Ток-шоу «Отцы и дети – поиск решений или конфликт поколений?»
Преподаватель: Намятова Г.А.
Контингент: 1, 2 курсы Цель: обсуждение актуальных вопросов взаимоотношений детей и родителей в семье, выявление проблем и поиск их решений
Ход мероприятия:
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интерес нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.
Уильям Линкольн
В: -Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать всех вас на нашем ток-шоу, тема которого «Отцы и дети – поиск решений или конфликт поколений?» Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношениях детей и родителей в семье, порассуждаем о том, какие проблемы и почему возникают в современной семье и попытаемся найти пути их решения.
А начнём мы с того, что попытаемся определить, для чего любому ребёнку нужны родители? Как вы думаете?
- Какие функции выполняет родитель?
Обеспечивает продолжение человеческого рода
Берет на себя воспитание детей и помогает им в образовании
Удовлетворяет потребности своего ребёнка в любви и взаимопомощи
Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета
Помогает ребёнку социализироваться по мере взросления
Вот сколько всего ложится на плечи ваших родителей! Но в каждой семье между детьми и родителями могут возникать конфликты. Проблема конфликта между родителями и детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей» одна из древнейших на земле. Ведь ещё Сократ в 5 веке до нашей эры говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».
Начать наш разговор о конфликтах я бы хотела с маленькой сценки в кабинете психолога. На прием пришла мама с дочерью - с пятнадцатилетней дочерью Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее.
Мама: -Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.
Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.
Таня: - Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»
А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отвечать им, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.
Вот такие клиенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе.
Как вы считаете:
-хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?
-можно ли назвать их семью счастливой?
-что отравляет отношения? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?
(Дети высказываются.)
-А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?
(Дети высказываются.)
Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем.
Но сначала, предлагаю Вам разобраться в причинах возникновения конфликтных ситуаций. Я приглашаю сюда двух добровольцев.
Упражнение «Комната»
Один из приглашенных выходит за дверь. Второй описывает комнату, в которой находится (10 прилагательных применительно к помещению, в котором находится группа). Описание записывается на доске. Затем его описание закрывается и приглашается второй участник. Он так же описывает комнату, в которой находится, его описание записывается на другой стороне доски. Затем оба описания сравниваются. (Цель - показать, что у разных людей, разные взгляды на одну и ту же вещь.)
В: - А какова причина конфликта в ситуации с Таней и её матерью? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?
Примерные ответы детей:
Трудный возраст дочери.
Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.
Успеваемость, учеба.
Лень, неаккуратность.
Придирчивость родителей.
Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.
В: -Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?
Примерные ответы детей:
Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.
Получить паспорт, участвовать в выборах президента.
Делать, что тебе захочется.
Делать не то, что хочешь, а то, что должен.
Иметь много обязанностей.
Жить по правилам, выполнять все законы.
В: -Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими. К какой части детей относитесь вы? (Дети высказываются.)
На какой почве чаще всего случаются конфликты?
Примерные ответы детей:
Не помогал по дому.
Учеба, поведение.
Поздно приходил домой.
Вредные привычки (курение).
Из-за моей компании.
Внешний вид (прическа, одежда).
Мои поздние возвращения домой.
Плохой характер родителей.
Из-за денег, покупки вещей.
Подростки в конфликте:
1. Кризис переходного возраста.
2. Стремление к самостоятельности и самоопределению.
3. Требование большей автономии во всём – от одежды до помещения.
4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.
5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
1. Нежелание признать, что ребёнок стал взрослым.
2. Боязнь выпустить ребёнка из гнезда, неверие в его силы.
3. Проецирование поведения ребёнка на себя в его возрасте.
4. Борьба за собственную власть и авторитетность.
5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка.
6. Неподтверждение родительских ожиданий.
В: -Как видим, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.
Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»
В: Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него? На доске написаны 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации (перечисляет, потом комментирует]:
а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;
б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) уход от конфликта (уклонение);
д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.
В: -Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали?
Примерные ответы детей:
Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.
Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.
Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.
Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи»
В: -Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор? Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы. На доске записаны три незаконченных предложения. Предложите свои варианты окончаний.
(Учитель дает высказаться по цепочке каждому ряду.) Умение владеть собой - это...
