Классный час: «Как понять себя и развить свои способности»
Цель: Сформировать представление учащихся о том, что такое способности человека.
Форма занятия: Классный час-размышление.
При подготовке к классному часу можно провести анкетирование учащихся по вопросам:
1. Что ты знаешь о своих способностях?
2. Кто помогает тебе развивать способности?
Ход классного часа
Ребята! Приходилось ли вам слышать такую оценку человека: «какой способный, талантливый», или совсем наоборот: «ну ни к чему нет способностей». А что такое, по-вашему, способности?
Выслушав ответы учащихся, учитель поясняет: «Люди произносят слова «способности», «способный», «неспособный» и т.д., но при этом часто ошибаются, оценивая человека. Ученика, у которого образовались пробелы в знаниях, из-за чего он не может хорошо воспринимать новый материал, называют неспособным. Способности часто путают со знаниями, умениями или с какой-то чертой характера».
Способности — совокупность свойств человека, благодаря которым обеспечивается его деятельность.
Основу способностей составляют природные физические и психические свойства человека, наследуемые ими от родителей. Например, одни люди обладают очень хорошим, как говорят, абсолютным слухом. Другие такой способности не имеют. Эти природные свойства иногда называют задатками. Они как бы дают направление, указывают путь, как в дальнейшем будут развиваться способности.
Способности выражаются у человека только в труде. Нельзя судить, есть ли у человека способности к пению, пока он не начал петь.
Учитель организует обмен мнениями учащихся по вопросам:
Как вы думаете, у всех людей есть способности?
Кто хочет рассказать о своих способностях, о способностях близких вам людей?
Каких результатов вы достигли в развитии своих способностей?
Можно предложить ребятам продемонстрировать свои способности, попросив их заранее подумать над этим заданием.
Подводя итог, учитель делает вывод о том, что способности есть у всех людей, только не всегда человек знает, какие именно. Это могут быть способности к технике, изучению иностранных языков, творчеству, спорту и т.д. Поэтому очень важно как можно раньше узнать о своих способностях. Ведь наследственность еще далеко не все. В развитии способностей человека очень важное значение имеют условия, в которых он живет и, конечно, личные качества человека.
Способности не развиваются от одного желания стать выдающимся певцом, банкиром, математиком, спортсменом. Особенно важны здесь трудолюбие, терпение, упорство, умение преодолевать трудности.
Томас Эдисон, знаменитый американский изобретатель, как-то заметил: «Гений — это 99% труда и только 1% дарования». Только трудом человек может достичь результата.
Учитель предлагает детям вспомнить пословицы, поговорки о труде.
Для развития способностей важно поставить себе цель. Развитие способностей происходит в течение всей жизни, но решающим является период до 20 лет.
Игры-упражнения: «Интеллектуальные забавы»
1. Прочитай правильно.
Перед вами фразы, в которых перепутан порядок слов. Кто быстрее сумеет произнести все предложение?
а) весит, трех, «Электроника», ни, телевизор, более, килограммов.
б) загрязнение, растений, и рек, морей, делает, рыб, не пригодными, для, их, жизни.
в) пожалуй, не, формой, человека, восхищался, бы, снежинок, который, ни, изумительной, найдется.
2. Придумайте как можно больше рифм к словам:
• поляна;
• осень;
• речка.
3. Укажите, в каком из слов (портной, подвал, труба, залы, антракт) есть буква «д»? (Задание воспринимается на слух. Отвечать быстро.)
4. Оля просила мужа купить мяса, масла, мыло, спички. Он купил масло, сало, спички и мясо. Что он забыл купить? Что купил лишнее? (Задание воспринимается на слух.)
Мини-итоги
Учащиеся под руководством учителя могут составить памятку «Как развивать свои способности»:
1. Обязательно верь в себя.
2. Поставь перед собой цель.
3. Упорно трудись.
4. Старайся и постоянно внушай себе, что все сможешь.
5. Никогда не сдавайся.
6. Слушай советы тех, кто старше и опытнее тебя.
7. Делись своими способностями с окружающими людьми.
8. Не ленись.
9. Твори, выдумывай, пробуй.