СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Год культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации говорится об известных людях Краснодарского края. Предлагается в конце презентации рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Год культуры"»

Единый Всекубанский классный час «Год культуры – история Кубани в лицах» Когда мы слышим слово Кубань, перед глазами возникает образ благодатного, залитого солнцем края, с колосящимися нивами и звенящей песней, где лето щедрое, а зима ласковая. Все, чем богата кубанская земля нашло отражение в ее людях: хлебосольные, трудолюбивые, талантливые, бережно хранящие традиции прошлого, - людях, с гордостью называющие себя кубанцами.

Единый Всекубанский классный час

«Год культуры –

история Кубани в лицах»

Когда мы слышим слово Кубань, перед глазами возникает образ благодатного, залитого солнцем края, с колосящимися нивами и звенящей песней, где лето щедрое, а зима ласковая. Все, чем богата кубанская земля нашло отражение в ее людях: хлебосольные, трудолюбивые, талантливые, бережно хранящие традиции прошлого, - людях, с гордостью называющие себя кубанцами.

Образцов Константин Николаевич  Образцов Константин Николаевич, русский поэт, родился 28 июня 1877г. в г. Ржевске, Тверской губернии. Окончил Тифлисскую духовную семинарию. Как лучший ученик был направлен в Петербургскую духовную академию. Учился также в Юрьевском университете на историко- филологическом факультете. Служил священником во Владикавказской епархии. Занимался миссионерской деятельностью на Кавказе. Служил священником в Кавказском полку Кубанского казачьего войска, участвовал в Первой мировой войне, награжден орденом Святой Анны.  Как талантливый поэт и патриот написал много стихотворений, многие из которых стали песнями, в том числе казачьими, кубанскими.  Произведение  Образцова К. Н. «Ты Кубань ли наша родина, вековой наш богатырь» стала Кубанским гимном.  Судьба трагична, как и многих в годы революции, гражданской войны. По одним сведениям он умер от тифа в Краснодаре, по другим расстрелян ВЧК в 1920.

Образцов Константин Николаевич

Образцов Константин Николаевич, русский поэт, родился 28 июня 1877г. в г. Ржевске, Тверской губернии. Окончил Тифлисскую духовную семинарию. Как лучший ученик был направлен в Петербургскую духовную академию. Учился также в Юрьевском университете на историко- филологическом факультете. Служил священником во Владикавказской епархии. Занимался миссионерской деятельностью на Кавказе. Служил священником в Кавказском полку Кубанского казачьего войска, участвовал в Первой мировой войне, награжден орденом Святой Анны. Как талантливый поэт и патриот написал много стихотворений, многие из которых стали песнями, в том числе казачьими, кубанскими.  Произведение  Образцова К. Н. «Ты Кубань ли наша родина, вековой наш богатырь» стала Кубанским гимном. Судьба трагична, как и многих в годы революции, гражданской войны. По одним сведениям он умер от тифа в Краснодаре,

по другим расстрелян ВЧК в 1920.

Наиболее яркие деятели культуры Кубани

Варрава Иван Фёдорович

Варрава Иван Федорович, известный кубанский поэт, родился 25 февраля 1925г в селе Новобатайск , Ростовской области в семье переселенцев с Кубани, в 1932г. семья возвратилась на Кубань. Потомственный казак. В 1942 ушел на фронт, прошел боевой путь до Берлина, на стенах Рейстага оставил стихотворную надпись. Был тяжело ранен. Имеет много боевых наград, ордена: Отечественной войны I степени, Красной звезды, Знак Почета. Печататься начал в фронтовых газетах. Окончил литературный институт, работал в Министерстве культуры СССР, но возвратился на родную Кубань. Собирал казачьи песни, много сделал для возрождения Кубанского казачьего хора, при его участии создан альманах «Кубань», был ответственным секретарем краснодарской краевой организации писателей, членом редколлегии альманаха Кубань и входил в совет журнала «Родная Кубань».  Творческая Варрава Ивана Фёдоровича деятельность очень плодотворна, издал десятки сборников произведений, такие как: «Песни казаков Кубани», «Казачий край», «Огонь горицвета», «Молодость сабли», «Пшеничный прибой», Песня гайды», «Цветы и звёзды», «Соколиная степь», «Казачий шлях», «Бежит река Кубанушка», «Всадники вьюги» и ряд других. За литературную деятельность награждался различными премиями. Герой труда Кубани.

Пономаренко Григорий Фёдорович

Пономаренко Григорий Фёдорович, русский композитор, песенник, баянист, родился 02.02. 1921г. в селе Моровск,  Остерского района, Черниговской области, УССР, в крестьянской семье. Умер 7 января 1996 на 74-ом году жизни (автокатастрофа).

Похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.

Учить играть на баяне Григория Пономаренко с пяти лет начал его дядя М.Т Пономаренко, в 6 лет он уже исполнял музыкальные произведения. Самостоятельно постиг нотную грамоту. Дядя, заметив необычайные способности мальчика, определил его в ученики к известному музыканту Александру Кинебсу. В 12 лет Григорий Пономаренко писал музыкальное оформление к спектаклям драматического кружка и в школьные годы был принят на работу в Дом пионеров, затем в Дом культуры ДнепроГЭСа. В 1941 окончил Киевскую консерваторию по классу баяна.  Участник Великой Отечественной войны с первого дня, служил 1941-1947 в погранвойсках, был музыкантом, награжден за боевые заслуги орденом Отечественной войны II степени. После демобилизации работал баянистом в оркестре русских народных инструментов им. Осипова, руководителем Государственного Волжского русского народного хора в Куйбышеве, художественным руководителем  народного хора Дворца культуры Волгоградского тракторного завода и в 1972 году переехал и связал свою жизнь с Кубанью. Песни на музыку Григория Пономаренко знает вся страна: «А где мне взять такую песню», «Где-то ветер стучит проводами», «Ой снег- снежок», «Оренбургский пуховый  платок», «Подари мне платок», «Тополя», «Что было, то было», «Я назову тебя зоренькой». На слова С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая».  На слова кубанских поэтов: «Казак ехал на Кубань», «Краснодарская весна», «Ой станица, родная станица», «Кубаночка», «Посадила я сады». Целый ряд произведений для баяна, марш «Солдатская пехота» для духового оркестра», оперетты. Всего 970 произведений. С 1971 Григорий Пономаренко член Союза композиторов СССР. Заслуженный артист РСФСР, народный артист СССР, почетный гражданин Краснодара. В 1997г. имя Григория Пономаренко присвоено Краснодарской филармонии. В Краснодаре установлен ему памятник и мемориальная доска на доме где он жил. В этом доме открыт Мемориальный музей – квартира (улица Красная, 204).

Сын украинского народа, Григорий Пономаренко стал одним из самых известных русских композиторов. Что ж это за человек такого сделал? Чем прославился у нас на Кубани, в России? Песни его знают все, на больших сценах и в сельских клубах, профессиональные коллективы и самодеятельные артисты. Притихли лунные поляны, Притихли клёны в вышине – Пономаренко на баяне Поёт о милой стороне Серый камень, серый асфальт, серое небо, отражающееся в редких лучах. И вдруг в доминирующий цвет пасмурного февральского дня врываются разноцветные пятна первых примул. Это принарядилась к празднику Краснодарская филармония. Кто-то уже положил букетик алых гвоздик к памятнику Григорию Пономаренко, установленному перед входом в филармонию. Прославленный песенник опирается на свой знаменитый баян, с которым, как известно, никогда не расставался. Что ж это за человек такого сделал? Чем прославился у нас на Кубани, в России? Песни его знают все, на больших сценах и в сельских клубах, профессиональные коллективы и самодеятельные артисты. Григория Фёдоровича Пономаренко часто называют народным композитором. Нет, наверное, в России человека, который не знал бы созданных им замечательных песен: «Растет в Волгограде берёзка», «Оренбургский пуховый платок», «Ой, снег, снежок», «Подари мне платок»… Красивые, напевные они сразу водят в сердце, согревают душу.

Бакалдин Виталий Борисович

Бакалдин Виталий Борисович, советский, русский, кубанский поэт, родился в семье потомственных казаков в Краснодаре 16 июня 1927г., умер 30 декабря 2009г. Пятнадцатилетним подростком участвовал в освобождении Краснодара от фашистов. Окончил Краснодарский педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Работал учителем в Краснодарской школе № 58. Вся жизнь, трудовая и творческая деятельность Виталия Бакалдина связана с Краснодаром. Первый рассказ «Вовка» опубликовал в 1944г., первый сборник стихов «Моим друзьям» вышел в Краснодарском книжном издательстве в 1952г. В 1956г. Бакалдин  был принят в члены Союза писателей СССР. В разное время опубликовал более тридцати сборников произведений. Много писал для детей: «Алешкины приключения», «Русский порт Новороссийск», «У нас во дворе», «Смешинки», «Баллада о звонком сердечке» и целый ряд других. В Краснодаре была поставлена его пьеса «Горькая ромашка». Виталий Борисович Бакалдин был руководителем Краснодарской краевой писательской организации, главным редактором альманаха «Кубань», редактором газеты «Литературная Кубань». Он почетный гражданин Краснодара, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный учитель Кубани, лауреат литературных премий: им Н. Островского, им. Е. Степановой, им. К. Россинского, международной литературной премии им. М. Шолохова, лауреат международного фестиваля лирической песни «Эоловы струны», Всероссийской премии «Золотой венец Победы».

Захарченко Виктор Гаврилович

Захарченко Виктор Гаврилович, народный артист России и Украины, доктор искусствоведения, профессор, генеральный директор ГНТУ «Кубанский казачий хор, художественный руководитель и главный дирижёр, композитор, общественный деятель, родился в 22 марта 1938 в станице Дядьковской, Кореновского района, Краснодарского края.

С детства мечтал стать музыкантом, окончил Краснодарское музыкально – педагогическое училище в 1960г. и Новосибирскую государственную консерваторию в 1967г.

В 1974г. возглавил Кубанский казачий хор, его талант, энергия и преданность казачьему краю не только возродили хор, но сделали его известным  в России и во всём мире. Мощь казачьего духа, патриотизм, любовь к краю и России, монолитно слиты в песнях и плясках коллектива. Впечатление от выступления Кубанского казачьего хора остается на всю жизнь. Всю жизнь Захарченко Виктор Гаврилович посвятил возрождению народного творчества, исследованию народной песни. Он автор более двухсот музыкальных произведений и более тысячи обработанных народных песен. Опубликовал ряд работ по истории народной песни. За заслуги перед Россией и Кубанью, за возрождение народного искусства Захарченко В. Г. награждался наградами Российской Федерации – 4 Ордена, Беларуси, Украины, Болгарии, Вьетнама, наградами общественных организаций, казачьих обществ России, ведомственными наградами - ФСБ, МВД, церковными орденами. Захарченко В.Г. – Герой труда Кубани. Почетный гражданин города Краснодар. 

Нетребко Анна Юрьевна  Нетребко Анна Юрьевна, российская оперная певица, сопрано, родилась 18 сентября 1971 г. в Краснодаре. Училась в Санкт – Петербургской консерватории. В 1993г. победила в конкурсе им. М.И. Глинки и приглашена в Мариинский театр. В 1995 дебютировала в Сан- Франциско (США)- роль Людмилы («Руслан и Людмила»). Широкую известность получила при исполнении роли Памины в «Волшебной флейте», Розины в «Сивильском цирюльнике». Анна Нетребко стала известна как исполнительница русских оперных партий.   Уникальный голос, мировое признание, лауреат самых различных конкурсов. В 2003 вышел первый студийный альбом Анны Нетребко и стал самым популярным альбомов академической музыки. В августе 2010 А. Нетребко исполнила с Филиппом Киркоровым песню «Голос» в своем новом творчестве –стиль кроссовер.  Снималась в американском фильме «Дневники принцессы» в роли самой себя.  С 2006г. Нетребко А.Ю.  гражданка Австрии,  живет в Вене, сохранила гражданство РФ.  Герой труда Кубани. Народный артист России.

Нетребко Анна Юрьевна Нетребко Анна Юрьевна, российская оперная певица, сопрано, родилась 18 сентября 1971 г. в Краснодаре. Училась в Санкт – Петербургской консерватории. В 1993г. победила в конкурсе им. М.И. Глинки и приглашена в Мариинский театр. В 1995 дебютировала в Сан- Франциско (США)- роль Людмилы («Руслан и Людмила»). Широкую известность получила при исполнении роли Памины в «Волшебной флейте», Розины в «Сивильском цирюльнике». Анна Нетребко стала известна как исполнительница русских оперных партий.

Уникальный голос, мировое признание, лауреат самых различных конкурсов. В 2003 вышел первый студийный альбом Анны Нетребко и стал самым популярным альбомов академической музыки.

