Классный час: Доброта
Цель: Порассуждать с детьми о доброте, какого человека называют
добрым; рассказать о своих добрых делах.
Задачи:
- Формировать у учащихся представления о добре и зле,
познакомить с пословицами о доброте.
- Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу в
умении выражать свои чувства.
- Воспитывать доброе отношение к другим людям, умение
сопереживать и помочь в трудных ситуациях.
- Здравствуйте, ребята!
Добрый день, добрый час.
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
- О чем будем сегодня беседовать, догадайтесь сами, послушав стихотворение:
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
ДОБРОТА.
- Что такое доброта?
(это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление человека делать добро другим.)
Фрагмент из мультфильма Фунтик
- Узнали этих героев?
- А что знаете про поросенка Фунтика?
(Он жил у злой госпожи Белодонны, которая использовала Фунтика. Она обманным путем зарабатывала через Фунтика деньги, т.е. Фунтик детям рассказывал разные жалостливые истории, за которые они Фунтику давали деньги. Белодонна потом все эти деньги забирала себе. Но однажды Фунтик от нее убежал. Он понимал, что детей обманывать нехорошо и ему было очень стыдно. Его нашел добрый фокусник. Вот это фрагмент вы сейчас просмотрели)
(Просмотр фрагмента из мультфильма, где поросенок Фунтик расскаывает о себе)
- У меня в руках этот Фунтик (игрушка поросенок Фунтик). Я буду передавать его вам, а вы называть свои добрые дела, которые вы делаете каждый день. (помогать маме, кормить домашнее животное, чистить снег)
- ……
Послушайте стихотворение: (Л. Поляковой)
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...
-Есть ли у добрых людей друзья?
Много или мало?
- Какой трек последний прошли на Орлятах России? (Добровольцы)
Значит, вам хорошо известно понятие Быть добрым. И вы знаете, кто такие волонтеры. И вам хорошо известна символика трека «Орленок-доброволец» - ладонь, внутри которой сердце. А можете объяснить смысл этого символа?
- Вы наверняка делали добрые дела… (кормушки для птиц, снег чистили…)
- А знаете ли вы ребята, что есть такой праздник, который называется «День доброты»? И отмечается он 17 февраля.
Этот праздник следует отмечать «всем миром», вне зависимости от места проживания и национальности. В этот день надо быть не просто добрыми и отзывчивыми к чужой беде, а добрыми безгранично и бескорыстно. В некоторых странах в этот праздник принято дарить цветы знакомым и незнакомым людям, делать комплименты незнакомым людям.
- А вы знаете, что такое комплименты?
Какие комплименты можно сделать человеку? Приведите примеры.
(Красивая прическа, красивые глаза, у тебя добрая улыбка, ты приносишь радость людям, ты само очарование, ты прекрасный друг, ты своим присутствием поднимаешь настроение, ты жизнерадостный, щедрый и т.д.)
- Давайте через Фунтика будем передавать друг другу комплименты.
- Ну как? Приятно было слышать про себя ?
- Давайте сделаем вывод.
(Надо чаще друг другу говорить хорошие слова, хвалить друг друга)
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
- Работаем в группах????
-Ребята, для начала прочитайте эти пословицы и объясните смысл:
«Без добрых дел нет доброго имени.»
(Не только слова должны быть добрыми. Но поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть.)
«Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.»
(Рядом с добром часто упоминается зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним.)
«Доброе слово и железные ворота открывает.»
(Основное назначение человека- творить добро.)
«Ласковое слово, что солнышко в ненастье.»
(Доброта - это солнце. Добрые люди, как лучи солнца, согревают людей добротой своей.)
«Доброе слово человеку, что дождь в засуху.»
(Жизнь дана на добрые дела. Добрые дела красят человека. Доброе слово лучше богатства.)
- . Из пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
- Каким делает человека доброта?
(уверенным, смелым, сильным, появляется желание помогать другим).
