрала этот путь не просто. Её тетя – Графская Пелагея Ивановна отдала школе 40 с лишним лет. Она учила маленьких ребятишек читать и писать, решать задачи. И с трехлетнего возраста, Марина Равельевна ходила в школу смотреть, как другие дети выводили буквы. Став постарше она любила смотреть в тетрадки учеников, когда тётя ставила оценки за сделанное на уроке или домашнее задание. Когда Марина Равельевна выросла она решила стать учителем биологии. Но, по волею судьбы, сразу не пришлось работать по специальности. Но зато в течение 8 лет она проработала учителем начальных классов. Может также и продолжала бы работать, но мужа перевели в другое село, пришлось поменять и место работы Марине Равельевне. Переехав в другое село, стала работать не с маленькими ребятишками, а уже более взрослыми. И вот уже 30 лет отдала свое сердце детям. Прошли годы. И вот уже подошло время выбирать профессию дочерям Марины Равельевны. Наталья и Татьяна даже не задумывались, какую профессию выбрать. Они просто решили стать педагогами. Наташа стала учителем математике, и преподает в Лицее города Абакана. Дочь Татьяна – учитель начальных классов в Усть – Абаканской школе. У Марины Равельевны двое внуков, може когда они вырастут тоже выберут эту замечательную профессию.
Суд над профессией учитель
Ведущий 1. Профессия учитель - это очень плохая профессия. Привожу список отрицательных качеств:
- колоссальные нервные перегрузки на уроках;
- подготовка к урокам, проверка тетрадей отнимают время у семьи;
- нужно постоянно что-то читать, узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень;
- отсутствие полноценных выходных (субботники, воскресники, олимпиады, экскурсии и т. п.);
- некогда заниматься своими детьми;
- неблагодарность учеников, которым учитель отдает душу;
- низкий уровень оплаты при очень большой отдаче. Вывод: учитель - это профессия, которая отнимает у человека
здоровье, лишает личной жизни, отнимает время у семьи.
Ведущий 2. А я приведу доводы в защиту профессии учитель:
- постоянное общение с молодежью - это верный способ сохранить молодость;
- постоянная работа над собой, повышение интеллекта - верное средство избежать склероза;
- большой летний отпуск дает возможность уделить время семье и собственным детям;
- собственные дети всегда на глазах, можно постоянно следить за их развитием;
рабочий день заканчивается вместе с уроками - можно заняться домашними делами;
- работа учителя очень важна для общества, и это дает моральное удовлетворение;
- зарплата учителя зависит от него самого: учителя высокой квалификации получают вполне достойные деньги.
Вывод: учитель - это замечательная профессия, которая дает человеку моральное удовлетворение и приносит огромную пользу обществу.
Ведущий 3. Доводы «за» и «против» достаточно убедительны. Каково же будет решение суда: хороша или плоха профессия учителя?
Ведущий 4. Пожалуйста, кто хочет высказаться?
Примерные ответы детей:
- Для кого-то, может быть, эта профессия и в самом деле становится каторгой, если она не подходит человеку по его характеру, психологическим качествам.
- Все зависит от человека: для кого-то такая работа каторга, а кто-то в школе как рыба в воде.
- Все трудности перечеркиваются от сознания важности и нужности это работы.
- Все равно профессия учителя очень уважаемая, хоть низко оплачиваемая.
- Хорошая или плохая профессия учитель - это должен решать сам человек в зависимости от особенностей своего характера.
Классный руководитель. Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование и выбор будет по-настоящему осознанный.
III. Заключительное слово
Классный руководитель. Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.
IV. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?





