ОБОУ «Суджанская школа – интернат»
Классный час
в 1 классе
«Хлеб всему голова»
Учитель
начальных классов
Козлитина В.Д.
Цель: Расширить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб народу. Воспитывать у детей уважение к хлебу и людям, растившим его.
На столе, накрытом, вышитым полотенцем различные хлебные изделия, а в центре каравай хлеба на рушнике.
На доске написано: «Хлеб всему голова!»
- Вы готовы к разговору?
На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс
И всё получится у нас!
Чтобы узнать тему нашего классного часа, надо отгадать загадку:
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе,
Ветер его холит, холят степи
Пред гостями он лежит парной,
Серый, белый, чёрный и ржаной.
( Хлеб.)
Сегодня мы поговорим о хлебе. Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.
Знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет и «изобрели» его египтяне. Хлеб- очень полезный продукт. Недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.
Каждый день, каждый из нас не меньше трёх раз берёт в руки хлеб, с удовольствием его ест. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нём.
Много труда вложено, чтобы хлеб «к нам на стол пришёл».
– А сейчас мы поиграем и профессии узнаем. Кто помогает хлебу прийти к нам на стол. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.
(На доске – таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, повар, тракторист, пекарь, учитель, комбайнёр, портной, механизатор, мельник, кондитер).
1. Перед тем, как стали зёрна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2. Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
3. Едут по полю комбайны,
Ветер песню им поёт,
Капитаны-комбайнёры
Смотрят с мостиков вперёд.
4. Вот из колоса тугого
Выбивается зерно,
И, пожалуйста,- готово,
В ящик сыплется оно.
5. Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут!
6. На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места.
7. «Ох, пустите,»- шепчет тесто.
Ладно, пустим, в печь давай.
Получился каравай.
8. Пышный, мягкий, поперченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
9. В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
10. В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырем!
11. Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
А что можно приготовить из муки?
(Выставка хлебо -булочных изделий)
. - И нет для человека запаха
Более приятного, чем запах свежего хлеба.
Люди сочиняли не только песни, стихи
О хлебе, но и пословицы.
«Земля – матушка, а хлеб – батюшка»
«Каравай хлеба не свалится с неба»
« У кого хлебушко, у того и счастье».
«Без печки холодно – без хлеба голодно.»
« Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.»
« Нет хлеба – нет обеда.»
«Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.»
«Хлеб бросать – силу терять.»
- Сейчас послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»:
Три паренька по переулку
Играли, будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг, спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
«Вы кто такой?» - спросили дети,
Забыв на время про футбол
«Я пекарь» - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.
- Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)
- Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы детей)
- Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)
- К хлебу нужно относиться бережно. Брать хлеба столько, сколько сможешь съесть. А чёрствый хлеб не выбрасывать, из него можно приготовить много вкусных блюд, или отдать домашним животным и птицам.
Игра
Буква потерялась
*улка, *у*лик, *аранка, *атон, *уханка (Потерялась буква «Б»)
Игра в слова
Из данных слогов составить слова – названия хлебобулочных изделий.
БУБ, КУ, КА, ТОН, ЛАЧ, ЛИЧ, ЛИК, БУЛ, БА, КА.
(Бублик, кулич, калач, батон, булка)
Итог занятия:
Продолжите мою фразу: «Сегодня я узнал..
Вывод: Как должны относиться к хлебу?
Мы его должны беречь.
За столом брать столько, сколько ты съешь.
Доедай свой начатый хлеб.
Не кидайся хлебом.
12. Зёрна наших дней святитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
13. Берегите каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой Родины своей!
- Спасибо вам всем, ребята! Спасибо, уважаемые гости, за радость встречи. Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом!