Классный час. Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ
Цели и задачи: знакомство учащихся с понятиями «государство», «гражданин», «Конституция», «государственные символы страны»;
воспитание чувства гордости за свою родину.
Содержание занятия.
Беседа на тему «С чего начинается Родина?» Определение темы занятия.
Определение цели занятия.
Сообщение о России.
Сообщение о населении нашей страны.
Сообщение о Конституции.
Сообщение о государственных символах России.
Подведение итогов занятия.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
(Звучит запись песни «С чего начинается Родина?»)
Учитель. Ребята, а с чего, по-вашему, начинается Родина? Как вы думаете, о чем сегодня наш классный час? Давайте определим его тему.
Учитель. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества наших маленьких уголков состоит наша большая, общая, великая Родина. Для нас с вами эта Родина называется …(Россия). Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Прослушивание песни «У моей России». Дети, задумайтесь над вопросом, любите ли Вы свою Родину? За что? Действительно, мы любим свою Родину. А любить Родину – значит, жить с ней одной жизнью. А как вы можете объяснить понятие «гражданин». Вот как объясняет это слово Толковый словарь: «гражданин» – это человек, проживающий в данном государстве, пользующийся всеми правами государства и выполняющий все установленные законом обязанности. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего. Давайте поставим перед собой цель занятия.(узнать побольше сведений о России, узнать права и обязанности гражданина России) Сообщение о России подготовил_________.
Ученик. Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки часов показывают три часа дня в Москве, в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь. В этом году мы с родителями летом ездили в Москву. Мы были на экскурсии в Останкинской башне, в Оружейной палате, посетили Московский цирк им. Ю. Никулина и Красную площадь. Больше всего меня поразили кремлёвские куранты. Высота стрелок на главных часах страны около 3-х метров. А знаете, почему мы часто употребляем выражение «московское время» и почему у нас к Москве особое отношение? (дети отвечают) Правильно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зеленый наряд – леса.
Ученик. Читает стихотворение С. Васильева «Россия»
…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
Учитель. Вот она какая - наша Родина – Русь – огромная и великая. И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет нашу страну? Об этом нам расскажет__________.
Ученик. По данным последней переписи населения 2010 года население России составляет 143 миллиона человек. А как всех людей нашей страны можно назвать одним словом? Правильно, всех людей, живущих в нашей стране можно назвать – россияне. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное, демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Много народа живет в нашей стране, и все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои Республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, а также два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.
Учитель. Велика численность России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано где?... правильно, в Конституции. А что такое Конституция? С сообщением о Конституции выступит _____________.
Ученик. В нашей стране много законов, но основным законом нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. Конституция, по которой мы живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия – дружная семья равноправных народов. А мы, как граждане России, какие имеем права и обязанности? (ответы детей) Наше основное право и обязанность – это учиться в школе, получать образование и стремиться стать достойными гражданами своей Родины. А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.
Учитель. Что такое «символ»? какие государственные символы вы знаете? Об этом нам расскажет_____________.
Ученик. Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. К государственным символам любой страны относятся: Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом записано в Конституции. Вот как описывается Государственный герб и Государственный флаг России в федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года.
Государственный символ Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх свои распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, а в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Государственный флаг Российской федерации представляет собой прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, а нижней красного цвета. А теперь я предлагаю вам послушать Государственный гимн России. (Слушание гимна)
Учитель. Не правда ли, торжественная музыка, красивые слова? Слушая гимн, наверное, в сердце каждого из вас зарождалась гордость. Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый вид гордости – это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Учитель. Наш разговор подходит к концу. Давайте подведем итог. Для начала ответьте на мои вопросы:
Как называется наша страна?
Как называются люди, живущие в нашей стране?
Что такое Конституция?
Какой город является столицей России?
Какие символы государства вы знаете?
МОЛОДЦЫ! А закончить хотелось бы на поэтической ноте.
Ученик читает стихотворение А. Прокофьева.
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса, солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже. Надо все нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
Учитель. Спасибо за внимание, на этом наше занятие подошло к концу.