контролировать свое поведение;
сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно;
держать себя в руках;
не позволять себе грубости, хамства;
не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешенным, корректным.
Чтобы научиться владеть собой, нужно...
работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого;
читать книги по психологии;
не терять своего достоинства;
научиться уважать других людей;
научиться видеть свои недостатки;
быть строгим к себе и снисходительным к другим.
Чтобы найти компромисс, нужно...
найти такое решение, которое устроит всех;
войти в положение другого человека;
видеть правоту другого человека;
отказаться от своего эгоизма;
не считать себя выше других;
уважать чужое мнение.
В: -Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.
Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.
Работа в группах. Сочинение-миниатюра «Закон
бумеранга»
В: - Говоря о конфликтах, нельзя забывать о том, что все наши поступки влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Добро, которое мы делаем людям, возвращается к нам, делая нас счастливее, так же как и зло, которое мы причиняем другим, возвращается к нам. Можно сказать, что в человеческих отношениях действует закон бумеранга.
Допустим, меня с утра оскорбила своей грубостью продавщица - придя в училище, я выплеснула свое раздражение на учеников - кто-то из них сорвал свою злость на прохожем - этим прохожим оказался муж той самой продавщицы, который от злости и бессилия напился и, придя домой, устроил скандал своей жене. Так бумеранг возвратился к тому, кто его послал.
Но к человеку бумерангом может вернуться и добро - все зависит от содержания послания. Я уверена, что всем вам приходилось сталкиваться с действием бумеранга. Сейчас вы будете работать в группах (по 4 человека - две соседние парты в одном ряду). Задание для групп: вспомните, как возвращались к вам ваши хорошие и плохие поступки, и сочините небольшую миниатюру «Закон бумеранга».
(В течение 5-7 минут дети придумывают рассказы.)
Послушаем, что у вас получилось.
(Дает слово представителям групп. Дети читают свои рассказы.)
Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвращалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
Подведение итогов (рефлексия)
В: - Почему происходят конфликты? (Не умеем выслушать друг друга, не хотим вникнуть в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого, не хотим понять интересы друг друга и найти общие интересы).
Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов?
1. Умение слушать.
2. Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями.
3. Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя.
4. Умение критиковать и правильно реагировать на критику.
5. Умение принимать решение.
6. Умение уважать друг друга, и начинать эту науку нужно с себя.
Методы выхода их конфликта
1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других.
2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.
3. Поставить себя на место другого человека.
4. Осознать право на существование другой точки зрения.
5. Быть твёрдым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.
Очень важно понять, что каждый из окружающих тебя людей имеет свой сложный и богатый внутренний мир.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё…
Е.Евтушенко
И если человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.
И вот такие-то сложнейшие миры сталкиваются между собой в повседневной жизни, порождая многочисленные проблемы. И возникает необходимость погасить конфликт. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причём на основе такого компромисса между ними, который бы, во-первых, не шёл вразрез с этическими нормами. А во-вторых, не ущемлял человеческого достоинства обеих сторон.
За и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?
1. За то, чтобы перестать быть ребёнком.
2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
3. За утверждение среди сверстников.
4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Мы с вами узнали, что конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений. Я предлагаю вам посмотреть типичные конфликтные ситуации, которая часто возникает в наших семьях и попробовать их решить. Первую ситуацию мы разберём вместе:
В: -Светлана собирается идти в школу в одной кофте, а на улице этим утром довольно прохладно.
Мать: «Надень пальто. Эта кофта слишком тонкая».
Девочка: «Пальто не одену».
Мать: (на повышенных тонах) «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я говорю. Немедленно надень пальто!»
Девочка: (на повышенных тонах) «Не буду я одевать, это дурацкое пальто!»
Мать: (на повышенных тонах) «Я тебе сказала, одень пальто, на улице сегодня холодно. Ты, что совсем ничего не понимаешь, когда тебе мать говорит?»
Девочка: (крича) «Не буду я надевать это пальто, если тебе надо, ты его и одевай!»
В: - Конфликт ярко выражен. Если выиграет мать, девочка будет чувствовать себя униженной и мрачно отправится на уроки, кляня всех взрослых и строя планы, как бы наказать семью, а заодно и школу. Возможно, она и наденет пальто, но, выйдя из дома, его снимет. Если же выигрывает девочка, мать остается не в духе. Она может начать "пилить" отца, которому наплевать на поведение дочери...В итоге, день у нее наверняка сложится скверно.
-Я предлагаю вам найти пути решения выхода из этой ситуации, чтобы оно максимально учитывало интересы обеих сторон. (варианты ответов)
В: - На самом деле, большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства.
Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок.
Вот вариант решения этой проблемы с использование компромисса.
Мать: «Надень пальто. Эта кофта слишком тонкая».
Девочка «Пальто не одену».
Мать: «Можем ли мы согласиться, что мы обе не хотим, чтобы ты простыла?»
Девочка кивает.
Мать: «А раз так, нам остается только выяснить, как этого добиться. Ты считаешь, что пальто для этого надевать не нужно. Я считаю, что нужно. Давай посмотрим, возможно, ли какое-то иное решение проблемы здоровья?»
Девочка: «Ладно, как насчет того, чтобы надеть под кофту водолазку?»
Мать: «Прекрасная мысль».
В: -На этом инцендент исчерпан, у мамы и дочери прекрасное настроение. И думаю, что дальнейший день у обеих сложится хорошо.
Теперь, я предлагаю вам решить конфликтные ситуации с помощью компромисса.
- Подросток хочет пойти гулять, но уроки ёще не выучил. Родители настаивают, чтобы он сначала выучил уроки.
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама:- Ты куда собираешься?
Подросток:- Иду гулять.
Мама: - Но ты ещё не сделал уроки?
Подросток: - Ну и что, потом сделаю.
Мама: - Сначала надо сделать уроки.
…………………………………………..
- Подросток любит слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу возникают конфликты.
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама: - Сделай тише музыку.
Подросток: - Я люблю слушать, когда играет громко.
…………………………………………
- Перед сном подросток смотрит телевизор, и передача настолько захватила его, что он не может оторваться и не ложится спать:
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама: - Выключай телевизор, пора ложится спать, завтра в школу
Подросток: - Идет интересный фильм, я хочу его досмотреть.
…………………………………………
- У подростка в комнате беспорядок, убираться нет никого желания, родители настаивают, чтобы в комнате была сделана уборка:
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама: - Опять у тебя бардак в комнате, уберись, пожалуйста, у себя
Подросток: - Я не хочу сейчас убираться.
………………………………………………
- Подросток хочет погулять сегодня подольше, родители не разрешают:
Пример компромиссного решения проблемы:
Подросток: - Можно я сегодня погуляю подольше?
Мама: - Нет.
……………………………………………….
- Подросток получил двойку и родители в наказание не пускают его на занятия в спортивную секцию:
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама: - Зато что получил двойку, никуда не пойдешь и даже на тренировки.
Подросток: - Ну я же её не специально получил.
........................................................................
- По учебной программе подростку задали прочитать книгу. Читать он её не хочет, предпочитает посмотреть кино поставленное по этой книге:
Пример компромиссного решения проблемы:
Подросток: - Я не буду читать книгу, я лучше кино посмотрю.
Мама: - Тебе задавали не кино смотреть, а читать книгу. Вот садись и читай.
……………………………………………….
- Лето. Родители настаивают на поездке к родным в другой город, но подросток отказывается ехать, так как в это время в клубе будет проходить интересное мероприятие в котором он очень хочет принять участие:
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама: - В конце июня до августа едем к бабушке в Астрахань.
Подросток: - Я не поеду, 7 июля в клубе будет праздник, я очень хочу в нем участвовать.
…………………………………..
В: -Вы все хорошо справились с этим заданием. Если мы с вами в повседневной жизни постараемся придерживаться этих правил, будем использовать полученные сегодня знания, то многих внутрисемейных проблем и конфликтов сможем избежать.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Заключительное слово
В: -Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным писателем.
В: -Когда мы говорим, что будущее принадлежит детям, мы имеем в виду, что в этом будущем не будут забыты родители, старики всегда дождутся помощи и внимания. Я желаю счастья вашим семьям, мира в вашим отношениях. На этом наше занятие заканчивается. (видеоролики)