В августе 2010 А. Нетребко исполнила с Филиппом Киркоровым песню «Голос» в своем новом творчестве –стиль кроссовер.  Снималась в американском фильме «Дневники принцессы» в роли самой себя. С 2006г. Нетребко А.Ю.  гражданка Австрии,  живет в Вене, сохранила гражданство РФ. Герой труда Кубани. Народный артист России.

Логинов Виктор Николаевич Логинов Виктор Николаевич,  кубанский писатель, родился 7 ноября 1925г. в селе Большие Вески Владимирской области. После окончания Иркутской авиационной школы, он в 1944г. переехал в Краснодарский край. Сочинять рассказы начал со школьной скамьи.  Первый рассказ « Дороги товарищей» был напечатан в газете г. Кропоткин в 1952г.  За период творческой деятельности издано более 40 книг. Романы: «Трудные дни в Береговой», «Перед завтрашним днём», «Наследство», «Испания, Испания», «Святые и грешные». Повести и рассказы: «Сказание о первой любви», «Три студеных дня», «Под облака на косогор», «Полюбить хочется» Много пишет для  детей и о детях: «Алкино море», «Мир хороший», «Венки для девчонок», «Самая главная тайна»,

роман «Олег и Ольга». По повести Виктора Логинова «На то она и любовь» известный режиссер Иван Пырьев снял фильм «Наш общий друг». Журнал «Огонек» пять раз присуждал Виктору Логинову литературные премии. В 1956г. Логинов был принят в члены Союза писателей СССР. За книгу «Краснодар - город счастья»  Логинов Виктор Николаевич удостоен городом премии им. А.Д. Знаменского.

Евгений Дмитриевич Фелицын

История создания Кубанского войскового музея тесно связана с деятельностью известного регионального исследователя Евгения Дмитриевича Фелицына (1848-1903). Современники называли Фелицына "энциклопедией Кавказа", "живой летописью". О нем говорили, что он "труженик, который вдали от главнейших центров науки единоначальным трудом, при ничтожных средствах накопил необходимый материал для создания священного здания науки". Е. Д. Фелицын — зачинатель многих полезных дел в общественной и культурной жизни как Кубанской области, так и Северного Кавказа. В июле 1879 года при его участии в г. Екатеринодаре был открыт Кубанский областной статистический комитет, первым секретарем которого становится Евгений Дмитриевич.

Родился историк 5 марта 1848 года в семье военного в г. Ставрополе. Образование получил в Тифлисском военном училище. В 1873-м был направлен в Екатеринодарский конный полк в чине хорунжего и прикомандирован к штабу Кубанского казачьего войска. Через год его приписали казаком к станице Северской. В исторических источниках, литературе, прессе, воспоминаниях современников, отчетах Кубанского войскового музея обозначена дата создания музея - 1879-й. В этот период в отдельной комнате помещения Кубанского областного статистического комитета, на углу улиц Красной и Штабной, располагались коллекции предметов археологии, этнографии, палеонтологии и геологии, собранные Е. Д. Фелицыным и ставшие основой музея. Фелицын, выполняя обязанности офицера по особым поручениям Кубанского войскового штаба и Кубанского областного правления, совершил в 1878-1879 годах многочисленные поездки по Кубанской области, в Баталпашинский и Майкопский отделы, где и собрал самые первые экспонаты коллекции древностей. Это были археологические находки, предметы этнографии горских народов, карты, документы. Впервые он представил свои находки в 1878 году на выставке Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве. Его коллекция составила третью часть всей этнографической выставки. Организаторы высоко оценили труды Фелицына, наградив кубанского ученого золотым председательским жетоном. Впоследствии он становится членом комитета выставок этого общества.

В 1892 году Фелицын был назначен председателем кавказской археографической комиссии, и его деятельность в основном сосредоточилась в Тифлисе. Он умер 10 декабря 1903 года в Кубанской войсковой больнице от воспаления мозга, а 12 декабря в Воскресенской церкви, на территории Екатеринодарской крепости, состоялась панихида. Священник Эмидинский произнес речь о заслугах Фелицына, о его бескорыстном и честном служении обществу. В сопровождении двух сотен Екатеринодарского полка и полкового оркестра Фелицын был погребен на офицерской части войскового кладбища. Ныне по ней проходит часть улицы Северной и стоят жилые дома по улице Бабушкина.

"Фелица" в переводе означает вдохновение, озарение . Такой была вся недолгая жизнь кубанского историка. Определяя значение его деятельности для науки и края, один из сотрудников кубанского музея В. М. Сысоев сказал, что память об этом истинном патриоте "живет и служит образцом для высокой научной труженической деятельности".

