Классный час «Где мир и лад, не нужен клад»
- Наш классный час я бы хотела начать с интересной притчи:
«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.
Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
- А как бы вы ответили???
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
Учитель: Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о дружбе.
Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга или подругу, с которыми тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или просто посекретничать о своём.
Представьте себе весы. На одной чаше - дружба, а на другой богатство. Какая чаща перевесит? Что важнее – как ВЫ думаете???
Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба останется навсегда.
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»?
Ответы детей: ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ - это доверие друг другу.
- Так что же такое настоящая дружба и что она дает человеку???
Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?»
После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.
- В толковом словаре дается такое определение: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Ученик: Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Учитель: -Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из- за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).
Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.
У слова “сочувствие” есть очень близкое по значению слово. Вспомните, какое? (“Толерантность”).
Понятие “толерантность” более широкое. Что оно означает?
Толерантность – это терпение, понимание, уважение, снисходительность, принятие чужого мнения.
- То есть для дружбы важны:
уважение и доверие к другу,
готовность оказать помощь и поддержку,
прямота, умение критиковать (и себя в том числе),
- Таким образом, дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность… Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
- Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.
- Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде и опасности.
Учитель: - О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Наша с вами задача продолжить каждую из них…
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба дороже золота.
Старый друг лучше новых двух.
Был бы друг, найдется и недруг.
Доброе братство дороже любого богатства.
Не забывай друга ни в радости, ни в горе.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Друга иметь – себя не жалеть.
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость.
Ученик:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
Учитель: — Вы, ребята, все учитесь в одном классе. Как же должны одноклассники относиться друг к другу? (ответы)
— Дружба и взаимопомощь очень нужны каждому из вас и всем людям.
Игра «Важные качества».
Я сейчас перечислю личностные качества, а Вы хлопком выберете те, которые подходят, по Вашему мнению, настоящему другу:
Добрый, злой, глупый, умный, неряшливый, аккуратный, правдивый, хитрый, грубый, вежливый, любознательный, любопытный, находчивый, плаксивый, веселый, жадный, щедрый, драчливый, уравновешенный, верный, подлый, искренний, преданный, лицемерный, принципиальный, хвастливый…
- Делается вывод, что все хотят дружить с хорошими ребятами. А для этого нужно и самому быть хорошим.
Можно напомнить «Золотое» правило поведения: «Поступай с человеком так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
- Дружить могут все, независимо от пола, национальности, возраста, достатка.
Следующая игра «Знаю ли я своего друга?» (для желающих)
- Существует мнение, что слово друг образовано от слова другой, то есть иной, не Я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое Я расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии — глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один.
- Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
(Одну пару учитель приглашает к доске).
- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.
Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.
Какой урок у него любимый?
На чем он любит кататься?
Какое время года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Кем хочет стать, когда вырастет?
Какое животное он хотел бы иметь дома?
- Мы видим, что (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
В задании «Диспут» (Вам надо будет высказать свое мнение, согласившись или не согласившись с данными высказываниями).
- У плохих людей не бывает друзей.
- Друг и приятель - одно и то же.
- Животные не могут быть друзьями.
- Друг всем – никому не друг.
- Не может быть дружбы между людьми разного возраста.
- Дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.
Подведение итогов
Учитель:- Итак, ребята, нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Не обманывай друга, будь с ним честен.
Не предавай своего друга.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Будь внимателен к своему другу.
Умей уступать своему другу.
- Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы у нас всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.