Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Гимназия № 7» (полного дня)
г. Оренбург
Бакунова Марина Витальевна,
учитель начальных классов
Номинация – Конспект занятия
Тема: Мы будем помнить!
Цель: создать условия для формирования у младших школьников представлений о великом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Задачи:
Образовательные: расширить знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и их подвигах, рассказать об истории появления писем- треугольников.
Развивающие: развивать социальную компетенцию, речь и творческие способности учащихся, развить способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, прививать любовь и уважение к своему народу и истории своей страны.
Воспитательные: воспитание чувства гордости за свою Родину, свой народ, уважения к людям, победившим в страшной войне и преодолевшим все тяготы сурового военного времени, к памяти павших бойцов.
Материалы и оборудование: Компьютер, проектор, экран, колонки, презентация, рисунки учеников, посвященные Великой Отечественной войне, фотографии военных лет из семейных альбомов, плакат с датой «1941 – 1945» подготовленные заранее шаблоны, бумажные голуби белого и синего цвета.
Ход занятия:
I этап: организационный создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания;
Презентация Слайд- фронтовые письма
В класс входит учитель в форме почтальона.
Учитель:
Письмо… Держу его в руке…
Что в этом маленьком конверте?
Конечно, грусть в любой строке
А вдруг и весть о чьей-то смерти?
Как вы думаете, почему сегодня к вам я пришла?
II этап: актуализация опыта учащихся краткий обзор предыдущего занятия;
Учитель: Да, я пришла с письмом (показываю треугольник, но на нем ничего не видно). Это письмо из прошлого.
Учитель: Вот такие скромные солдатские треугольники доставляли прямо из окопов с передовой за десятки и тысячи километров. На них отсутствуют почтовые марки. На лицевой стороне написан почтовый адрес. Солдаты писали письма домой на листочке бумаги, бумаги было мало, конвертов совсем не было. Напишет солдат письмо, сложит треугольником, напишет адрес и отдаст военному почтальону. Письма писали в перерывах между боями, писали в окопах, отправляли из госпиталей, опускали на станциях. Письма были разные. Но чаще всего, это были письма для матерей и близких. Как вы думаете, чем писали письма на войне? Ответы детей
Учитель: писали с фронта простыми карандашами, так как не было ручек. В них солдаты писали обо всём: рассказывали о войне, писали стихи, посылали фотографии. Как ждали этих писем дома, весточки давали надежду на победу, на возвращение любимых сыновей, дочерей, мужей, отцов, женихов. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив - здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
III этап: подготовительный мотивация к учебной деятельности;
Ученики читают стихотворения
Ученик 1. Пишет матери солдат,
На листке измятом,
Пишет ротный и комбат,
Кто жене, кто брату.
Пишут в пламени свечи,
Или тусклой лампы,
И письмо по свету мчит,
Ставит время штампы.
Учитель: Видео - письма с фронта ( на экране транслируется)
Чтение детьми отрывка из писем солдат:
Девочка 1: Привет, сестренка! Мы наступаем! Я знаю, Победа близка! Все будет Хорошо!
Мальчик: Саша, Нюра, братик Ваня! Шлю вам огромный привет издалека!
Девочка 2: Дорогие мама и батя! Простите, что давно не писал! Был в госпитале! Но сейчас со здоровьем все в порядке! Не волнуйтесь за меня!
Девочка 3: Многоуважаемая моя, жена Екатерина Ивановна! Скоро я вернусь с Победой домой, и мы заживем лучше прежнего!
Девочка 4: Любимая моя, Дашенька! Посмотри, на улице весна! Она прекрасна, как и ты!
Все читавшие вешают письма на доску.
IV этап: изучение новых знаний и освоение новых способов действий;
Ученик 2. На почтовых поездах,
Письма уезжают,
И солдаты зрят во снах,
Прочитать мечтают.
Как им пишет мать и брат,
Как отец, уткнувшись,
В полотенце душит мат,
В горе окунувшись.
Ученик 3. На войне писать легко,
На листке бумажном,
Пишут где- то далеко,
О любви отважной.
Что хранит от разных бед,
От тоски и смерти,
И несёт любовь и свет,
Письмецо в конверте.
Ученик 4. Ждать солдата будет мать,
Боль, зажав мучительно,
А отец нальёт опять,
Крикнет в след пронзительно.
Тем, кого устали ждать,
И кому не пишут,
Продолжая ночь листать,
В облаках на крыше.
V этап: закрепление знаний и способов деятельности;
Работа в группах
Учитель: К нам попало ещё фронтовое письмо. Но дошло оно в виде фрагментов. Ваша задача собрать все фрагменты письма, чтобы прочесть послание из прошлого.
На экране фоном транслируется видеохроника войны.
VI этап: контрольный выявление качества и уровня овладения учащимися знаниями и умениями
Учитель: 80 лет прошло с тех пор, как вернулись солдаты с войны и мы победили! Но эта повесть в треугольных конвертах долетела до нас сквозь годы, чтобы мы всегда с вами помнили, совершая дела и поступки свои — помнили, мечтая и любя на этой земле — помнили, кому мы обязаны жизнью!
Защитники нашей Родины мечтали о мире без войны, о счастливом детстве для своих детей и внуков. Среди этих людей были и ваши прадеды.
Напишите письма солдатам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны, или солдатам нынешнего поколения – участникам СВО.
Постарайтесь в своих письмах рассказать о своей мирной жизни и выразить слова благодарности солдату.
1. Творческая работа «Письмо солдату»
2. Практическая часть: изготовление солдатского письма - треугольника. (Учитель показывает, как сложить письмо – треугольник, учащиеся складывают свои письма)
VII этап: рефлексивный – мобилизация учащихся на самооценку;
Давайте вспомним, что нового сегодня вы узнали?
Почему очень важно знать, помнить и передавать память следующему поколению?
Ребята, скажите, какую птицу называют птицей мира? (Голубь)
На парте у вас подготовлены бумажные голуби белого и синего цвета.
Ребята, если сегодня вы узнали что-то новое, вам было всё понятно и интересно, возьмите белого голубя, если у вас остались вопросы по теме – возьмите синего голубя и приклейте его на письмо – треугольник. И пусть голубь доставит это письмо адресату. Ведь была же, когда – то голубиная почта.
VIII этап: итоговый - подведение итогов учебного занятия;
(Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».)