Сегодняшний музей является одним из крупнейших региональных научно-просветительских учреждений страны, методическим центром для музеев юга России. Коллекции его фондов насчитывают более 500 тысяч памятников истории и культуры. В ноябре 1990 года музею было присвоено имя его основателя Е.Д. Фелицина.

Филиалы музея-заповедника:

Анапский археологический музей имеет в своем составе расположенный в центральной части города и представляющий собой музей под открытым небом всемирно известный памятник археологии «Античный город Горгиппия», отделы краеведения и археологи. Взору посетителей этого уникального музея открываются обнаруженные учеными-археологами кварталы древнего города, хозяйственные и жилые постройки, фрагменты архитектуры, изделия из бронзы, керамики, стекла, уникальная коллекция склепов и каменных надгробий – свидетельства расцвета и упадка античной культуры Северного Причерноморья.

Мемориальный музей семьи Степановых единственный в своем роде . Экспозиция музея посвящена материнскому подвигу Епистинии Федоровны Степановой, девять сыновей которой отдали свои жизни за свободу Отечества. На фоне истории Тимашевского района показана судьба простой русской семьи, в которой воспитывались братья-герои. В витринах – личные вещи, ставшие реликвиями, письма с фронта, документы, фотографии. На хуторе 1 Мая близ станицы Днепровской, где жили Степановы – мемориальное подворье: просторный двор, приземистая хата под камышовой крышей. Внутри хаты – обстановка довоенных лет, когда вся семья была вместе.

Экспозиция Темрюкского историко-археологического музея повествует об истории и культуре Таманского полуострова, быте обитателей, начиная с глубокой древности. Особенно замечательна археологическая часть экспозиции и раздел о героической обороне Тамани в годы Великой Отечественной войны. В состав музея входит необычная выставка боевой техники под открытым небом, на въезде в Темрюк – «Военная горка», и небольшой казачий музей в станице Старотитаровской.

Таманский музейный комплекс составляют археологический музей, памятник археологии «Городище Гермонасса-Тмутаракань», Дом-музей великого русского поэта М.Ю. Лермонтова (мемориальное подворье казака Ф. Мысника) с постоянной литературной экспозицией. В нескольких залах уникального по своей архитектуре археологического музея представлены результаты исследований Таманского полуострова в конце XIX и на протяжении всего XX века. Экспозиция знакомит посетителей с редчайшими памятниками древности и средневековья, отражающими экономическую и культурную жизнь азиатской части Боспора. Городище «Гермонасса-Тмутаракань», имеющее в некоторых местах культурный слой, превышающий 14 метров, хранит следы античного города Гермонассы, хазарской Таматархи, древнерусского Тмутараканского княжества Тмутаракани, генуэзской Матрики - Матреги, Таманского городища периода владения Османской империи и Крымского ханства. По петрографическому анализу И.Б. Зеест городище включает в себя 18 культурно-исторических пластов. Музей М.Ю. Лермонтова рассказывает о двух поездках великого поэта на Тамань. В музейном здании развернута экспозиция, в которой представлены рисунки поэта, черновики его сочинений, документы. На казачьем подворье, подходящем к самому края обрыва над морем, стоят две хаты под камышовыми крышами – в одной из них некогда остановился прапорщик Лермонтов, и именно здесь с ним произошли события, описанные в повести «Тамань». Внутри жилищ – мемориально-бытовая композиция и выставка предметов казачьего быта.

