МБОУ «Хиславичская СШ»
Урок мужества
«Есть такая профессия Родину защищать»
(Классный час в 3 «В» классе)
Подготовила и провела
учитель высшей категории
Прудникова С.Ф.
Урок мужества
«Есть такая профессия Родину защищать»
Цель и задачи:
Познакомить учащихся с историей возникновения праздника Днём Защитника Отечества.
Вспомнить славные подвиги земляков.
Продолжить воспитание чувства гордости за свой народ, любовь к Родине.
Оформление и оборудование класса:
иллюстрации на военную тематику, рисунки;
военных профессий, фото защитников Отечества;
магнитофон, телевизор, ТСО – DVD,
песня “У моей России – длинные реснички;
стихотворение “На века России слава!”;
песня “Офицеры” О.Газманова.
Подготовительная работа
1.Прочитать книги об Армии
2.Выучить песню “У моей России – длинные реснички
3.Выучить стихи
4.Подготовить слова ведущим
Ход классного часа:
1. Вступительная часть.
Учащиеся читают стихотворение.
1-й учащийся:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
2-й учащийся:
Поднимаясь мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Ведущий 1:
– 23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. Слово “Отечество” того же корня, что и слово “отец”, “Отчизна”, “отчий дом”, “отчий край. Отечество – это наша страна, Родина.
– А что можно назвать Родиной?
Дети: (читают все вместе) слайд
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовём!
– А как называется наша большая Родина?
Дети: Россия.
Ведущий2:
– Очень много песен, стихотворений посвящено России.
– Сейчас мы исполним одну из песен, посвящённых России, и узнаем, кого ещё можно назвать своей Родиной – Россией.
Песня.
“У моей России длинные реснички”.
1-й куплет:
У моей России – длинные косички.
У моей России – светлые реснички.
У моей России – голубые очи.
На меня Россия ты похожа очень.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Вихри вьются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.
2-й куплет:
Для меня Россия – дивные берёзы.
Для меня Россия – утренние росы.
Для меня Россия – ты всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Вихри вьются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.
– Так на кого же похожа ещё Россия?
Учащийся: – На маму.
Ведущий1:
– Прослушайте запись одного из стихотворений о России: “На века России нашей слава”
( слушание грамзаписи)
– Ребята, а какой праздник приближается. День защитника Отечества празднует вся страна 23 февраля?
3. История праздника 23 февраля.
Учащийся работают с текстом «Историю этого праздника».
В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно получил название День Советской Армии.
А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон “ О днях воинской славы России”, в котором этот день назван “День защитника Отечества”.
(Вопросы по тексту)
- В каком году была создана Красная Армия?
- В связи с чем?
- В каком году Красную Армию переименовали в Советскую?
-Когда был принят «День защитника Отечества»?
Ведущий:
– Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести.
– Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели.
– Мы сейчас проведём маленький экскурсию по исторической ленте времени и вспомним события, которые связаны с этими защитниками нашей Родины.
– Вспомните имена былинных богатырей?
Учащиеся :
(Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.)(слайд 2)
Ведущий1:
– А из истории Древней Руси?
- Давайте вернёмся в далёкое прошлое нашей страны и вспомним героев – защитников земли русской. Обратите внимание на слайд. Кто изображен на картине Васнецова «Богатыри»?
- Одними из первых героев были богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Чем они прославились?
( ответы детей)
Ведущий 2 В 13 веке Александр Невский спас Русь от европейских рыцарей. Это была великая битва на Чудском озере. Тогда и родилась его знаменитая фраза «Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет».(слайд 3)
В 14 веке великий полководец Дмитрий Донской разгромил ордынское иго на Куликовом поле.(Слайд 4)
В 17 веке Козьма Минин и Дмитрий Пожарский создали войско из простых людей – горожан и крестьян – и прогнали польских захватчиков. (Слайд 5)
Ведущий 1 Знакомое всем крылатое выражение «Тяжело в учении, легко в бою» родилось в 18 веке из уст великого полководца Александра Васильевича Суворова.(слайд 6)
В 19 веке французская армия во главе со своим императором Наполеоном
вторглась на территорию России. И только благодаря умелому командованию Михаила Илларионовича Кутузова мы одержали победу в этой войне. (слайд 7)
20 век. Великая Отечественная война. Георгий Константинович Жуков.
