Классный час «Доброта твоего сердца»
Цели классного часа: Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, ноутбук;
- рабочие листы;
- презентационный материал, выполненный в PowerPoint;
- тест «добрый ли ты».
Слайд № 1
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята!
Тема нашего классного часа очень актуальна на сегодняшний день. А почему, вы мне ответите в конце нашей встречи. Да и тему вы должны определить сами, но с моей помощью.
Итак, обратите внимание на доску. Вы видите семь закрытых букв. Что же это за слово? Каждая группа открывает по одному слову, а затем, я надеюсь, мы хором его произнесем.
Д О Б Р О Т А
Слайд № 2
УЧИТЕЛЬ: Это слово означает стремление помочь людям, причем, не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.
Это качество
В сердце у многих живёт,
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Слайд № 3
Догадались, что это?
Сердец… (Доброта)
УЧИТЕЛЬ: Так о чем же у нас сегодня пойдет речь?
А где живет доброта?
Слайд № 4
«Доброта твоего сердца»
Из истории происхождения слова «добро»
УЧИТЕЛЬ: Слово "добро" является исконно русским и ведёт свои корни не со старославянского языка, а из праславянского, более старшего, начавшего вытесняться старославянским языком в период 3-5вв н.э. В праславянском языке оно имело несколько значений: храбрый, сильный, крепкий, плотный. Эти слова не имеют никаких аналогий с другими иностранными словами. По мнению этимологов, само слово ассоциируется с деревом (как вы думаете каким) "ДУБ" и с него берёт своё начало.
Встречается оно в украинском, белорусском, сербохорватском, польском, чешском и словацком языках.
Литовское ««dabnus» - «хороший»
Латышское «dabat» - «быть угодным»
Немецкое «tapfer» - «храбрый, доблестный»
Латинское «faber» - ремесленник
Слайд № 5
Ребята, я предлагаю вам принять участие в игре «Ассоциация» на слово «доброта».
Рабочий лист № 1 .
Слайд № 6
Мой вариант «ассоциации»
- Какие звуки вы слышите, когда произносите это слово? (звон колокольчика, нежный, ласковый шепот и т.д.)
- А если это слово положить на язычок, то, что вы ощутите? (сладкое, как карамелька, вкусное, воздушное, как пирожное и т.д.)
- А каково это слово на ощупь? (теплое, круглое, ворочается в кулачке, шевелится, щекочет, сердечко радостно стучит)
- С каким животным у вас ассоциируется слово доброта? (игривый, ласковый котёнок, бабочка, и т.д.)
Слайд № 7
Ребята, на тему добра существует много пословиц. Перед вами рабочий лист № 2 . Задача, собрать пословицы
Слайд № 8
Игра «Добрые профессии»
УЧИТЕЛЬ: Ребята перед вами рабочий лист №3. Ваша задача подумать, записать, какие на ваш взгляд профессии относятся к разряду «добрые профессий» Время 2 минуты.
Ребята все согласны?
Слайд № 9
УЧИТЕЛЬ: А вот мой вариант ответа
- Лесник;
- Ветеринар
- Священник
- Воспитатель
- Строитель
- Истопник
- Почтальон
Тестирование.
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, за что ценят добросердечных людей?
Слайд № 10
УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю вашему вниманию несколько высказываний. Давайте обсудим, какие из них характеризуют добросердечного человека (работа в парах)
- любит быть в центре внимания;
- вежлив в словах и поступках;
- думает о других прежде, чем о себе;
- считает себя лучше других;
- преследует собственные интересы;
- ценит других так же высоко, как самого себя;
- любит людей, старается помочь им;
- делает вид, что любит других, чтобы добиться их любви;
- оставляет теплые и позитивные впечатления;
- старается везде побывать;
- отличается от других представительностью, величием, статусом;
- яркий, привлекательный;
Какой мы сделаем вывод? В добросердечном человеке сконцентрировалось все самое хорошее, полезное, отзывчивое.
Слайд № 11 Обсуждение жизненной ситуации
Ситуация «Случай на железнодорожном вокзале»
Автор: В кассу железнодорожного вокзала стояла огромная очередь. Было тесно, душно. Какая то старушка, прося снисхождения к усталым, больным своим ногам, стала объяснять очереди
Старушка: Миленькие, пропустите вы меня без очереди. Ноги болят, спасу нет, спину ломит, того гляди позвоночник выскочит. Ох. Как тяжело стоять. Пропустите без очереди.
Автор: И, чуть слышно добавила
Старушка: Дак я еще и участница войны. Вот только в спешке удостоверение дома забыла.
Автор: В очереди поднялся недовольный ропот:
1 парень: Сидела бы ты бабуся, дома! Подумаешь, война – да когда это было, пора и забыть?
Автор: Голоса были молоды, раздраженно-дерзки
1 парень: Есть удостоверение – вынь и покажи!
Автор: Крикнул дюжий парень в джинсах с ног до головы. Вдруг из очереди послышался голос.
2 парень: Пропустите меня, я с удостоверением.
Автор: И к окошку кассы двинулся высокий молодой человек. В руке он держал красную книжечку. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась, и стоящие рядом люди увидели звезду Героя Советского Союза.
