СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: «Имя Кубани».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час поможет сформировать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников.

         Воспитать бережное отношение молодежи к истории и культурному наследию Кубани, традициям и обычаям народов, населяющих наш край.

         Сформировать умения проследить историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час: «Имя Кубани».»





Классный час

«Имя Кубани»










Подготовила

классный руководитель:

Назарова Е. А.









г. Белореченск

.



Классный час: «Имя Кубани».


Цели:

1. Формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, чувство гордости за свою страну, за соотечественников.

2. Воспитание бережного отношения молодежи к истории и культурному наследию Кубани, традициям и обычаям народов, населяющих наш край.

3. Формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.


Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация «Имя Кубани», символика и карта Краснодарского края, иллюстрации картинок «Подсолнух».

Форма проведения – презентация, заочное путешествие с выполнением творческого задания.


Ход мероприятия.


Вступительное слово учителя:

Добрый день, ребята! Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день. С праздником Вас! С Днем Знаний! Этот праздник всех и каждого. Нет в нашей стране человека, которого он не касается. Прошли веселые каникулы, и мы собрались в нашем классе. За лето вы отдохнули, подросли, окрепли и готовы к новому учебному году. Каждый год 1 сентября миллионы мальчишек и девчонок в разных уголках нашей страны идут в школу, начиная и продолжая путь в страну знаний. На Кубани более 1000 школ. В них обучаются более полумиллиона ребят.
Сегодня по всему нашему краю, для всех учеников будет проведен первый урок – урок гражданственности и патриотизма: «Имя Кубани».

Целью нашего урока является знакомство с историей и современностью Кубани, отдать дань памяти и уважения знаменитым землякам.


Слайд 1 - 4.

Учитель.

- У каждого на свете есть, наверно, любимый уголок земли. Любимый уголок земли называют малой родиной. Родина – это место, где я родился, живу, росту, становлюсь гражданином своей страны. Родина – это история моего народа, с которым связана и история моей семьи. Родина дает человеку корни, язык, воспитание. Любовь к Родине – та же любовь к дому, улице, району, только чуть шире. 

- Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Наш край особенный, и имя ему - Кубань.


Слайд 7 - 8.

- Казаки переселились на Кубань в 18 веке. Более 200 лет на кубанской земле живут казаки. Сегодня здесь находится Краснодарский край, входящий в состав России.

Подарок Екатерины второй

1792 году Черноморскому казачьему войску Екатериной II была выдана Жалованная грамота, по которой казакам были определены западные и северные пределы войсковой территории от Тамани до устья реки Лабы.

Казакам поручалось охранять южные границы России. Переселившись на Кубань, они достойно несли службу. В знак благодарности казаки назвали свой город «войсковой град» именем Екатерины.


Ученица «Моя Кубань».

Я свою судьбу связала с Кубанью,

Этим я всегда, везде горжусь,

И за самой дальней далью,

Сердцем на Кубани нахожусь.

Мне не забыть, мне не забыть вовеки,

Горы и поля, моря и реки,

Где над нами небо

В лазури голубой,

Это Краснодарский край

родной.


Слайд 9 – 15. «И нету красивее края России, чем наша родная Кубань».

Учитель.

- Кубань! Кубань! Огромны твои просторы, величественна и неповторима природа, мужественны и трудолюбивы люди.

Виктор Подкопаев пишет: «И нету красивее края России, чем наша родная Кубань». И мы, родившиеся, выросшие и живущие в этом солнечном, цветущем уголке нашей Родины, знаем, как никто, цену этим словам.

Ученик. «Кубань – земля такая»

Кубань – земля такая:

Лишь первый луч скользнёт –

И поле оживает,

И гром земной плывёт,

И землю плуг срезает,

Как масло.

Круглый год

Здесь что – то засевают,

И что – то убирают,

И что – нибудь цветёт.

Кубань – земля такая:

От края и до края…

К. Обойщиков

Учитель.

Слайд 16 – 30. Учитель.

- Казаки переселились на Кубань в 18 веке. Более 200 лет на кубанской земле живут казаки. Сегодня здесь находится Краснодарский край, входящий в состав России.

1792 году Черноморскому казачьему войску Екатериной II была выдана Жалованная грамота, по которой казакам "в вечное владение состоящей в области Таврический остров Фанагария со всею Землею, лежащего по  правую сторону реки Кубани, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой Земли". В обязанность войску вменялись "бдение и стража  пограничная"...

Ученик.

Там, где выгнула русло река,

как подкову у глинистой кручи,

свиток царский был предком раскручен

и прочитан под гул тростника.

-Здесь границу держать,

защищать от врагов,

и пшеницу сажать,

и растить казаков.

И провели борозду казаки в дикую степь,

обозначив центральную улицу города - Красную.

Учитель.

- А ездил к императрице за этой грамотой Антон Головатый. Четыре месяца он был казачьим депутатом в г. Петербурге, где получил от Екатерины II грамоту на вечное пользование кубанской землей. Командование принимает решение отправить на Кубань опытного генерала. Им был А.В.Суворов.

Под его руководством за 106 дней было построено более двадцати укреплений – крепостей. Суворов сумел подружиться с черкесскими князьями и называл их своими приятелями.

25 августа 1792 года первая партия переселенцев во главе с полковником Саввой Белым прибыла на Тамань, а в начале июля 1793 года кошевой атаман Захарий Чепега  прибыл с казаками в урочище Карасунский Кут, и утвердил его местом для строительства войскового города-крепости. В честь того, что Екатерина II подарила казакам эти земли, город так и назвали – ЕКАТЕРИНОДАР. А сейчас он называется КРАСНОДАРОМ.

Ученик.

Слышу в тополях весёлый шорох.

Вижу в бликах солнца тротуар…

Как же ты мне памятен и дорог,

Тополиный город Краснодар!

Учитель.

13 сентября 1937 г. был образован Краснодарский край. В его составе – 14 городов и 71 район.

Слайд 31. Они прославили Кубань.

Учитель.

- Кубань – это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело- розовые сады, – но разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди.

Ученик.

Большой огромный интерес

Культурный вызывал процесс,     

Кубанцы не были без дела,  

Здесь жизнь бурлила и кипела.     

И пульс творений бился в такт,     

Стихи читал у нас Маршак!  

И публика так клокотала,     

Когда Шаляпина встречала. 

Рахманинов здесь выступал,

Волошин также побывал.     

Вертинский пел, 

Скрябин играл.  

Глиэр оркестр сопровождал.        

Преподавал врач Очаповский,      

И вел раскопки Веселовский.        

Е.Д. Фелицын - очень даровит.

Его музей и до сих пор стоит.

Вперед шагнула и литература,

Неповторима и архитектура.

Мальгерба зданье простоит века.

Вот это ум, вот это мысль, рука.

Гладков и Чехов в крае побывали

О нем воспоминанья оставляли,

Они писали, что у нас живет

Практичный, сильный,

а в бою - горячий,

Не зря воспет,  в стихах

народ казачий.


Слайд 32- 36. Литераторы России о Кубани.

Учитель.

- Со времени высадки первого десанта запорожцев прошли столетия. Как менялись времена и нравы, известно из документальных источников. Не менее интересны следы, оставленные в литературном творчестве и биографиях русских классиков.

- Первым из великих в казачьем крае побывал Пушкин.  Через земли Черноморского войска он проезжал в 1820-м. В письме к брату писал: «Видел я брега Кубани и сторожевые станицы, любовался нашими казаками: вечно верхом, вечно готовы драться, в вечной предосторожности».

Природа и история края вдохновили Александра Сергеевича на создание поэмы «Кавказский пленник». Героя окружают «однообразные равнины», четыре горы, «отрасль последняя Кавказа».

В 1837-м на Кубань прибыл корнет Михаил Юрьевич Лермонтов.   ( В действующую армию он был отправлен за стихотворение «Смерть Поэта». Побывал в Екатеринодаре, Копыле (Славянск-на-Кубани), Темрюке... В Тамани пережил необыкновенное приключение, описанное в одноименной повести. Легким пером он прославил кубанскую станицу на весь читающий мир.

Тему простого человека продолжил Максим Горький - и тоже в основу легли личные переживания. Год спустя оказался в Крыму и вернулся на Кубань берегом. И снова батрачил, нанимался в грузчики, был сторожем, посудомойщиком... На Тамани ходил в море с рыбаками. Летом 1892-го бил щебень на строившемся Новороссийско-Сухумском шоссе под Геленджиком. Наблюдения за жизнью в кубанских станицах воплотились в рассказах: «Мой спутник», «Чужие люди», «Дед Архип и Ленька»…

В июле 1888-го на Кубань приехал писатель Антон Павлович Чехов. Собирался в Ялту, но поддался уговорам старшего брата. Александр Павлович Чехов служил секретарем Новороссийской таможни.

Антон Павлович совершил морской круиз вдоль берегов Кубани. Впечатления описал так: «Природа удивительная до бешенства и отчаяния. Все ново, сказочно, глупо и поэтично. Эвкалипты, чайные кусты, кипарисы, кедры, пальмы, лебеди, буйволы, сизые журавли, а главное - горы, горы и горы, без конца и краю. А как хороша Кубань!»

