СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час к 100-летию со дня рождения А. Бабаджаняна "Признание в любви Арно Бабаджаняна"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вся жизнь и творчество Арно Бабаджаняна — это признание в любви. Арно Арутюнович не раз утверждал: «Музыка для меня — это жизнь». Весьма значительную часть своего творчества он посвятил песне, принесшей ему наибольшую известность.

Просмотр содержимого документа
«Классный час к 100-летию со дня рождения А. Бабаджаняна "Признание в любви Арно Бабаджаняна"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

























































Вся жизнь и творчество Арно Бабаджаняна — это признание в любви. Арно Арутюнович не раз утверждал: «Музыка для меня — это жизнь». Весьма значительную часть своего творчества он посвятил песне, принесшей ему наибольшую известность.

Звучит песня «Лучший город земли»

Родился будущий композитор в Ереване 22 января 1921 года в семье преподавателей. День его появления на свет пришелся на день смерти вождя пролетариата Владимира Ильича Ленина. Поэтому отцу будущего музыканта пришлось перенести дату рождения своего сына, чтобы она не совпадала с датой траура. Его родители были родом из Игдыра, находящегося в Западной Армении(сейчас эта территория является частью Турции).

Вместе с ним, как сестра, воспитывалась приёмная девочка-беженка. Дело в том, что у родителей Арно долго не было детей, и они взяли на воспитание эту девочку, родители которой погибли во время геноцида армян. Ни отец, ни мать Арно не были музыкантами, правда, отец прекрасно играл на флейте. С детства мальчик полюбил музыку, он проявлял большие музыкальные способности. В трёхлетнем возрасте ребенок освоил игру на старенькой гармонике. В детском саду заметили музыкальные способности мальчика. Как потом вспоминал Арно, в их детский сад приходил композитор, чтобы прослушать детей. Этим композитором оказался Арам Ильич Хачатурян. После прослушивания он отметил малыша и настоятельно рекомендовал его родителям отдать сына в специальную музыкальную школу при Ереванской консерватории.

Уже через год поступления в десятилетку юный Арно сочинил свою первую пьесу «Пионерский марш», а в 12 лет победил на Республиканском конкурсе юных исполнителей.

Естественным продолжением обучения в музыкальной школе талантливого юноши стало его поступление в консерваторию. Но спустя два года учёбы Арно решил попытать счастья в Москве. В 1938 году он приезжает в столицу СССР и поступает к профессору Е. Ф. Гнесиной в созданное ею музыкальное училище.

Москва стала для будущего композитора второй родиной. Когда началась война, Бабаджанян строил оборонительные рубежи, вместе с другими жителями столицы.

После войны, уже в 1947 г. он сумел экстерном окончить Ереванскую консерваторию, получив специальность - композитор. В 1948-ом Арно так же окончил Московскую консерваторию.

Свою трудовую деятельность он начал в 1950 г. с преподавания в Ереванской консерватории. Тогда же он начал сочинять разножанровую музыку, однако судьбоносным жанром для него стала песня. В тот период он написал две песни для кинофильмов, и они сразу обрели популярность.

Звучит песня «Мы в этот мир приходим с добротою»

из к/ф «Приехали на конкурс повара»

В 1956 г. он окончательно переезжает в Москву и наведывается в Ереван только изредка. Эти нечастые визиты на Кавказ всегда вдохновляли композитора на сочинение новых произведений, которые получались на редкость удачными.

К моменту своего переезда Бабаджанян уже написал все свои основные симфонические произведения: концерт для фортепиано с оркестром, струнные квартеты, концерт для скрипки с оркестром, «Армянскую рапсодию», «Героическую балладу».

Его классические опусы высоко ценились передовыми музыкантами СССР: Мстиславом Ростроповичем, Давидом Ойстрахом, Эмилем Гилельсом. В Москве Арно Бабаджанян тесно общался с Арамом Хачатуряном. Он всю жизнь был признателен мастеру, который помог распознать и раскрыть его талант. В честь Хачатуряна в 1978 году армянский композитор написал замечательное произведение «Элегия».

Звучит «Элегия»

Бабаджанян позиционировал себя как композитор, пишущий камерную и симфоническую музыку. Любимым его композитором был Рахманинов. В созданном им фортепианном концерте «Героическая баллада» чувствовался рахманиновский дух. Будучи блестящим пианистом, своё утро Арно Арутюнович начинал с того, что сев за инструмент, исполнял пару прелюдий Рахманинова.

Чаще всего, он писал музыку, а потом на эту музыку поэтами писались стихи. Особое отношение было у Бабаджаняна к «Ноктюрну». Его он написал, как фортепианное произведение. Иосиф Кобзон не раз просил у автора разрешения написать стихи, ему хотелось исполнить эту замечательную мелодию. Но композитор был категорически против. Только после его смерти Роберт Рождественский написал стихи, а Кобзон исполнил получившуюся песню.

Звучит песня «Ноктюрн» в исполнении И. Кобзона

Арно скучал по Армении, старался ездить туда каждые два месяца. В Дилижане был дом творчества композиторов, где он часто отдыхал и работал. После 1965 года все основные его произведения были созданы в родной Армении. Он говорил, что там ощущает любовь народа, которая помогает ему творить. В своё творчество композитор вкладывал душу и любовь. Считал, что только народ может решить, хорошее ли вышло произведение, именно народ для него являлся конечным судьёй.

Сейчас прозвучит «Фантазия» А. Бабаджаняна, под которую мы совершим виртуальное путешествие в страну, которую так любил композитор

Просмотр видеоролика «Армения»


Немало было сделано композитором не только в области инструментального жанра, но и в области музыкально-театральных жанров. Известны такие его мюзиклы: «В горах моё сердце», «Дядя Багдасар» и «Невеста с Севера». Он сочинял сонаты, пьесы, сочинения для двух роялей, многие из которых приобрели всемирную известность.

В Москве Бабаджанян пишет музыку в основном для кинематографа и для эстрады. Как отмечал впоследствии сам композитор, работа над песней требовала не меньшего таланта и отточенности мастерства, чем симфоническая музыка.

В эти годы начинается его творческое сотрудничество с поэтами Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко и Леонидом Дербеневым. С ними он создал свои самые знаменитые вокальные произведения. Наиболее популярными песнями, которые вышли из-под пера композитора, стали «Королева красоты», «Голубая тайга», «Будь со мной», «Чёртово колесо», «Верни мне музыку», «Лучший город земли», «Песня первой любви».

С 1964 года на отечественной эстраде сформировался творческий коллектив, в который вошли Арно Бабаджанян, Роберт Рождественский и молодой Муслим Магомаев. Они начали сотрудничать, когда Бабаджаняну было сорок, а начинающему певцу Магомаеву – девятнадцать. В его первые альбомы вошли такие песни, как «Свадьба», «Благодарю тебя», «Позови меня» и «Загадай желание». Арно Арутюнович считал, что лучше всех исполняет его песни именно Магомаев. Композитор создавал произведение за произведением. Казалось, что он спешит. Так, не успев стать достаточно популярными, одни песни терялись, так как им на смену уже приходили следующие, а за тем следующие и так далее. Совместная работа над первыми вокальными произведениями стала новым витком в музыкальной биографии композитора. Каждая песня, едва прозвучав по советскому радио, тут же становилась шлягером.

Хит «Королева красоты» Бабаджанян написал для знаменитого певца во время поездки на родину, где в это время проходил один из первых советских конкурсов красоты. Композитор так вдохновился этой идеей, что даже стал одним из членов жюри мероприятия.

Звучит песня «Королева красоты» в исполнении М. Магомаева


Личная жизнь композитора отличалась стабильностью. Со своей женой Терезой Оганесян он познакомился сразу после войны в Московской консерватории, где молодая девушка в то время проходила обучение. После свадьбы она пожертвовала своей пианистической карьерой ради семьи.

В 1953 году у пары родился сын, которого назвали Ара. Он пошёл по стопам родителей, став музыкантом. Помимо певческой карьеры Бабаджанян-младший увлекся театром и работал некоторое время актером.

Арно Бабаджанян обладал особенной внешностью, его нос был непропорционально большим, что видно на всех фото музыканта. И если в молодости он сильно переживал по этому поводу, то со временем начал с иронией воспринимать сей факт.

Арно Арутюнович понял, что нос стал неотъемлемой частью его образа. Многие художники и скульпторы создавали его портреты, не стесняясь делать акцент на этой части лица композитора.

С 1953 года у музыканта диагностировали страшное заболевание, которое в то время в СССР совершенно не лечилось - рак крови. Но благодаря счастливой случайности в это время по приглашению Алексея Косыгина в Советский Союз из Франции приехал выдающийся онколог. Друзьям композитора удалось уговорить медика проконсультировать Бабаджаняна и назначить ему лечение.

Благодаря стараниям врача и заботе жены Терезы Арно сумел победить белокровие на целых тридцать лет. Болезнь настигла Арно Арутюновича только в 1983 году, став причиной его смерти.

Похороны проходили в Ереване, родном городе музыканта. На Ереванском кладбище находится и могила Арно Бабаджаняна. Каждый день на ней появляются живые цветы от верных поклонников музыканта и его родных.

Песни А. Бабаджаняна живут до сих пор, их с удовольствием исполняют и слушают наши, в том числе и молодые современники.

Произведения А. Бабаджаняна не только мелодичны и красивы, они — неотрывная часть жизни нескольких поколений советских людей. Поэт А. Д. Дементьев говорил о А.Бабаджаняне: «…Это был настолько влюблённый в жизнь человек, в нём было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян остался композитором света и радости».

Звучит песня «Улыбнись» в исполнении гр. «Родники»