Тема: «ЦЕННОСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».
Цель: формирование у школьников нравственного миропонимания.
I. Вводная часть:
1. Сообщение темы классного часа.
Добрый день, уважаемые гости!
Тема разговора в классе сегодня – «Нравственность и ее ценности». Эпиграфом к теме я взяла слова А. Эйнштейна, который утверждал, что «важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни».
Примут участие в беседе гости класса (представление гостей).
2.Вступительное слово учителя.
Тема для разговора выбрана не случайно. Мы живем в трудное время, страшное бездуховностью, ожесточением, цинизмом. В стране, раздираемой противоречиями, в государстве с новыми рыночно-экономическими отношениями происходит переоценка ценностей. И все чаще и чаще ученые, педагоги, психологи высказывают мысль о необходимости духовно-нравственного возрождения.
«Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!» - восклицает поэт Н. Заболоцкий.
И действительно, ничто неподвластно времени. Оно меняет все и всех, непрестанно вносит коррективы в жизнь общества и в представления людей. И часто мы слышим: «Времена уж не те, взгляды не те, вкусы не те». И все же есть то, что существовало во все времена – понятие о нравственном и безнравственном.
По определению толкового словаря Ожегова, «Нравственность – внутренние духовные качества человека, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами».
II. БЕСЕДА.
1.
Вопрос классу:
Существует выражение «человек безупречной нравственности». Скажите, какими на ваш взгляд, духовными качествами должен обладать такой человек?
Вопросы гостям:
Как вы считаете, в наши дни каких людей больше: нравственных или безнравственных? Каких вы лично встречали больше (на примере людей разного поколения: ровесников, людей старше, младше вас)?
Скажите, какой недостаток в нравственном поведении людей вы считаете самым непростительным?
Уважение к людям – одна из важнейших нравственных черт человека. По существу, она определяет все остальные моральные свойства личности и является стержнем ее нравственного мира. Известный туркменский поэт 18 века Мактумкули писал: «Лучшая мораль – уважение людей».
Вопрос гостям:
Какова сущность уважения к людям?
В чем проявляется уважение?
Вопрос классу:
Скажите, какие законы вежливости вы знаете?
Что значит «проявить такт, деликатность»?
Что такое терпимость в отношениях с людьми?
Поднимите руку, кто из вас всегда, в любых обстоятельствах, соблюдает правила вежливости?
Выводы сделайте сами. А насколько бы проще и радостней стала наша жизнь, если бы мы соблюдали известную заповедь: «Относись к другим так…» Продолжите выражение.
Человек, не уважающий других, не вызовет уважения и к себе. Не случайно народная мудрость гласит: «Как аукнется…» или «Что посеешь…» Продолжите.
Так давайте же сеять всегда и везде ростки уважения, простого человеческого уважения к друг к другу.
Ребята, какие у вас есть вопросы к гостям класса?
(Ученики задают вопросы к гостям.)
2.
Другим мерилом нравственности является совесть. Многие выдающиеся люди указывают, что без чувства совести трудно стать нравственным человеком.
Вопросы гостям:
Объясните, пожалуйста, что такое совесть?
В чем проявляется совесть?
Вопросы классу:
Что означают выражения «спокойная совесть», «нечистая совесть»?
У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». Почему человек с нечистой совестью действительно жалок?
Какого человека называют совестливым и потерявшим совесть? Как могут складываться отношения таких людей с окружающими, с коллективом?
Совесть служит регулятором поведения и деятельности человека, его внутренним моральным контролером. Насколько важно это нравственное чувство, показывает стихотворение Н. Рыленкова «Совесть».
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам.
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
Она скромна. Не говорит ни слова,
Пока не взвесит помыслов и дел,
И вдруг напомнит прямо и сурово,
Как раз о том, что ты забыть хотел.
Многие психологи считают, что совесть рождается и складывается примерно к 10-11 годам, когда у человека появляется способность к соотнесению своего «Я» и других людей, возникает способность оценивать себя, свои возможности и поведение.
Вопрос гостям:
Вы согласны с этим утверждением, что совесть складывается к 10-11 годам?
Вопрос о том, что такое совесть, задавался детям в возрасте от 5 до 9 лет одним из зарубежных журналов. Девочка 6 лет сказала, что совесть – это место внутри тебя, где жжет, если ты поступаешь нехорошо. Мальчик 6 лет сказал, что он думает, будто это как-то связано с плохим ощущением, когда обижаешь девочек или маленьких собак. А девочка 9 лет объяснила, что это голос внутри, который говорит ей «нет», когда она хочет сделать что-нибудь плохое, например, побить младшего брата. Девочка сказала, что «совесть спасала ее много раз».
Вопросы классу:
Ребята, кто из вас помнит, когда и по какому поводу вы впервые испытали чувство стыда?
У кого были случаи, когда вас, как и ту 9-летнюю девочку, спасала совесть?
Хочется верить, что и в дальнейшем совесть убережет вас от плохих поступков
Задавайте вопросы нашим гостям.
(Вопросы ребят гостям класса.)
3.
С категорией совести напрямую связаны понятия о добре и зле, а в конечном итоге, и счастье человека. Ведь именно совесть сдерживает наши злые помыслы и заставляет делать добрые дела, а добрые дела, как известно, ведут человека к счастью.
Говорят, что если есть в человеке доброта, то он как человек состоялся.
Вопросы классу:
А что такое доброта? Какого человека мы называем добрым?
Сколько теплых, нежных, дорогих сердцу понятий скрывается за одним лишь словом!
Скажите, а уместно ли в столь трудное время говорить о сострадании, милосердии, гуманности? Может быть, проще подстроиться под это «злое» (по определению журналистики) время?
Итак, доброта все же необходима человечеству, ибо от нее лежит путь к счастью. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, готовый протянуть руку помощи в рудную минуту, чувствует себя счастливым и делает счастливым других.
О необходимости доброты в любое время очень ярко сказал И. Машбаш:
В этот век и потерь и открытий,
Век стремительный, злой, непростой,
Доброту мою, люди, примите
И согрейте меня добротой.
Ребята, какие у вас есть вопросы к гостям класса?
(Вопросы ребят гостям.)
III. ОБОБЩЕНИЕ.
Только доброта, милосердие, уважение и любовь к ближнему способны изменить нашу жизнь к лучшему и привести человечество к счастью. Все же остальное, как говорили мудрые, от лукавого. И если каждый поверит в это, будет жить по законам нравственности и помнить о ее ценности, то непременно сбудутся слова Ф.М. Достоевского, о том, что «красота спасет мир», красота человеческих отношений, красота человеческой души. Он всю жизнь верил в это. Давайте верить и мы.