великий публицист Владимир Короленко.

Николай Островский, поселившийся в Сочи в 1927-м, написал книгу «Как закалялась сталь», воспитавшую не одно поколение советских школьников...

В годы Великой Отечественной на Кубани бывали Константин Симонов, Аркадий Первенцев, Виталий Закруткин и другие военные летописцы.


Слайд 37 - 46. Достижения наших земляков. Поэты Кубани.

Богатая земля Кубани взрастила немало и собственных талантов.

Ученик.

Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен —

Край наш Краснодарский.

Не раз кубанская земля

Достойных ей сынов рожала,

Их позабыть никак нельзя…


Учитель.

Иван Фёдорович Варавва кубанский поэт, заслуженный деятель культуры, истинный патриот Кубани.

Сейчас опубликовано более тридцати поэтических сборников И.Ф.Вараввы. Много лет он собирал и записывал народные казачьи песни, а затем выпустил книгу «Песни казаков Кубани».

На стихи Ивана Вараввы композиторы написали более двухсот песен.

Владимир Дмитриевич Нестеренко – кубанский поэт, член Союза писателей России, заслуженный работник Кубани. Его творчество пронизано любовью к детям, к своей малой родине, отражает её историю, сегодняшний день. Стихи для малышей В. Нестеренко пишет более 30 лет. В издательствах Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы опубликовано около 40 книг поэта-кубанца.

Вадим Петрович Неподоба - замечательный кубанский поэт, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Кубани, автор 17 книг поэзии и прозы для взрослых и детей: «Вербное утро», «Ранние заморозки», «Гордость земли», «Солнышко проснулось».


Комолев Валерий Николаевич – поэт, член Союза Российских писателей. По профессии учитель физики и математики. Много лет проработал директором школы в поселке Южном. Единственный директор школ Кубани, являющийся членом Союза писателей России. Много лет руководит городским литературным объединением. Автор сборников стихов «Оставайся сама собой», « Калиновая радость», «Именины любви».

Слайды 47 - 54 Деятели культуры.

Наш город знаменит и гордится своими людьми, которые прославляют наш город по всей России.

Учитель.

Галина Алексеевна Морозкина - руководитель музея города Белореченска с 1988 года. Почётный Гражданин  г. Белореченска. Заслуженный работник культуры Кубани (заочная экскурсия в музей г. Белореченска).


Захарченко Виктор Гаврилович - художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора. За личный вклад в сохранение русского культурного наследия в Республике Крым и городе Севастополе Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации награжден художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко

Ученик.

Наш Кубанский хор казачий-

он известен всей земле!

За границей ждут с ним встречи,

ждут с ним встречи и в Кремле.

Голоса, костюмы, танцы-

земляков мы узнаем!

Не как все поют кубанцы-

по-казачьи, о своем.


Григорий Пономаренко - известный народный композитор, на протяжении нескольких лет он был одним из руководителей Краснодарской организации Союза композиторов России. Безотказно принимал приглашения и выступал с Вероникой Журавлевой в самых отдаленных уголках Кубани, в трудовых коллективах, на заводах и фабриках, в колхозных клубах и на полевых станах.


Вторенко Владимир Владимирович – художник, участник всероссийских конкурсов искусства книги, член Союза художников России. Жил в Белореченске известный всему миру художник. Творчество его разносторонне. Он оформил и проиллюстрировал более 6о книг. Миллионы россиян читали и читают детские и взрослые книги, оформленные этим удивительно талантливым человеком.

Слайд 55 - 60.

Итог урока:

Самое большое богатство Кубани – это ее народ. Кубань славится своими политиками, учеными, спортсменами, писателями, музыкантами, которые принесли славу не только Кубани, но и России. Наше поколение любит свой народ и гордится им.

Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет народа, как исторической общности в целом. Поэтому, чтите и оберегайте историческое прошлое родного края, преумножайте и сохраняйте   славные традиции для будущих поколений.

Любите родную Кубань, свою маленькую родину, бережно относитесь к окружающему миру, чтите традиции своего народа.

Живи  Кубань,

Цвети Кубань –

Жемчужина России!


Рефлексия (творческое задание на закрепление пройденного материала).

  1. Вспомнить и назвать по имени и отчеству знаменитых людей Кубани.

  2. Портреты знаменитых кубанцев наклеить на карту Краснодарского края.

Учитель.

- Ребята, вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы были прекрасными слушателями и замечательными рассказчиками. Мне было приятно работать с вами.

Хочу поблагодарить вас за урок.