Героям посвящается…
“Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца…”
Цель: знакомство с героями России и их подвигами, воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, стремление показать причастность каждого россиянина к судьбе своей Родины.
Задачи:рассказать о понятии «герой», обсудить какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали героем;
формировать нравственные качества личности на примерах героев;
расширять представления детей о героях и героических поступках;
обсудить образы и подвиги юных героев времен Великой Отечественной войны
и нашего времени;
воспитывать любовь к Родине.
Оборудование:
Компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентация; цветные карандаши.
Ход классного часа
1. Положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Учитель.
Несмотря на то, что на улице погода нас не балует, у каждого из нас есть своя погода, погода нашей души. Давайте посмотрим, какой прогноз на сегодняшний день у нас, если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.
Посмотрите, вы все улыбаетесь, значит, вы счастливы, спокойны, веселы, нам ничего не угрожает, и в этом есть заслуга людей, которые, порой ценою своей жизни, во имя нашего покоя и благополучия совершают подвиги.
2.Мотивационно-целевой этап.
Учитель.
Сегодня у нас очень важная и серьезная тема. Чтобы узнать, о чем мы с вами поговорим, послушайте внимательно стихотворение.
1 ученик. Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.
2 ученик.Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!
Учитель.
Понравилось вам стихотворение?
Вы можете уже сказать, как будет звучать тема нашего классного часа?
Вы знаете, какой памятный день празднуется сегодня, 9 декабря?
Сегодня наша страна празднует «День Героев Отечества», это и будет являться темой нашего классного часа. (Слайд 1)
Вы слышали когда-нибудь об этом празднике? А что делают в этот праздник? Хотите узнать?
В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах мы воспитываемся. Наша Родина, Россия, - страна героическая. Немало испытаний выпало на долю нашей Родины, нашей Отчизны.
А вы знаете, кто такой герой? Знаете ли вы имена героев? Значит, мы с вами поставим еще одну цель - узнать, кто такой герой, и какие герои есть в нашей стране.
А вы знаете, чем награждают героев? Ребята, героев награждают орденами. А какие бывают ордена и за что их вручают героям? Хотите и об этом узнать?
Итак, ребята, кто уже запомнил и сможет полным предложением сказать, что сегодня узнаем?
Дети.
Мы узнаем историю праздника, мы узнаем, кто такой герой, мы узнаем некоторые имена героев, а также узнаем, какими орденами награждают героев.
3.Основной этап.
Учитель.
9 декабря в России отмечается День Героев Отечества. Это самый молодой праздник, который отмечает наша страна.Эта памятная дата была установлена в России в 2007 году.
Как вы думаете, почему мы празднуем этот праздник? Кому он посвящен?
В этот торжественный день мы воздаем славу тем героям, которые защищают наше Отечество, кто ценою своей жизни спасают жизнь других людей.
9 декабря поздравляют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия, кавалеров ордена Славы.
Ребята, как вы понимаете, кто же такой герой?
Дети.
Герой – это человек, совершивший подвиг, проявив личное мужество, стойкость, смелость.
Учитель.
А что такое подвиг?
Дети.
Подвиг – это самоотверженный героический поступок.
Учитель.
Какими же качествами должен обладать настоящий герой? Подберите слова, характеризующие героев, на буквы, которые видите на доске: М, С, О, Р, У, Х, Д.
Дети.
Мужественный, смелый, стойкий, самоотверженный, отважный, решительный, упорный, уверенный, усердный, храбрый, доблестный.
«Герои Отечества» Слайды военные родители и выпускники школы.
Учитель.
На уроках чтения и окружающего мира вы читали книги и смотрели отрывки из фильмов о былинных богатырях – защитниках русской земли, о знаменитых военачальниках, о героях Великой Отечественной войны. Давайте вспомним их имена.
Александр Невский совершил 7 ратных подвигов.
В 1240 году (778 лет назад) произошло сражение на реке Неве между новгородским войском под командованием князя Александра Ярославовича и шведским войском (Невская битва). Александр Невский разгромил шведов.