За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых он проявил свою сообразительность и смекалку чтобы победить врага.(слайд 8)
Учитель: -Ребята, так кто же может быть защитником Отечества?
- Защитником Отечества может быть каждый: военный или простой человек, мужчина или женщина, взрослый или ребенок, и тому подтверждение страницы нашей истории.
- Во время ВОВ на защиту своей Родины встали ребята вашего возраста и старше. Это Марат Козей, Зина Портнова, Валя Котик, Зоя Космодемьянская и мн. др.
- Славные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского вдохновляют на подвиги нынешних солдат, учат любви к Родине. В замечательном фильме "Офицеры" один из главных героев говорит: "Есть такая профессия Родину защищать!" - Российская армия – это вооруженные силы нашей Родины, которые защищают ее независимость и свободу.
(Рассказ о видах вооружения современной Армии)
Ведущий2:
– Скажите, ребята. Какие виды войск существуют в Российских Вооружённых силах
Дети:
Сухопутные.
Военно-воздушные.
Военно-морской флот.
Ракетные войска стратегического назначения.
…….
………и т.д.
( показ слайдов о вооружении Армии )
Ведущий1:
– А какие военные профессии вы знаете?
Дети перечисляют:
Конкурс военных профессий
( дети пишут на листочках, затем зачитывают)
Ученик:
Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть?
Я хочу солдатом в армии служить!
Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать;
Сильным, ловким, смелым мне придется стать.
Я свою Отчизну от лихих врагов,
Не жалея жизни, защищать готов!
Если станет серым небо над страной,
Окажусь я первым на передовой.
Мне бы только надо вырасти скорей,
Чтобы стать солдатом армии своей!
Учитель:- В завершении нашего классного часа предлагаю вам викторину.
Викторина
1.Как называлось старинное защитное приспособление русского воина, из колец? (Кольчуга.)
2.Каким был первый подвиг Ильи Муромца? (Схватка с Соловьем - разбойником)
3.Каким «оружием массового поражения» владел Соловей – разбойник? (Свистом)
4. Как зовут богатырей, изображенных на картине Васнецова «Богатыри»?
(Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович)
5. Кто из выдающихся русских полководцев сказал: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля.»
(Александр Невский.)
6.Артиллерийское орудие, названное женским именем. (Катюша)
7.Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт
Человек им управляет
Что же это?(Самолет)
8. Боевая гусеничная
бронированная машина.(Танк.)
9.На горе – горушке
Стоят старушки
Если они охнут,
Люди вмиг оглохнут.(Пушка.)
10.Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.
11.Какое государство в 1941 году без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины?
12.Какой полководец командовал русской армией во время войны с французами в1812 году? (Михаил Кутузов).
13. «Проверено – мин нет». Кто делает такие надписи? (Саперы)
14.Самая распространенная среди моряков одежда? (Тельняшка)
15.Человек управляющий самолётом (лётчик)
Итог:
Учитель: - Ребята, так что же значит быть защитником Родины? (Это в первую
очередь защищать честь России.)
- Защита Отечества - это священный долг каждого мужчины в нашей
стране. Я от всей души поздравляю наших мальчиков с Днем защитника Отечества. Вам, будущим защитникам Отечества, я желаю крепкого здоровья, успехов в учебе. Желаю вам быть образованными, достойными памяти наших славных воинов-победителей.
(Девочки поздравляю мальчиков, вручают открытки и подарки)
Рефлексия
Классный час мне-…
Я узнал для себя-…….
Я желаю ребятам-……….