- Сможет ли в наших условиях выжить добрый человек, несмотря даже на малейшее зло?
(к добрым всегда тянутся люди, у добрых много друзей, готовых прийти на помощь)
- Давайте рассмотрим такие ситуации:
- Ситуация №1
Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.
Почему Рита ушла за другой стол?
Правильно ли поступила Оля?
Как нужно было правильно попросить карандаш?
Как бы поступил ты?
Ситуация № 2
Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
- Сможет ли добро когда-нибудь окончательно победить зло? (ответы учащихся)
- Вспомните сказки. Ведь в сказках всегда что побеждает?
А теперь давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.
1. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит из сказки К. Чуковского «Доктор айболит»)
2. Девочка спасает своего брата Иванушку от Бабы Яги и возвращает его домой (Аленушка из сказки «Гуси-Лебеди»)
3. Девочка заботится о своей бабушке и, когда она заболела, не испугалась леса и решила отнести старушке пирожков (Красная Шапочка из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»).
- Ой, ребята, я получила письмо от нашей планеты Земля. Посмотрите, какая она грустная.
Сейчас мы с вами поиграем в игру, игра называется «Дерево добра». Постараемся планете поднять настроение.
( нарисованное дерево, где написано слово «добро»)
«Дерево добра»
(на партах по одному листику на пате)
Перед вами дерево, которое называется «Дерево добра». Но нашему дереву не хватает листьев. Перед вами листья, но листья не простые. На листьях к слову добро добавлено окончание. Я буду называть пару к слову добро, а вы должны найти листик и приклеить к нашему древу.
- добро и душа (добродушный);
добро и желать (доброжелательный);
добро и порядок (добропорядочный);
добро и сердце (добросердечный);
добро и совесть (добросовестный).
Посмотрите, какое красивое «Дерево добра» у нас получилось, ребята, а вам нравится. Давайте мы с вами прочитаем все вместе, какие же слова у нас получились.
Ребята, а как вы думаете, а настоящий добрый человек, должен обладать всеми этими качествами?
Следующая игра «Весы добра и зла».
Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Сейчас мы с вами это и узнаем. По очереди каждый из вас будет подходить к столу, брать листочки, прочитать вслух и положить на наши весы. На одной чаше (тарелочка) весов у нас доброта, а на другой чаше зло.
(жадность, грубость, предательство, война, ложь.)
(Уважение, вежливость, благородство, сердечность, милосердие, терпимость)
Давайте мы с вами подсчитаем, что же у нас победило, добро или зло.
Победило у нас добро, и в жизни у нас должно побеждать только добро. Ребята, давайте мы избавимся раз и навсегда от зла, порвем листочки со словами зла на мелкие кусочки, и чтобы в нашей жизни никогда не встречались эти слова, эти поступки.
- Конечно, добра больше. И мы с вами тоже будем добро приумножать.
- Называем добрые дела.
- За каждое названное доброе дело на нашей планете будут появляться бабочки, цветы.
(Глобус – картинка, на котором появляются цветы, бабочки)
Поступки:
(бабушке помогли перейти дорогу, почистили снег, уступили место в автобусе старшим, спасли котенка и т.д.)
Посмотрите, какой будет наша планета от добрых дел?
- Вот такая будет наша планета, если…
(мы не будем ссориться, вредить природе, делать только добрые дела, помогать людям)
Рефлексия:
Ладошки из цветной бумаги. На пальчике пишем доброе слово или пожелание. Например: желаю удачи, пусть тебе всегда везет, прекрасного настроения и т.д. , передаем дальше, следующий пишет на втором пальчике и т.д. У кого осталась ладошка заполненная, на ладошке пишем свое имя и оставляем себе. Приятно получить такие ладошки с добрыми словами?
Закончить нашу беседу хочу словами:
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по Земле.
И я про нее не забуду,
Хотя забываю о Зле.
Учитель начальных классов Фомина Тамара Владимировна
8