СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Экстремизм в молодежной среде: поговорим о толерантности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

Задачи:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с

представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Экстремизм в молодежной среде: поговорим о толерантности»»

Классный час «Экстремизм в молодежной среде: поговорим о толерантности»

Цели: Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

Задачи:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с

представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

Подготовительный этап.

1. Предварительная беседа.

2. Анкетирование.

Оборудование.

1. Мультимедийный проектор.

2. Презентация.

3. Фильм «Экстремизм – угроза обществу»

План классного часа:

1. Что такое экстремизм? (Просмотр фильма и обсуждение увиденного)

2. Вы считаете себя толерантными? (Игра и беседа с примерами из жизни класса)

3. Как вы думаете, теперь вы знаете, что такое толерантность? (Игра и беседа)

4. Результаты анкетирования.

5. Подведение итога классного часа.

Ход классного часа

Разминка. Упражнение «Чем мы похожи»

Цели: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; повышение

внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой.

Например: «Соня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет

волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Соня

выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра

продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

 Мы все разные, и в этом наша самая большая ценность. Мы все разные: кто-то

любит читать, кто-то занимается спортом, но нам хорошо вместе.

I. Вступительная беседа:

Слайд 1: Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы – как история планет.

У каждой все особое, своё.

И нет планет, похожих на неё.

Е. Евтушенко

 Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро

адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания школы?

 Адаптация человека к новым условиям как в жизни, так и в профессиональной

деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных

и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является

толерантность. Вот об этом и пойдет сегодня речь.

Слайд 2: Обсуждение первого теста, почему я не поеду с этими людьми?

Слайд 3: Что такое экстремизм?

 Просмотр фильма «Экстремизм – угроза безопасности России»

Слайд 4: Понятие “экстремизм” определено и упоминается в нормативных правовых

актах, в числе которых:

1. Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной

степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы

конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы

государственного устройства и местного самоуправления.

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ “О противодействии экстремистской

деятельности”.

3. Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ “О внесении изменений и

дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием

Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”.

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации”.

5. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ “О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием

государственного управления в области противодействия экстремизму”.

6. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от

03.11.2004) “О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной

власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в

Российской Федерации”.

7. Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции

от 08.12.2008) “Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и

физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской

деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих

операции с денежными средствами или иным имуществом”.

Слайд 5: Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму:

экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам.

Акты насилия относятся к категории экстремистских, если:

3

а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических,

идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и

устрашения;

б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а

другим людям.

Слайд 6: Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

 насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности

Российской Федерации;

 публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

 возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

 пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по

признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой

принадлежности или отношения к религии;

 нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости

от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой

принадлежности или отношения к религии;

 воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на

участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием

либо угрозой его применения;

 воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов

местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных

объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его

применения;

 совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой,

национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти

или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

 пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или

символикой до степени смешения;

 публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое

распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или

хранение в целях массового распространения;

 публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную

должность Российской Федерации или государственную должность субъекта

Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных

обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

 организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их

осуществлению;

 финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации,

подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной,

полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи

или оказания информационных услуг.

Слайд 7: Экстремальное поведение:

– это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий,

как для себя, так и депривированных (социальное сиротство, низкий уровень жизни, группы

риска и т.д.) социальных групп. Профилактика экстремизма – это система определенных

мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не

осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование

нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к

осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).

4

 Проявление экстремизма разнообразно: Крайнее проявление экстремизматерроризм. На самом деле экстремисты и террористы прикрываются религиозными

лозунгами. Ни одна религия на земле не призывает к насилию и не оправдывает

терраристические акты.

 Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее

национального превосходства и национальной исключительности.

 Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о

физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем

влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

 Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и

исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание

национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма,

установления культа вождя.

Учитель: В жизни человек общается с представителями различных национальностей,

культур, миров, концессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать

культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии,

научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество

личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным

условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются

неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а, следовательно, и

поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности

в гораздо большей степени способствуют формированию “интолерантности” - явлению,

противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности

толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над

собой.

Слайд 8: Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах (беседа).

- Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?

- Из-за чего вы огорчались?

- Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?

- Что такое терпение?

- Что такое толерантность?

- В чем их схожесть?

- Как вы понимаете выражение “толерантность в общении”?

- Все ли терпимо?

- Где границы терпимости?

Итак, мы видим, что термин “толерантность” объемен и многогранен.

Учитель: Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность

превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в

странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как

существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного

устройства. Перед тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать

четкое понятие толерантности.

Слайд 9: Игра - “Дополни”. “Быть толерантным - это значит...” (все ответы

записываются на доске).

5

Слайд 10: Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности,

низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования

в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой,

непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в

окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь,

человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с

высоким уровнем эмпатии.

Эмпатия (греч. — “в” + греч. — “страсть”, “страдание”) — осознанное

сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери

ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Слайд 11:

 Личности толерантной свойственно:

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие, гуманизм

 Интолерантной свойственно:

непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Выражение пренебрежения

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Немотивированная агрессия

Слайд 12: цветок толерантности

III. Тест-игра «Выбор фигур»

 А теперь давайте посмотрим на себя: разные ли мы?

Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.

Выберите фигуры.

 А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг: доброжелательны и общительны,

чувствительны и доверчивы;

6

 Кто выбрал квадрат: организованные, настойчивые и твёрдые в решениях,

трудолюбивы;

 Кто выбрал треугольник: лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;

 Кто выбрал зигзаг: творческие натуры, мечтательны и непосредственны,

изменчивы в настроении и поведении;

 Кто выбрал прямоугольник: не уверены в себе, в своём выборе, пока ещё не

определились в жизни.

Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете… А потому мы просто

обязаны быть толерантными.

Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям

других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая

готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами,

социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной,

национальной, религиозной или социальной среды.

Слайд 13: Толерантность и волонтерство. Бывают разные ситуации – но надо оставаться

человеком. Доброта спасет мир.

Просмотр мультфильма

Заключение. Тест « Поддаетесь ли Вы чужому влиянию»

 Как видите, многие из Вас подвержены чужому мнению, это значит, что Вы в

большинстве случаев, вместо того, чтобы подумать, руководствуетесь зачастую

эмоциями и слушаете мнение окружающих, что играет на руку опытным

вербовщикам. Как же уберечься Вам от миссионеров - вербовщиков, которые

пытаются воспользоваться Вашей неопытностью, молодостью и доверчивостью?

 НАДЕЮСЬ, ВАМ ПОМОЖЕТ СЕГОДНЯШНИЙ РАЗГОВОР И НАШ БУКЛЕТ

Приложение

 Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы

на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать

постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение

управлять своим эмоциональным состоянием.

 Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть

на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд

стороннего наблюдателя.

 Становясь старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление

своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и

поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.

 Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их

несостоятельности.

 Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.

 Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей

действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь

для нас этот мир - единственный.

 Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют

когнитивные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.

 Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного самоизменения, а

главное, не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении

изменений искренне порадуйтесь.

7

 Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому

позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.

Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не

“ты плохой”, а “ты плохо поступил”).

 Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной

ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать

свою неправоту и при необходимости - извиняться.

 Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать

толерантные отношения, и если вы считаете их малоэффективными и

психологически не готовы их принять, это ваше право.

 Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное

состояние другого, верно истолковывать его поведение.