СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Я - личность!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для формирования у обучающихся осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в период их личностного становления и самоопределения.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я - личность!"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»

















Классный час:

«Я – личность»

для учащихся 9-х классов







Работу выполнила

Аверина С.В.,

учитель математики

1 категории









г. Пермь

Цель: создание условий для формирования у обучающихся осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в период их личностного становления и самоопределения.


Задачи:

  • сформировать понятие «личность»;

  • развивать потребность к самоанализу;

  • расширять представление о самом себе;

  • определить важные стороны своей личности;

  • воспитывать уважение друг к другу, доверие и взаимопонимание;

  • развивать речь учащихся.


Ход классного часа:

1.Вступительное слово.

Сегодня речь на классном часе пойдёт о человеке. Ещё древние люди говорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и в то же время самое сложное творение бога.

Как научиться понимать самого себя? Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу разные ответы. И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. И вы подтверждаете это, постоянно произнося слова «моё», «по-моему», «я». А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «я»?

Давайте ответим на вопрос: «Кто я такой?»

(например:

Я – дочь, сын;

Я – брат, сестра;

Я – ученик, ученица;

Я – сосед, соседка;

Я –друг, подруга и другое)

Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда оставаться уникальными, непохожими на других.

Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странное зрелище! Ведь улицы древней столицы были заполнены людьми: стариками и юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами и торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы.

«Я – личность» – так будет звучать тема нашего классного часа.

Прошу поднять руки тех, кто себя считает личностью.

2. Введение понятия.

Стремление быть личностью проявляется впервые у малыша, который, отталкивая руку мамы, поддерживающей его, говорит: «Я сам!». Стремление стать личностью заявляет и подросток, когда он начинает делать выбор между добром и злом, когда, преодолевая себя, противится дешевым соблазнам. Личностью остается и старик, которому много лет и к которому тянутся маленькие и большие, а он, наперекор своим годам, щедро раздаривает всем последние искры своей души.

Но что же такое личность?

В различных источниках понятие «личность» трактуется по-разному.

- Личность – человек как носитель каких-то свойств. (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»)

- Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества (Советский энциклопедический словарь)

- Личность – результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. (Учебник «Обществознание, 8 класс». Автор Кравченко А.И.)

Объединяя эти толкования, можно сказать, что личность – это человек, обладающий определённым набором качеств, неразрывно связанный с обществом, и прошедший в своём развитии долгий путь.

Личностью не рождаются, личностью становятся. Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже трёхлетнего ребенка. Она – относительно поздний продукт социального развития.

Личность  это индивидуальное лицо человека. Ею можно назвать того, кто работает над собой, воспитывает в себе хорошие черты характера, старается быть полезным обществу. Итак, личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы.


3.«Расскажи мне о себе»

В течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Где моё место в обществе?».

Задание учащимся:

- Назовите 2-3 качества характера, которые вам нравятся в себе.

- Просто ли было определить свои достоинства?

- Что вы испытали, когда говорили о себе?


4.«Волшебная лавка»

Каждый человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств. Осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны. Вопрос учащимся:

- Хватит ли этих качеств, которые вы назвали для того, чтобы назвать вас достаточно зрелой личностью?

По-настоящему зрелой личностью можно назвать человека, которому свойственны черты, выражающие его отношение к другим людям и к себе: это сочувствие, бескорыстие, верность, уважение, терпимость, трудолюбие, демократичность, доброта, отзывчивость, ответственность, честность, смелость и другие.

Задание учащимся:

Я хочу предложить вам посмотреть на самих себя. Представьте, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Внезапно тропинка обрывается, и вы подходите к какому-то старому дому. Вы заходите внутрь. Вокруг банки, сосуды, коробки. Это старая волшебная лавка. Здесь вы можете для себя взять черты характера, который пожелаете. В ассортименте есть: ответственность, самообладание, инициативность, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, организованность, совестливость, честность, справедливость, общительность, вежливость и другие. Но взять можно только что-то одно, самое важное для вас. Что вы предпочтёте?


5.Тест «Как остаться личностью в коллективе?»

Задание учащимся:

Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

- Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …

- Когда от меня требуют послушания, я …

- Когда меня просят не грубить, я …

- Обращаясь с кому-то просьбой, слышу в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», в этом случае я …

- Друг агитирует уйти с последнего урока. В этом случае я…

- По моему мнению учитель поставил мне несправедливо оценку. В этом случае я…

Подумайте над своей реакцией при каждом ответе на предложенную ситуацию. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека или содержанием самой ситуации? Или ваша реакция была эгоистичной? Какие выводы можно сделать для себя, исходя из предложенных вопросов?

6.Притча.

Мудрец поселился на вершине горы. Все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет, что там «бабочка», я спрошу: «Живая она или мертвая?» Если он скажет, что «живая» я её сожму и убью, а если скажет, что мёртвая, разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», - ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?» - уточнил завистник. Из уст мудреца последовал ответ: «Все в твоих руках!»


7.Заключение.

Закончить наш разговор я хочу обращением к каждому из вас.

- Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что тебе можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

- Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

- Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь - это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение - твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.

- Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Уважай и почитай своих родителей – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

- Люби людей, если хочешь, чтобы и люди тебя любили.

- Не будь равнодушен. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тем, кто стремится жить за счёт других людей, причиняя зло другим людям, обкрадывая общество.

Чтобы сказать самому себе: «Я – личность», мало собственного признания. Надо, чтобы это признание сделали люди, которые тебя окружают.

Конечно, все вы уже маленькие личности, и у каждого из вас свой характер, свои привычки. Одно то, что вы ходите в школу, говорит о том, что вы уже маленькие личности. Но, чтобы стать настоящей личностью нужно много над собой трудиться. В дальнейшем это выразится в ваших поступках и действиях, и покажет хороший ли вы человек, настоящая ли вы личность. И я желаю вам всем стать личностями с большой буквы.

-Кто воздвигнет тебя к небесам?

-Только сам.

-Кто низвергнет тебя с высоты?

-Только ты.

-Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

-Лишь в тебе.

-Чем расплатишься ты за проигранный бой?

-Лишь собой!

-Лишь собой!

5