В 1242 году произошло Ледовое побоище на Чудском озере. В этом сражении войско А. Невского одержало решительную победу над немецкими рыцарями-крестоносцами. Александр Невский причислен к лику Святых.
Дмитрий Донскойпричислен к лику Святых. В 1380 году произошла знаменитая Куликовская битва. В этом сражение войско московского князя Дмитрия Донского одержало славную победу, разгромив монголо-татарское войско.
Александр Васильевич Суворов (18 век) – великий русский полководец. Выиграл несколько битв против поляков, был участником русско-турецкой войны, одержал победу в сражениях в Пруссии и Франции. Не было ни одного сражения, в котором бы он потерпел поражение.
Михаил Илларионович Кутузов. Это имя неразрывно связано с войной 1812 года и с Бородинским сражением. «Приехал Кутузов бить французов!» - говорили солдаты. Он возглавил командование русской армией и, благодаря его руководству, война закончилась победой России над французами.
Учитель.
В 1941 году наша великая Родина снова подверглась вражескому наступлению.
Воскресного дня накануне
Безоблачные небеса.
22 июня, ровно в 4 часа...
Черные тени в тумане росли,
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали,
Так начиналась война.
- 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
– Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести
Я хочу вспомнить человека, без которого судьба нашей страны была бы другой. Его называют последним истинным русским генералом. С ним мы выиграли Великую Отечественную войну. Он делал то, что ждали от него народ и его совесть. Это Георгий Константинович Жуков.
Георгий Константинович Жуков – легендарный советский полководец, четырежды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза. Битва под Москвой, оборона и прорыв фашистской блокады в Ленинграде, Сталинградская битва, взятие Берлина – это только некоторые важнейшие победы Маршала Жукова. Это он принимал Парад Победы на Красной площади Кремля.
Учитель.
Ребята, а как вы думаете, подвиги совершают только смелые и мужественные мужчины?
Конечно, нет, в списках героев также есть женщины и даже дети.
Из них Леня Голиков,Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей. Как много их, замечательных сыновей и дочерей Родины! Нам не хватит времени, чтобы даже назвать их по именам.(На доске портреты пионеров-героев)
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, да друзья.
Итак, маленькие герои большой войны.
Самый юный из них - Валя Котик был удостоен звания Героя Советского Союза в 14 лет. Это возрастной предел, моложе его Героев в истории Великой Отечественной войны не было.
Ребята, а давайте представим, что мог бы рассказать о себе Валя Котик.
Ученик.
Я Валентин Котик родился в 1930 г. в селе Хмелевка. С ранних лет я помогал своим родителям и в доме и в поле, как и все ребята нашего села. В 7 лет пошёл в школу. Школа наша была небольшая деревенская, но ребят в ней было много. Было весело и дружно. 22 июня 1941 года мы узнали, что началась война. Мне было всего 11 лет.
Когда в нашу деревню ворвались фашисты, мы вместе с друзьями, решили бороться с врагом. После этого я попал в отряд к партизанам. Сначала был связным, а затем участвовал в боях. Дважды был ранен, но возвращался в строй.
Война- это страшно, это разруха, голод, кровь, слёзы, это смерть, которая подстерегает тебя на каждом шагу. Но когда твоя Родина в смертельной опасности, то нет ничего важнее, чем её свобода.
В 1944 году, когда мы стали гнать врага с нашей земли, при освобождении города Изяславая был смертельно ранен. Похоронили меня перед школой, в которой я учился. Присвоено звание Героя посмертно. Моя жизнь была короткой, но глядя на вас, я понимаю, что моя смерть и сотни смертей мальчишек и девчонок были не напрасны.
Учитель.
Давайте узнаем про судьбы и других пионеров-героев.
Выступления детей.
