Классный час-дискуссия
«Для чего сегодня нужно учиться?»
5 класс
Подготовила
Классный руководитель
5 В класса
Делюкина Нина Николаевна
Донецк 2021 г.
Цели:
воспитание у учащихся осознанного, ответственного и добросовестного отношения к учебе как основному виду деятельности школьника;
формирование положительной мотивации к самообразованию;
содействие успешной адаптации и ориентации обучающихся в современном информационном пространстве
формирование активной гражданской позиции к труду, профессиональному росту
Задачи:
воспитывать у обучающихся правильное отношение к учёбе, науке, литературе как источнику духовного развития личности, её социализации, культурного созидания;
воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся, развивать их инициативность, целеустремленность, настойчивость;
стимулировать процесс самопознания, самовоспитания;
способствовать формированию образа грамотного, успешного, конкурентоспособного человека.
стимулировать обучающихся к размышлению об отличительных особенностях образованного человека, а также об условиях, необходимых для того, чтобы стать образованным человеком
создавать условия для стимулирования обучающихся к самообразованию и саморазвитию
помочь учащимся осознать важность образования и науки в современном мире
развивать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, взаимопонимания, социальной восприимчивости, доверия
выявить уровень знаний учащихся о взаимосвязи уровня образования с профессиональным успехом в жизни человека.
Ход классного часа
Классный руководитель:
- Одним из продолжительных этапов в жизни человека является учёба, получение образования. И я думаю, что вы согласитесь со мной, что это один из важнейших этапов. Заканчивается ли он по окончании школы, ВУЗа? Так ли необходимо получить образование, чтобы стать успешным в жизни? Сегодня мы постараемся вместе ответить на эти и другие вопросы. Тема нашего классного часа «Для чего сегодня нужно быть образованным?»
Для начала давайте разберемся, что в вашем понятии означает слово «образование»? Учащие высказываются, сравнивают свои определения со словарем.
Уч.1 Образова́ние— процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).
Уч.2 Образова́ние - получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение (словарь Ожегова).
Беседа классного руководителя: - Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность часто жалуются те, кто впустую растрачивает время. А ещё ленивые люди утверждают: «Не стоит заниматься работой, когда не расположен к ней». Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет вдохновение. Глубокое заблуждение! Чтобы втянуться в работу, нужно вначале приложить определенные волевые усилия, а потом придет и настроение. Но этих волевых усилий и боится малодушный ленивец. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят: «Терпение и труд все перетрут».
А какие пословицы об учении вы знаете?
Ученье и труд рядом живут.
Знание и мудрость украшают человека.
Ученье свет, неученье – тьма.
Не стыдно не знать – стыдно не учиться.
Ученья корень горек, да плод сладок.
Ученье лучше богатства.
Рукой победишь одного, головой – тысячи.
Учение и труд всё перетрут.
Учиться никогда не поздно.
Тяжело в учение, легко в бою.
Азбука к мудрости ступенька.
Учёный водит, неучёный следом ходит.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Красна птица опереньем, а человек – ученьем.
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Грамоте учиться вперёд пригодится.
Человек учится прежде всего потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами. Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять.
Все это создает внешние побудительные причины. Они также сильны, как и внутренние. Когда внешние побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способным.
Чтобы подтвердить эту мысль, вспомним историю Петра Великого. Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре.
Петр на верфях работает плотником, сидит, согнувшись в тесной каморке над залом английского парламента – слушает речи ораторов; спускается в шахты… Он учится каждый день своей жизни, но учится для того, чтобы приобретенные знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Учиться – значит покорить в себе гордыню, признаться в невежестве. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости – в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием.
Дискуссия:
А сейчас поиграем в игру «Незаконченные предложения»
Я буду зачитывать начало предложения, а вы как можно быстрее придумайте к нему продолжение.
1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...
2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...
3. Больше всего я люблю, когда учитель...
4. Больше всего я не люблю, когда учитель...
5. Больше всего мне школа нравится зато, что...
6. Я не люблю школу зато, что...
7. Мне радостно, когда в школе...
8. Я боюсь, когда в школе...
9. Я хотел бы, чтобы в школе...
10. Я не хотел бы, чтобы в школе...
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...
12. Если я невнимателен на уроке, я...
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...
14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...
16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я...
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...
19. Мне всегда интересно, когда на уроках...
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...
21. Если нам не задают домашнего задания, я...
22. Если я не знаю, как решить задачу, я...
23. Если я не знаю, как написать слово, я...
24. Я лучше понимаю, когда на уроке...
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...
Классный руководитель: Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.
На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):
Я учусь для того, чтобы все знать.
Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Проверьте, правильно ли вы все расставили.
(Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)
Классный руководитель:
В завершение нашего разговора, я раздам вам карточки с удивительными рожицами (рисунок 1). Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе.
Эти карточки я сохраню до 11 класса, мы будем на них отмечать, как изменяется ваше отношение к учению с каждым годом.
Итог воспитательного часа: - А теперь обратите внимание на доску, прочитайте слова известного человека В.А.Сухомлинского и постарайтесь подумать над смыслом данного изречения.
Человек должен учиться, потому, что он человек.
В.А.Сухомлинский.
Заключительное слово учителя
- Наш урок-дискуссия подошел к концу. Спасибо вам за активность, умение слышать и понимать друг друга.
Закончить я бы хотела словами артистки цирка Лины Марса: «Образование как деньги, его нужно иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бедно».