2 парень: До какой станции тебе, мать
Автор: Участливо спросил он женщину. И через минуту протянул ей билет.
Вопросы:
– Как вы оцените поведение людей в очереди (растерянность);
- как бы вы поступили оказавшись в этой очереди?
– Чем продиктован поступок молодого человека, предложившего помочь старушке взять билет? (сострадание, чуткость, уважение к пожилым, доброта).
– Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного получения билета? (неудобства перед людьми старше себя, по возрасту, мужество, самоотверженность).
-Как будут вести себя люди в очереди после случившегося? (Они изменятся, станут более чуткими, отзывчивыми).
– Какой урок преподнес молодой человек людям? (им стало стыдно).
– В чем красота его поступка? (В благородстве, чуткости, добросердечности).
Ситуация « Подружки»
Автор: Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи. Мамы одевали их в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки.
Девочки ХОРОМ: Мы во всем, во всем одинаковые!
Автор: С гордостью говорили девочки.
Автор: Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
Соня: Я получила по математике «пять», а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые.
Автор: Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
Мама: Да, ты стала хуже...
Соня: Я?
Автор: Удивилась Соня.
Соня: Но ведь тройку-то получила
не я!
Мама: Тройку получила Вера, но она ведь получила ее потому, что болела. А ты обрадовалась - это значительно хуже.
Ситуация «Два подростка»
Автор: Есть два подростка, Павел и Иван. У каждого - десять хороших друзей. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему:
Павел:
- Одолжи мне денег.
- О! Дай конфетку!
- Привет, друг, дай позвонить по телефону!
- Слушай, если ты мне настоящий друг, то просто обязан дать мне списать по математике.
Автор: Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.
Автор: Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может.
Иван:
- Але, Серега, привет! Ну что тебе еще нужна моя помощь по математике? Тогда забегай в часиков так в 5!
- Андрей, здорово. Слушай Костю в больницу положили, давай завтра навестим.
- Лен, привет! Ты на драм идешь? Как нет? Посуду моешь? А потом снег чистить? Слушай. Так я к тебе сейчас забегу и помогу.
Автор: Все друзья считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.
- С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить? (ответы детей)
Упражнение «Сплети паутинку»
Слайд № 12
Учитель предлагает встать в круг и дает клубок ниток.
Ребята, вспомните свои добрые дела. Не в классе, а в жизни.
А сейчас вспомните, кто из нашего класса и какое добро сделал вам..
Слайд № 13 Тест «Добрый ли я?»
Я думаю, настало то время, когда можно провести тест “Добрый ли, я”
Благодаря, которому каждый из вас сможет проверить Какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?
Слайд № 14
Давайте рассмотрим бланк ответов
Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”
Внимание, вопросы!
Слайд № 15
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
У. – Теперь давайте посмотрим как правильно подсчитать баллы ( слайд 8)
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.
Слайд № 16
Результаты:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Бланк для ответов
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ | | | | | | |
Баллы | | | | | | |
№ вопроса | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | | | | | | |
Баллы | | | | | | |
Слайд № 17
- А как вы думаете, где живет доброта?
- Какими бы красками вы его нарисовали?
Я предлагаю вам нарисовать человека с добрым сердцем, т.е доброго человека.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, предлагаю каждой группе разработать законы добра.
Слайд № 18
Ребята, так почему же тема сердечной доброты очень актуальна на сегодняшний день?
Слайд № 19
Слайд № 20
Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”
УЧИТЕЛЬ: А теперь встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...
Не забывайте, что в этом огромном мире многие люди нуждаются в доброте ваших сердец. Помните о ваших сверстниках, которые по состоянию здоровья вынуждены проходить длительное лечение в больницах.
У вас на партах лежат бумажные сердечки. На них напишите добрые дела, которые вам предстоит совершить. Ваши сердца образуют аллею добрых сердец (вывешиваются на доску).
Заключение.
Слайд № 21
УЧИТЕЛЬ: Я говорю вам огромное спасибо за вашу работу. И желаю вам, чтобы доброта всегда жила в ваших сердцах.
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Лист № 1
Игра «АССОЦИАЦИЯ»






ДОБРОТА


Лист № 2
Игра «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ»
Доброе слово | а его добрые дела. |
Не одежда красит человека, | ищи доброты. |
Торопись на доброе дело | а злое калечит. |
Доброе слово лечит, | в том и правды мало. |
В ком добра нет, | а худое само приспеет. |
Не ищи красоты - | и кошке приятно. |
Лист № 3
Игра «ДОБРЫЕ ПРОФЕССИИ»
1.__________________________________
2.__________________________________
3.__________________________________
4.__________________________________
5.___________________________________
6.___________________________________
7.____________________________________
8.___________________________________
9.___________________________________
10.__________________________________
Лист № 4
Тест «ДОБРЫЙ ЛИ, Я»
Бланк для ответов
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ | | | | | | |
Баллы | | | | | | |
№ вопроса | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | | | | | | |
Баллы | | | | | | |
Результаты:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Лист 5
Рисунок «Добрый человек»
Лист № 6
«Законы добра»
1.__________________________________
2.__________________________________
3.__________________________________
4.__________________________________
5.___________________________________
6.___________________________________
7.____________________________________
8.___________________________________
9.___________________________________
10.__________________________________