Тема: «Как стать приятным человеком для окружающих»
Цели: помочь детям задуматься о самих себе, побудить их к самокритичной оценке, исправлению своих недостатков, формировать привычку употреблять слова вежливости, обратить особое внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками, мыслями.
Задачи:
Образовательные: содействовать нравственному воспитанию младших школьников, научить пользоваться вежливыми словами; дать понятие «Воспитанный человек»; разобрать основные правила хорошего поведения.
Развивающие: развивать культуру речи учащихся, память, внимание, рефлексию, самооценку.
Воспитательные: воспитывать общую культуру поведения, доброжелательность, уважение.
Оборудование: Экран, компьютер, карточки с текстами заданий «Пять добрых дел», карточки с текстами заданий «Качества человека», наглядный материал: Солнце, Тучка.
Ход мероприятия.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения окружающим людям. Поприветствуйте наших гостей. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь пожалуйста.
Постановка темы классного часа.
- Ребята, послушайте стихотворение А. Л. Барто «Как Вовка стал взрослым» и попытайтесь понять, какова будет тема нашего разговора.
Как Вовка стал взрослым
На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка – добрая душа.
(Так прозвали малыша!)
Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
А теперь он взрослый малый.
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил- ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове.
Стал стесняться доброты.
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
- Берегись, не то убью!-
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой.
Но расстроился потом,
Закопал её украдкой
В огороде, под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
«Вовка- добрая душа!»
Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй,
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.
Вопросы к учащимся:
Почему Вовка решил стать «злым», ведь его раньше называли «Вовка – добрая душа»?
Злой ли Вовка на самом деле?
Как вы догадались?
Нравится ли вам человек, который: грубит старшим, не любит животных, обижает малышей?
- Так о чём же мы сегодня будет говорить? (ответы детей)
- Сегодня, ребята, мы узнаем, как стать приятным человеком для окружающих.
Основная часть.
«Что такое доброта».
Учитель:
- А какой человек, по- вашему, приятен для окружающих?
Дети:
-Добрый.
- Ребята, а что такое доброта?
( Высказывания учащихся)
- Давайте прочитаем высказывания великих людей о доброте. ( Слайды 1,2)
Доброта- отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям: всё положительное, хорошее, полезное. (Л. Н. Толстой)
Доброта- вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид. ( В. Розов)
Учитель:
- Как вы думаете, на что похожа доброта? Послушайте ещё о доброте и попытайтесь сказать, с чем её можно сравнить.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце, светит
Радуются взрослые и дети.
- Так на что же похожа доброта?
- Конечно же, на солнышко!
Доброта, как и солнце, дарит всем тепло.
Но только душевное. (На доске появляется солнышко)
2. Из чего состоит доброта.
- Посмотрите, как улыбается вам Солнышко. А что надо добавить, чтобы оно согрело вас своим теплом?
- Верно! Солнечные лучи. Когда появятся лучики, вы поймёте, из чего состоит доброта.
- Ребята, о каком человеке можно сказать, что он приятен нам, что он воспитан? ( О таком, который употребляет вежливые слова).
- Сегодня мы с вами поговорим о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. (Слайд 4)
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Народ давно заметил:
«Доброе слово человеку-
Что дождь в засуху,
«Плохое слово и сладким мёдом не зальёшь».
Попробуем определить, какие вы знатоки вежливости. Какие вежливые слова вы знаете? Назовите. ( Слайды 5-17)
Проверим, как вы можете пользоваться «волшебными словами».
Игра «Доскажи словечко». ( Слайды 18-23)
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого: «спасибо».
Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече «Здравствуйте».
Когда вас ругают за шалости, говорим:
– Простите, пожалуйста.
И в Москве, и на Кубани на прощанье говорят:
- До свидания.
5. Если больше есть не в силах, скажем маме мы «спасибо».
Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
- Вот и появился первый солнечный лучик. ( Добрые слова).
- Подумайте, ребята, всегда ли частое употребление «вежливых» слов является показателем вежливости человека?
Дети: Нет.
- Чтобы окончательно в этом убедиться посмотрим сценку «Одноклассники».
Лиза. Приветик, Сашок! Куда же ты бежишь?
( Саша терпеть не может, когда его так называют. И Лизу Подлизу тоже)
Саша. ( неохотно) Ну, чего тебе? (Остановился, засунул руки в карманы)
Лиза. Сашок, почему ты не поздоровался с нашей учительницей?
Саша. (смотрит под ноги). Как это не поздоровался? Я её и в глаза не видел.
Лиза. Видел, видел, пожалуйста, не оправдывайся. Я заметила, как ты удирал.
Саша. Не суй нос не в своё дело.
Лиза. (разозлившись) Не груби! Я вот умею здороваться, особенно с учительницей. Пусть знает, как я её уважаю. А главное, ведь сейчас конец четверти, скоро отметки будут выводить.
Саша (презрительно) Так она и попалась на твоё сюсюканье! Держи карман шире!
Лиза. Попадётся или не попадётся, все равно! Надо быть со всеми вежливым, чтобы ни с кем не испортить отношений.
Саша. ( у которого вот-вот лопнет терпение) Перестань трещать, я….
Лиза. Не перебивай! Невежа невоспитанный ! Вынь руки из карманов, когда говоришь с дамой!
Саша. Это с тобой- то? Так ты не размахивай руками у меня под носом. Глаз ещё выткнешь!
Лиза. Ах ты, нахал! Я все равно про тебя учительнице расскажу. Будешь знать!
Саша. ( с отвращением отворачивается и , не сказав ни слова, уходит).
- Понравились ли вам Саша и Лиза? Почему? Можно ли их называть вежливыми?.
Заметили ли вы , почему Лиза здоровается с учительницей?
Достаточно ли для воспитанного человека только вежливых добрых слов? Может быть ещё что-то нужно?
Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека.
А от доброго семени и добрый плод. Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши мысли. ( добрые мысли)
- А вот и второй лучик появился! ( Учитель прикрепляет лучик «Добрые мысли»).
- Добрые слова и добрые мысли во что могут превратиться? (В добрые поступки)
Работа в группе.
Внимательно выслушайте друг друга, придите к соглашению. Подчеркните единое решение. Выберите пять добрых дел.
1 группа:
- Радоваться неудаче ближнего
- Стремиться быть богатым человеком.
- Завидовать
- Утешить плачущего
- Подать милостыню
- Помочь окружающим
- Сделать кормушку для птиц
11 группа:
- Поздороваться при встрече
- Толкнуть и не извиниться
- Свистеть, кричать, шуметь в школе…
- Уступить место старшим
- Не вставать на обращение учителя
- Помочь подняться по лестнице
- Попрощаться, уходя..
- Покормить бездомного котёнка.
- Какой же третий лучик солнца? ( Добрые поступки)
- Какие добрые дела вы могли бы сделать уже сегодня?
Каждый ваш хороший поступок - это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее, радостнее.
Трудно иногда бывает совершать истинно добрые поступки, а каждый плохой поступок – крупица зла, от которой становится темно и страшно.
- А если человек постоянно изо дня в день совершает плохие поступки, во что они могут превратиться? ( В привычку) Посмотрите на себя со стороны. Какое вы производите впечатление? Нет ли у вас каких - нибудь привычек, которые раздражают окружающих?
Грызёте ли вы ногти?
Хлюпаете носом?
Не слишком ли громко разговариваете?
Раскачиваетесь ли вы на стуле?
Хлопаете ли вы дверью? ( Слайд 24)
Если вы делаете это,значит, у вас не так уж мало плохих привычек. И можете не волноваться, люди обязательно скажут вам в след: « Какой неприятный человек!»
Если у вас есть плохие привычки, постарайтесь от них избавиться. Иначе, какими бы вы хорошими не были, вас будут немножечко недолюбливать.