Атамань

Атамань этническая казачья станица,   построенная на месте высадки первых черноморских казаков (запорожцев) при переселении на Кубань, на жалованные им Екатериной II земли. Атамань расположена на Таманском полуострове, Темрюкский район, Краснодарский край к  западу от станицы Тамань на Лысой горе на площади 20 гектар.  У подножья Лысой горы  воды Таманского залива Черного моря. В  хорошую погоду  виден порт Кавказ (переправа) и очертания Крыма, откуда приплыли казаки.     Туристический комплекс построен в натуральную величину казачьей станицы. Атамань строилась всем миром, то есть каждое муниципальное образование Краснодарского края (а их 44) создавало свой объект.    Станица строилась по единому плану, разработанному специалистами края (историками, архитекторами, работниками культуры) на основе исторических материалов, изучения быта и уклада  казаков XVIII- XX века.     Все объекты передают натуральный облик станицы тех времен. Хаты и другие строения крытые камышом и соломой, изгороди из жердей и хвороста, глинобитные полы.   В станице несколько улиц, на них подворья простых казаков и хозяйственные постройки, выделяются подворья мастеровых: кузнеца, гончара, цирюльника, сапожника и других, а также рада других объектов, с своим предназначением: дом атамана, школа, пожарная, мельница, сторожевые вышки, часовня, коновязь, пасека.    Без сказок, легенд, поверий казачьего уклада жизни не бывает (Гоголь, вечера на  хутора близ Диканьки), поэтому в Атамани есть и подворье колдуна и бабы яги. Правда эти подворья  расположены через овраг от станицы и к ним ведет перекинутый мост, в точности воспроизводящий мосты того времени, обшитый жердями.  При строительстве Атамани соблюдались определенные правила. Комплекс расположен на месте, где земля пропитана историей. В Тамани с древнейших времен жили разные народы, возводились античные города и под землей, в любом месте могут быть археологические ценности. Объекты строились так, чтобы ничего не повредить. Колодцы с журавлями имитация, они не вырыты, глубокие фундаменты не делались.   Атамань открыта в сентябре 2009г., с проведением фестиваля Легенды Тамани. В дальнейшем стало традицией проводить такие мероприятия при открытии и закрытии туристического сезона и по другим поводам. В Атамань приезжают творческие коллективы не только со станиц и городов Кубани, но и различных уголков страны, в том числе известные в мире. Проводятся ярмарки, зрелищные соревнования с участием казаков – джигитовки, гонки.

Народное творчество Краснодарского края многопланово и разнообразно. Глубоко уходя корнями в казачью вольницу Запорожской Сечи, на землях Кубани оно приобрело свою самобытность и неповторимость. Культурные традиции кубанского казачества стали первоосновой современного народного творчества. Геополитическое положение края, происходившие здесь исторические процессы способствовали обогащению народного искусства национальными традициями других народов, появлению новых видов, жанров и форм, творческому переосмыслению, развитию и созданию иных жанровых модификаций на основе традиционной культуры кубанских казаков

Народное творчество Краснодарского края многопланово и разнообразно. Глубоко уходя корнями в казачью вольницу Запорожской Сечи, на землях Кубани оно приобрело свою самобытность и неповторимость. Культурные традиции кубанского казачества стали первоосновой современного народного творчества. Геополитическое положение края, происходившие здесь исторические процессы способствовали обогащению народного искусства национальными традициями других народов, появлению новых видов, жанров и форм, творческому переосмыслению, развитию и созданию иных жанровых модификаций на основе традиционной культуры кубанских казаков

В Атамани не только есть, что посмотреть,

В Атамани не только есть, что посмотреть,

повеселиться и отдохнуть, покупаться в Черном море и позагорать под южным солнцем.

повеселиться и отдохнуть, покупаться в Черном море и позагорать под южным солнцем.

но и хорошо покушать.

но и хорошо покушать.

«Несомненно, самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия». К счастью, интерес к народному творчеству неуклонно растет, делая труд ремесленника, как и прежде, достойным и нужным. О мастерах декоративно – прикладного творчества Краснодарского края, с большим трепетом сохраняющих культуру и технику народных промыслов рассказывает энциклопедия современных мастеров Кубани «Искусство Юга» , выпущенная в 2014 году Краснодарским рекламно – справочным изданием. В этой книге в красочном оформлении представлены всевозможные виды народного искусства, от изящной вышивки до монументальных проектов кузнечного дела.

«Несомненно, самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия».

К счастью, интерес к народному творчеству неуклонно растет, делая труд ремесленника, как и прежде, достойным и нужным.

О мастерах декоративно – прикладного творчества Краснодарского края, с большим трепетом сохраняющих культуру и технику народных промыслов

рассказывает энциклопедия современных мастеров Кубани

«Искусство Юга» , выпущенная в 2014 году Краснодарским рекламно – справочным изданием. В этой книге в красочном оформлении представлены всевозможные виды народного искусства, от изящной вышивки до монументальных проектов кузнечного дела.

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района . На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках, которые проходили в городе Екатеринодаре в 1900-1903 годах.

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района) и других умельцев. В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Кубанскаяковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В начале ХХ века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. В топонимике города сохранились названия улиц – Кузнечная, Новокузнечная.

