Классный час «Доброта и толерантность спасут мир!»
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Добрый день, дорогие друзья!
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники , люди разных рас и национальностей: азиаты, евреи, русские, армяне, украинцы, молдаване… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом?
Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Об этом и о том, какие должны быть взаимоотношения между людьми, мы поговорим сегодня на нашем классном часе.
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как
Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г., Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп, Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан, Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков…
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность».
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
В 1995 году, на Генеральной конференции ЮНЕСКО был торжественно провозглашен день 16 ноября Международным днем толерантности.
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах он оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие «толерантность».
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Человек имеет право быть ДРУГИМ!!
Ребята! Как вы считаете, класс это маленькая семья или нет? (ответы детей). А хотелось бы вам, чтобы в вашей семье, классе - царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно? (ответы детей).
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: Любовь, Прощение, Терпение. И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
Обсуждение притчи.
Как вы поняли смысл этой притчи? (ответы детей)
Значит, какими были члены семьи?
Замечательно, вы хорошо поработали и нам сейчас нужна музыкальная
Физкультминутка.
Здравствуй, мир! (руки верх)
Это – я! (к себе)
А вокруг – страна моя! (вокруг себя)
Солнце в небесах - горит! (руки верх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (влево руки в замке)
А там - поля! (вправо руки из замка)
Здесь – друзья! (влево руки из замка)
И здесь – друзья! (вправо руки из замка)
Я легко к земле нагнусь, (наклоны в низ)
К каждой травке прикоснусь, (несколько наклонов)
Распрямлюсь и встану гордо! (руки через верх на пояс)
И вздохну я грудью полной! (вращение руками и на пояс)
Вправо, влево оглянусь (поворот головы)
По округе пробегусь (поворот вокруг себя)
Стал я бодрым (рывки руками перед грудью)
И веселым, (рывки руками раскрытыми вправо)
Как ребята (рывки руками перед грудью)
С нашей школы! (рывки руками раскрытыми вправо)
Здравствуй, город самый лучший! (вперед)
Здравствуй, край родной, могучий! (вращение руками и вперед)
Здравствуй же, страна моя! (вращение руками вперед)
Здравствуй, мир! (ладони в чашу)
Встречай меня! (ладони к груди)
Сегодня наш разговор посвящён толерантности. Не всем, может быть, на первый взгляд, это слово понятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека и общества в целом.
И нашу встречу я бы хотела продолжить разговором о вечном, о любви.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Чтобы научиться понимать людей, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников.
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
1. Миша плохо одет…
2. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Ты говоришь, что он выглядит смешно.
3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
4. Пожилая женщина медленно идет…
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
5. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
Ты разговариваешь с ним.
Ты говоришь, что все мальчики - нули.
6. На твоих глазах на кого – то нападают…
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
7. К тебе подходит ребенок – инвалид…
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Давайте посмотрим, чему нас учит эта сказка.
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.
Наша страна – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Толерантности.
Давайте вдумчиво произнесем следующие фразы: (на экран)
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет
войны.
В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели «Счастье - это когда тебя понимают» говорит герой фильма. Что нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Ведь без него не может быть ни полноценной дружбы, ни любви, ни творческого сотрудничества, ни просто нормального общения.
Друзья, завершая нашу встречу запомните:
Толерантность-это:
- сотрудничество, дух партнерства, готовность мириться с чужим мнением;
- уважение человеческого достоинства;
- уважение прав других, принятие другого человека таким, какой он есть;
- способность поставить себя на место другого;
- уважение права быть иным, признание многообразия, признание равенства других;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению, отказ от причинения вреда и насилия.
Рефлексия:
Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Всмотритесь в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. Мои помощники вам раздадут листочки. Напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. Эти листочки в конце встречи мы прикрепим к дереву толерантности. Мы подготовили для вас памятки «Правила толерантного общения».
Если мы будем их придерживаться, тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше! Счастья всем вам! Мира, радости и терпения! Успеха!! Спасибо за сотрудничество.
Протокол классного часа в 7 классе № 8
Дата: 21.01.2025г.
Присутствовало: 10 учащихся
Тема: «Доброта и толерантность спасут мир!»
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Целевая установка и определение темы.
3. Определение понятия «толерантность».
4. Притча «Ладная семья».
5. Обсуждение притчи.
6. Тестирование «Насколько вы толерантны?»
7. Анализ тестирования.
8. Рефлексия.
9. Памятки «Правила толерантного общения».
10. Организационные вопросы класса.
Решение классного часа:
Толерантность-это:
- сотрудничество, дух партнерства, готовность мириться с чужим мнением;
- уважение человеческого достоинства;
- уважение прав других, принятие другого человека таким, какой он есть;
- способность поставить себя на место другого;
- уважение права быть иным, признание многообразия, признание равенства других;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению, отказ от причинения вреда и насилия.
Классный руководитель: Евдокимова А.А.