Зина Портнова помогала партизанам, распространяла листовки, вела разведку. Её выдал предатель. Девочку пытали. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная партизанка была зверски замучена. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Марат Казейбыл разведчиком, доставлял ценные сведения, подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу». А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было. Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Леня Голиков. Когда началась война, школьник из деревни Лукино добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, в свои 14 лет он выглядел еще моложе. Под видом нищего он ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск, о количестве боевой техники противника. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом.Граната, брошенная мальчиком, подбиламашину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках, и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня -за ним. Почти километрпреследовал он врага и наконец убил его. В портфеле оказались очень важные документы, которые были доставлены в Москву. Партизанам приходилось вступать в бои с противником.В одном неравном бою погиб весь штаб 4-й партизанской бригады. Среди павших был и юный партизан Леня Голиков.
Учитель.
Война не знает возраста. Насколько трагичнопотерянное детство, детство, лишённое радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертью самых близких людей. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Запомните и вы их, ребята.
Победой великой гордимся по праву,
Она родилась на дорогах войны.
Вам вечная память, вам вечная слава,
Отечества верные наши сыны.
Вы жизни отдали в жестоких сраженьях
За чистое небо и мирный наш труд.
Примером вы будете всем поколеньям,
Ведь слава и мужество вечно живут.
«От героев былых времен» песня со слайдами героев войны 1941-1945г.
Издавна высшей воинской наградой стал – Орден Святого Георгия Победоносца. Этим орденом награждались выдающиеся российские полководцы и простые солдаты.
Во время Великой Отечественной войны был утвержден – орден Славы. Этот орден был украшен желто-черной лентой, которую принято называть георгиевской лентой.
Георгиевская лента – это символ, олицетворяющий подвиг русского воина. Этот символ – выражение нашего уважения к ветеранам, защитникам нашей Родины, носят с левой стороны около сердца.
У. Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны, стар и млад.
Но насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное
страданиями, голодом, смертями самых близких людей. У детей войны разные судьбы, но всех их
объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок
повзрослевшие, непогодам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне.
Их патриотизм во время Вов, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в
памяти нашего народа. Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех
делах.У. А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.
Показываю фотографии
У. Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны, стар и млад.
Но насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное
страданиями, голодом, смертями самых близких людей. У детей войны разные судьбы, но всех их
объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок
повзрослевшие, непогодам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне.
Их патриотизм во время Вов, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в
памяти нашего народа. Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех
делах.У. А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.
Показываю фотографии
Учитель.
Как вы думаете, есть ли герои у нашего времени?
«Уважать в жизни нужно достойных, а бояться не нужно никого» это было жизненным кредо генерал – майора, героя России Омарова Магомеда Омаровича.
Генерал Омаров был одним из наиболее последовательных и непримиримых борцов против политической и уголовной преступности. Все крупные спецоперации против террористического подполья готовились и проводились под его руководством. Имя генерала вызывало ненависть у террористов. В мае 2003 года на жизнь генерала было совершено покушение - был взорван фугас на пути следования его автомобиля, Омаров был ранен и контужен. Но второе покушение оказалось роковым - 2 февраля 2005 года в Махачкале автомобиль генерала был расстрелян группой террористов из автоматического оружия. Генерал-майор Омаров и трое сотрудников милиции, бывших в машине, погибли на месте.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга в Северо-Кавказском регионе Указом Президента Российской Федерации № 1276 от 8 ноября 2005 года генерал-майору милиции Омарову Магомеду Омаровичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Начальник поселкового отделения милиции селения Губден Абдулмалик Магомедовверой и правдой служил Отечеству и Народу. Его любили и дети, и взрослые. С должным уважением относились и к его дружной интернациональной семье.
Сомнительные агитаторы в короткий срок превратили относительно спокойный населённый пункт в крупный центр ваххабизма. Майор не хотел с этим мириться и боролся до последней минуты своей жизни. Преступники боялись его и постоянно угрожали убийством ему и всей его семье. Только в 2007 году преступники пытались дважды привести в исполнение своиугрозы.