В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество кубанских кузнецов, которое издавало специальные каталоги художественной ковки. Существовали следующие типы орнамента кубанской ковани: растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы), геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки), меандровый.

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия:   ткачеством   и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.

В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из посёлка Мезмай Апшеронского района и многие другие.

Среди наиболее интересных творческих студий изобразительного искусства широкую известность получили детские студии « Голубая роза » (г. Кореновск) и « Мы рисуем » (г. Краснодара). Их руководители умело направляют фантазию детей, стараясь выявить особенности и наклонности каждого ребёнка в отдельности, привить юным дарованиям навыки творческого труда с применением разнообразных материалов и техник. В результате дети уже осмысленно выполняют те или иные поделки, понимая, что мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.  

1. Назови название края, в котором мы живём: Красноярский Ставропольский Краснодарский 2. Жители Кубани называют этот город столицей. Это город - _______________

1. Назови название края, в котором мы живём:

Красноярский

Ставропольский

Краснодарский

2. Жители Кубани называют этот город столицей.

Это город - _______________

3.Назовите имена изображённых людей. Почему их имена кубанцы будут помнить всегда? Что вы знаете об этих людях?

3.Назовите имена изображённых людей.

Почему их имена кубанцы будут помнить всегда?

Что вы знаете об этих людях?

 Рассмотри гербы.  4. Определи, какой из них является гербом Краснодара, а какой гербом Краснодарского края?

Рассмотри гербы. 4. Определи, какой из них является гербом Краснодара, а какой гербом Краснодарского края?

5. Назови моря, омывающие Краснодарский край . Как называлось жилище казака? Установи последовательность выполнения работ в казачьем хозяйстве: сеять зерно выпекать хлеб собирать пшеницу молоть зерно на мельнице

5. Назови моря, омывающие Краснодарский край .

Как называлось жилище казака?

Установи последовательность выполнения

работ в казачьем хозяйстве:

сеять зерно

выпекать хлеб

собирать пшеницу

молоть зерно на мельнице

6. О какой машине идёт речь в стихотворении кубанского поэта В.Нестеренко «Необычная расчёска»?  Колхозное поле  Сегодня с причёской_  Его расчесали  Железной расчёской.  -Расчёской? Неужто?  Какая она?  А папа ответил:  -Смотри, _________.  7.Назови название домашнего животного, которое было помощником казаку и на военной службе, и на работе в поле.

6. О какой машине идёт речь в стихотворении кубанского поэта В.Нестеренко «Необычная расчёска»? Колхозное поле Сегодня с причёской_ Его расчесали Железной расчёской. -Расчёской? Неужто? Какая она? А папа ответил: -Смотри, _________. 7.Назови название домашнего животного, которое было помощником казаку и на военной службе, и на работе в поле.

 1. Назови весёлые шуточные казачьи песни. 2. Назови быстрые весёлые казачьи танцы. 3. Эта река берёт начало высоко в горах. Из маленького горного ручейка она превращается в широкую полноводную реку и впадает в Азовское море. Река дала название территории, по которой она протекает. О какой реке идёт речь? 4. С какого дерева летом летит пух? 5. Что такое саман? 6. Прочитай народные приметы. Назови один из признаков ненастной погоды. Дым от костров и труб поднимается вверх столбом. Ласточки низко летают над землёй. Другие птицы прячутся. В муравейниках все ходы открыты. Вечером образуется много росы на траве.

1. Назови весёлые шуточные казачьи песни.

2. Назови быстрые весёлые казачьи танцы.

3. Эта река берёт начало высоко в горах. Из маленького горного ручейка она превращается в широкую полноводную реку и впадает в Азовское море. Река дала название территории, по которой она протекает. О какой реке идёт речь?

4. С какого дерева летом летит пух?

5. Что такое саман?

6. Прочитай народные приметы. Назови один из признаков ненастной погоды.

  • Дым от костров и труб поднимается вверх столбом.
  • Ласточки низко летают над землёй. Другие птицы прячутся.
  • В муравейниках все ходы открыты.
  • Вечером образуется много росы на траве.
7.Подумай, какое растение можно узнать с закрытыми глазами?  1) подорожник  2) одуванчик  3) крапива  4) клевер

7.Подумай, какое растение можно узнать с закрытыми глазами?

1) подорожник

2) одуванчик

3) крапива

4) клевер

Жанры песен казаков Кубани:

Жанры песен казаков Кубани:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!