- Бывают ли хорошие привычки? Да, конечно.
- Какой же четвертый лучик? ( Хорошие привычки)
Неприятный человек- это не только человек с дурными привычками, но и человек с дурным характером. У него постоянно плохое настроение. Он всем демонстрирует, какой он «бедный» и «несчастный». Такой человек похож на «тучку». (Учитель вывешивает на доску Тучку) Человек с хорошим характером напоминает Солнышко.
Пятый наш лучик – это добрый характер.
- Как же стать приятным человеком для окружающих? Надо ещё разобраться, какие качества характеризуют приятного человека, а какие неприятного.
Работа в группе
Из перечисленных ниже качеств выбери качества, которые характеризуют приятного и неприятного человека.
Приятный человек Неприятный человек
Правдивость Жадность
Скромность Жестокость
Вежливость Лживость
Щедрость Грубость
Сочувствие Хвастовство
- Ребята, посмотрите, наша тучка заплакала. Чтобы растопить её слёзы, надо найти антонимы. ( Слова, противоположные по значению ).
Превратите неприятные качества в приятные. Соедините антонимы стрелками. ( Дети читают пары антонимов. Если они подобраны верно, учитель убирает каждый раз по капельке – слезинке).
После этого тучка начинает «улыбаться». ( Учитель поворачивает тучку другой стороной и дети видят улыбку).
- Быть злым легко. Легко ответить на грубость грубостью, на подлость подлостью. Но должны ли мы так поступать? ( Нет)
Чтобы это окончательно понять, послушаем стихотворение «Ёжик».
Серёжа очень нелюдим.
Ох, как бы подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: Ежик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет, всех смеша:
- Не уколитесь об Ежа!
Но Ёж как будто глух и нем-
Сидит, не говорит ни с кем.
-Ты на коньках пойдешь кататься?
- Нет. Мама будет волноваться.
Но вот в начале декабря
Узнали об Еже.
Что у него совсем не зря
Так плохо на душе,
Что мама у него больна.
С постели не встаёт она.
И Ежик ходит за обедом
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать.
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Серёже,
Решил Алёша, что ему
Всем классом мы поможем!
Друзья стучатся у дверей:
- Открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке
Тебе купили булки.
- И сахар взяли за одно!
- А здесь, в пакетике, пшено!
Давай готовить ужин!-
Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом.
Он стал совсем не колкий,
Скорей за чайником пошёл,
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить.
Пожалуй, с целым светом!...
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.
- Каким был Серёжа сначала?
- Как он изменился в конце стихотворения? Какой вывод нужно сделать?
Жалко злых эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным Они как больные, которые требуют неотложного лечения. А чем их лечить? Добротой, сердечностью, душевностью. Так и поступили одноклассники Серёжи.
Давайте познакомимся с «Памяткой жизненных правил». ( Слайд 25 )
Итог урока:
- Наш разговор окончен. Очень хотелось бы верить, что он состоялся не зря. Давайте подведём итог сказанному сегодня. Посмотрите на наше Солнышко и ещё раз вспомните: «Как стать приятным человеком для окружающих?». Прочитайте надписи на лучах. А сейчас прочитайте, какие прекрасные слова сказал Борис Пастернак. ( Слайд 26 )
Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и они отплатят вам тем же. Помните, что без добрых дел нет и доброго имени. И пусть о вас говорят: «Это очень хороший человек».
- Молодцы , вы хорошо потрудились!
- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия. ( Слайд 27 )
- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение- поднимите солнышко. А кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание.
- Уважаемые гости! Мы предлагаем вам вместе с нами идти « Дорогою добра». Поэтому примите в подарок эту песню.
Звучит песня « Дорога добра».
Источники информации
Литература: Богданова О. С., Калинина О. Д. Пособие для учителей «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками»- Москва «Просвещение» ,1982.
Сайты: infourok.ru
Слова-текст.рф
e-koncept.ru
liveinternet.ru
5klass.net
Present5. com
900 igr.net