Через года он получил информацию о возможном нападении экстремистов на школу. Цель - теракт. Октябрь – второй месяц учебного года. Действовать надо было незамедлительно. Было организовано преследование. Майор не стал дожидаться подкрепления. Бандиты привели в действие два взрывных устройства. Майора выбросило из машины, о был смертельно ранен, дав команду своим подчиненным отступать, майор до последнего держал оборону. Ценой своей жизни, он спас своих коллег.
За заслуги перед государством и народом, геройский подвиг, проявленные при этом мужество и беззаветную преданность служебному долгу, майору милиции Магомедову Абдулмалику Закаригаевичу присвоено звание Герой Российской Федерации посмертно.
Магомед Нурбагандов сотрудник МВД погиб от рук боевиков, отказавшись нарушить присягу. Он с отличием закончил юридический факультет Дагестанского государственного университета. При нападении боевиков, он сохранил офицерскую честь, достоинство и верность своим товарищам по службе. Верность присяге впечатлила всю Россию и сделала простого дагестанского парня примером для многих, потому что не сломался.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2016 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, лейтенанту полиции Нурбагандову Магомеду Нурбагандовичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Ширинбеков Назим выпускник нашей школы. Мастер-пожарный специализированной части по тушению крупных пожаров федерального государственного казенного учреждения «Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан», младший сержант внутренней службы Погиб 3 мая 2012 года. В Государственной противопожарной службе с 11 апреля 2011 года. За период службы проявил себя с положительной стороны, как дисциплинированный, трудолюбивый и исполнительный сотрудник.
3 мая 2012 года в 22 часов 30 минутпоступило сообщение о том, что в районе выездного поста Государственной инспекции безопасности дорожного движения г. Махачкала в сторону поселка Сулак горят два автомобиля. На момент прибытия пожарного подразделения на место пожара, в 22 часа 39 минут, выяснилось, что горение автомобилей произошло в результате террористического акта. Несмотря на имеющуюся опасность, младший сержант внутренней службы Ширинбеков Н.Ш. в составе отделения приступил к проведению разведки, организации аварийно-спасательных работ и тушению пожара на горящих автомобилях на месте террористического акта. В это время произошел второй, более мощный, взрыв, в результате которого была уничтожена пожарная автоцистерна АЦ-3,2-40(43310), три сотрудника дежурной смены специализированной части по тушению крупных пожаров ФГКУ «Отряд ФПС по РД» погибли. Младший сержант внутренней службы Ширинбеков Назим Ширинбекович погиб при выполнении своего служебного долга.
Они были простыми мальчишками
Дэнди, машинки, футбол
Очень обыкновенными
Из самых обычных школ
Как все иногда хулиганили
Немного совсем чуть чуть
И первый раз влюбившись
Как все не могли уснуть
Так быстро мальчишки выросли
Но каждый из них смог понять
Для того что бы стать мужчиной
Недостаточно взрослым стать
Иногда случается выбор
Выжить или спасти
Ведь мужчину мужчиной делает
Правильный выбор пути
Один своею широкой спиной
Ребёнка от пуль закрыл
Другой спасая солдат молодых
Гранату собой накрыл
Один говорит "Работайте братья!"
Без страха, смерти в лицо
Другой вызывает огонь на себя
Взятый врагами в кольцо
И целой бригадой шагают в огонь
Предотвращяя взрыв...
Им теперь вечно смотреть на нас
Навеки в граните застыв
И будут чины говорить слова
Сурово друзья молчать
Но будут другие мальчишки
Их подвиги вспоминать
И так же повырастают
И если прийдётся им
Делать когда то выбор
Их выбор не будет другим.
«Офицеры России» песня со слайдами.
Вспомним всех, кого нет больше с нами,
Но чей подвиг хранится в веках,
Кто вернулся домой со щитами,
Кто вернулся домой на щитах.
Вспомним павших, мы, молча и стоя,
Всех защитников нашей страны!
Слава, вечная Слава героям!
Память вечная жертвам войны!
Объявляется Минута Молчания
Учитель:В наше мирное время тоже есть место подвигам.
Герои нашего времени.
Милана Юсупова
ЧП произошло в селе Бабаюрт, что в 80 километрах от Махачкалы. Мама девятилетней Миланы Юсуповой отправила ее к соседям забрать домашнюю утварь. Когда девочка подошла к дому, она увидела валивший из его окна дым. Загорелась одна из комнат на втором этаже. Как позже призналась школьница, первым желанием было просто убежать. Но вдруг она услышала голоса детей, которые звали на помощь.
Как выяснилось, девочек — пятилетнюю Латифу Ибадуллаеву и шестилетнюю Халжат Бийбулатову — заперли в комнате, чтобы они не ушли из дома. Судя по всему, они во время игры и спровоцировали пожар. Чтобы открыть двери и добраться до детей, Милане пришлось выломать замок обломком камня.
Маликат Абдуллаева
Инцидент произошел в одноэтажном жилом доме в селении Леваши Республики Дагестан.
Трое детей семьи Абдулаевых — Маликат, Магомедгаджи и Магомедсалам — были дома одни. Старшая девочка Маликат уже не впервые оставалась дома одна со своими младшими братьями и присматривала за ними.
В тот день девочка почувствовала запах дыма. Выбежав из комнаты, она увидела, что прихожая и кухня охвачены огнем. Выход из дома был заблокирован.
Исход событий в случае, если Маликат не проявила бы решительность, неизвестен, — соседи думали, что дома никого нет. Девочка же героиней себя не считает, говорит, что родители учили ее всегда заботиться о своих младших братьях.
Шамиль Кадилов2004 года рождения, уроженец села Агвали Цумадинского района. Он вытащил своего друга из замерзающего водоема.
Руслан Магомедов, 2007 года рождения, из села КутишаЛевашинского района в свои юные годы, рискуя жизнью, спас родного брата-близнеца, провалившегося под лед.
Шамилю Кадилову и Руслану Магомедову вручили медали МЧС России по РД «За спасение погибающих на водах». Милана Юсупова представлена к медали федерального МЧС «За отвагу на пожаре».
Учитель.
Вот такие герои есть в нашей стране. Не хватит времени, чтобы назвать их имена.
У каждого народа есть заветные страницы истории, есть они и у россиян. Мы должны помнить героические имена, и никогда не забывать о том, что благодаря героям мы можем счастливо жить в своей стране.
1 ученик. Мы будем помнить ваши имена,
И память завещать грядущим поколеньям.
Герои не уходят навсегда,
Им не грозит холодное забвенье.
2 ученик. Нет, не ослабнет наша память,
Она на веки нам дана,
Чтоб вновь и вновь могли мы славить
Героев наших имена!
Праздник храбрых и отважных,
И о них пусть знает каждый.
Служат они человечеству,
Защищая родное Отечество!
Пусть не каждого в лицо мы знаем,
В День героев Отечества всех поздравляем.
Спасибо, родные, что охраняете покой
И мирное небо над нашей головой!
Учитель: За мирное небо над головой мы обязаны нашим доблестным воинам, которые не щадили своих жизней. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. счастливое ваше детство, должен знать каждый из вас.
На голубой планете.
Его хотят
И взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать,
Не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир
Навеки! Навсегда!
«Спасем наш мир» песня
3. Рефлексия.
Учитель.
Людей каких профессий мы можем назвать героями нашего времени?
(полицейские, спасатели, космонавты, разведчики, герои труда, работники МЧС, пожарные, доноры, мать-героиня, парашютисты, летчики-испытатели, подводники и многие другие).
- Почему именно этих людей вы назвали? (Жертвуют собой во имя жизни других людей).
- Все ли люди способны на героические поступки, способны жертвовать собой? (Нет).
- А какие люди способны на это? (Честные, совестливые, добрые, храбрые, милосердные, мужественные).
- Какие чувства вызывает в нас герой? (Чувство уважения, восхищения).