Тема: « Я гражданин России»
Цель:
воспитание духовно – нравственных качеств, ценностных ориентаций через гуманизацию воспитательного процесса.
Задачи:
1. - сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, о важнейших законах; о правах и обязанностях гражданина России;
- мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- воспитывать уважение к защитникам Родины;
- развивать умение отвечать за свои поступки.
2.- сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- сформировать представления о правилах поведения;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;
- развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке
3. - сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- сформировать первоначальные навыки коллективной работы;
- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещами.
Обучающие: повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»; овладение технологией работы в парах.
Развивающие: развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы; развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.
Воспитательные: формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга, воспитание и развитие личностных компетенций.
Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, информации в различных видах деятельности (индивидуальный, групповой, фронтальный), проблемная дискуссия, рефлексия.
Технологии: коммуникативно-диалоговые технологии, технология творческого развития, технология деловой игры, технология развития критического мышления, технология развития рефлексивного мышления.
Ход занятия.
I. Введение в тему.
1. Вступительное слово учителя.
- Добрый день!
- Сегодня прекрасный день!
-Я рада вас всех видеть.
Давайте повернемся и поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок.
2. Игра «Камушки».
Ребята, у каждого из вас лежит камушек. Возьмите его в руки, рассмотрите.
- Расскажите о том, какие у вас камушки в руках?
Все камушки разные, как и люди, и у каждого свои достоинства.
Хотя все люди разные, но их объединяет то, что они живут в одной стране.
Каждый человек живет в какой-то стране.
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Какой вам представляется наша страна?
II. Основная часть занятия.
Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. Красота русской природы во все времена воспевалась поэтами, художниками, писателями, музыкантами. Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов. Богаты наши земли лесами, полезными ископаемыми…
А вот в этой волшебной шкатулке вы сможете увидеть главное богатство нашей Родины.
Верите?
Хотите проверить? ( Вызываю 3-5 человек)
(Дети заглядывают, в шкатулке - зеркало, дети видят свое отражение).
- Кого вы увидели в волшебной шкатулке? Кто там?
(Там зеркало, а в нем наше отражение…)
-Так кто является главным богатством нашей страны?
-Конечно, богатством нашей Родины являются дети. Каким вырастет новое поколение, куда оно поведет за собой, сможет ли сохранить, красоту и мощь России.
2. Послушайте, пожалуйста, стихотворение и постарайтесь определить главное слово?
Кто по улице идёт?
Необычный пешеход.
У него пятьсот имён:
На заводе – слесарь он,
В яслях – он родитель,
В кинотеатре – зритель,
А пришёл на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому – то сын и внук.
Для кого –то близкий друг.
Он мечтатель в дни весны.
Он защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду –
Гражданин своей страны!
О ком это стихотворение?
( ответы детей – гражданин)
Подумайте, какова тема нашего занятия?
«Я гражданин России»
-Только обратите внимание, в конце этого предложения я не поставила никакого знака.
Какой же знак должен стоять здесь ?
Утвердительная точка? Когда вы с твердой уверенностью можете заявить, что вы законопослушный гражданин России.
А может восхитительный знак восклицания? И вы найдете несколько примеров из своей жизни, чтобы заявить с восхищением о том, что вы уже Гражданин России! Что вы вносите свой вклад в ее развитие.
Или сомневающийся знак вопроса? Ведь он заставит вас задуматься о том, а настоящий ли вы гражданин своей страны, может ли Россия гордиться вами?
Я думаю, что в конце нашего разговора, каждый из вас поставит свой знак.
-Так какова главная цель нашего занятия?
(ответы детей)
- Как называется документ, где записаны самые главные законы государства?
Кто должен соблюдать конституцию? (человек, мы, гражданин)
Посмотрите, пожалуйста на доску.
Кто не ней изображен?(человек)
-Да, это человек. Но чего то у него не хватает. Посмотрите.
(человек цветной весь, кроме шляпы и жилета)
-Давайте украсим нашего человека. Не просто человека, а…….(гражданина)
-Выполняя задания мы с вами попробуем создать модель настоящего гражданина своей страны.
-Сейчас я каждой группе раздам задания, которые необходимо будет выполнить.
-Но перед началом работы давайте вспомним правила работы в группе.
Задания вы будете выполнять не просто на листах, а на…..
(шляпе…
и части жилета…)
Задание для 1 группы.
Ваша задача выбрать права, которые имеют граждане нашей страны
(работа с карточками в группах)
1. Право на жизнь.
2. Право на свободу.
3. Право на труд.
4. Право на отдых.
5. Право на свободу слова.
6. Право на образование.
7. Право на игру на улице.
8.Право на поедание конфет.
9. Право на велосипед.
Задание для 2 группы.
Ваша задача выбрать обязанности, которые имеют граждане нашей страны
(работа с карточками в группах)
1.Соблюдать Конституцию и законы России.
2.Уважать права и свободу других людей.
3. Защищать Отечество.
4. Платить налоги.
5.Заботиться о детях, их воспитании..
6.Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
7. Быстро бегать.
8. Быть красивыми.
9. Уметь плавать.
Задание для 3группы.
Выберите качества настоящего гражданина.
-Знать и соблюдать законы государства.
- Быть добросовестным во всех делах.
- Патриотичным.
- Уважать старших.
- Честным.
-Порядочным.
-Трудолюбивым.
-Ответственным.
- Быть грубым.
-Быть лентяем.
Каждая группа выходит и рассказывает результат своей работы.
Дети подводят итог:
Каждый гражданин должен знать свои, права. Выполнять свои обязанности. И не только знать и выполнять, но и совершать гражданские поступки.
Подведите небольшой итог.
Как вы правильно сказали, нужно не только знать, но и действовать.
-А как мы должны действовать. Давайте выполним следующее задание.
-Для этого объединитесь в пары
Посмотрите, что у вас в конвертиках.
Как вы думаете, какое задание я могла для вас придумать???
На листики цветочка приклейте только те действия, которые должен выполнять настоящий гражданин своей страны.
( на листочках – знать- права, выполнять – обязанности, любить – свою Родину, охранять – территорию, беречь – природу, гордиться – культурой, языком, приумножать – богатства, трудиться-честно, быстро бегать, хорошо плавать, любить спать ).
Фронтальная проверка.
Первая пара назовите то, что должен знать гражданин…
Ребята, проверьте. У вас так же?
2 выполнять……
3 любить……
4 охранять…..
5 беречь…..
6 гордиться…
7 приумножать….
8 трудиться……..
Вывешивают на доску цветы.
Итак, каким же должен быть гражданин своей страны.
Дети подводят итог.
Я гражданин России, потому что я совершаю гражданские поступки
Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшое видео о наших
Видео
И в конце нашего часа. , давайте поставим знак в конце нашего предложения
«Я – гражданин России»
-Кто какой знак поставил и почему?
- Кто поставил точки? Выходят к доске ставят знаки в конце предложения.
Кто поставил !?
Кто поставил ?
Оформление солнышка.
А пока ребята выполняют свое задание, я предлагаю Вам, уважаемые гости выбрать пословицу, которая подходит к нашему занятию и убрать в конверты, которые Вы возьмете с собой.
Приятно чувствовать себя уверенным человеком и быть гражданином идеального государства. Расправьте плечи, и с гордостью скажите: « Я- гражданин России!» (фото ребят)
Спасибо, ребята за совместную работу.