СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Храни огонь родного очага"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-краеведческий калейдоскоп "Храни огонь родного очага"

Оформление

  1. Плакат «Кто я и кто моя семья?»
  2. «Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному» (Н.М.Карамзин)
  3. Выставка генеалогических древ
  4. Детские работы на тему «Семья»
  5. Презентация на тему «История хутора Черкесовского»

 Чтец 1    Два чувства дивно близки нам –

                 Любовь к  родному пепелищу,

                  Любовь к отеческим гробам.

                  (На них основано от века,

                   По воле бога самого,                    Самостоянье человека,

                   Залог величия его).

Уч.1 Здравствуйте ребята, родители и уважаемые гости. Мы сегодня собрались здесь с вами, чтобы поговорить о вечных человеческих ценностях: семье, семейных традициях, истоках человеческой личности. Эта тема уже давно отражается на страницах периодической печати. Эта тема была одной из ведущих в русской литературе 19-20 веков. Не случайно и то, что  2008 год был годом семьи.

Чтец 2  Извечные связи не рвутся,

               Они, как и прежде, в крови.

               Вернутся к истокам, вернутся

               И дети, и внуки твои.

               И в их назначенье высоком

                Поможет родительский дом.

                Меж западом и меж востоком

                Он твердо стоит на своем.

(Звучит песня «Дом родной»)

Уч.2 Мы все – чьи-то дочери и сыновья. Вдумаемся в эту истину и постараемся измерить степень ответственности  в продолжении рода, хранении семейной чести .

Чтец3 Не торговал мой дед блинами,

            Не ваксил царских сапогов.

            Не пел с придворными дьячками,

            В князья не прыгал из хохлов,

            И не был беглым он солдатом

            Австрийских пудреных дружин…

            Так мне ли быть аристократом?

            Я, слава богу, мещанин.

Уч.1 Как вы думаете , кому принадлежат эти полные достоинства слова? Они принадлежат родоначальнику нашей литературы А.С. Пушкину, который гордился своей родословной. Ему принадлежат еще одни замечательные слова: « Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Известно, что одним из предметов, которым гордился Пушкин, была пуговица, с мундира его далекого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в трость, с которой почти никогда не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Уч.2 В любом сословии – дворянском, купеческом … - было немало

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Храни огонь родного очага"»





Подготовлен:

Бирюковой Е.Н.

Поповой Н.А.







МОУ Бударинская СОШ 2010 г.

Оформление

  1. Плакат «Кто я и кто моя семья?»

  2. «Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному» (Н.М.Карамзин)

  3. Выставка генеалогических древ

  4. Детские работы на тему «Семья»

  5. Презентация на тему «История хутора Черкесовского»

Чтец 1 Два чувства дивно близки нам –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

(На них основано от века,

По воле бога самого,
Самостоянье человека,

Залог величия его).

Уч.1 Здравствуйте ребята, родители и уважаемые гости. Мы сегодня собрались здесь с вами, чтобы поговорить о вечных человеческих ценностях: семье, семейных традициях, истоках человеческой личности. Эта тема уже давно отражается на страницах периодической печати. Эта тема была одной из ведущих в русской литературе 19-20 веков. Не случайно и то, что 2008 год был годом семьи.

Чтец 2 Извечные связи не рвутся,

Они, как и прежде, в крови.

Вернутся к истокам, вернутся

И дети, и внуки твои.

И в их назначенье высоком

Поможет родительский дом.

Меж западом и меж востоком

Он твердо стоит на своем.

(Звучит песня «Дом родной»)

Уч.2 Мы все – чьи-то дочери и сыновья. Вдумаемся в эту истину и постараемся измерить степень ответственности в продолжении рода, хранении семейной чести .

Чтец3 Не торговал мой дед блинами,

Не ваксил царских сапогов.

Не пел с придворными дьячками,

В князья не прыгал из хохлов,

И не был беглым он солдатом

Австрийских пудреных дружин…

Так мне ли быть аристократом?

Я, слава богу, мещанин.

Уч.1 Как вы думаете , кому принадлежат эти полные достоинства слова? Они принадлежат родоначальнику нашей литературы А.С. Пушкину, который гордился своей родословной. Ему принадлежат еще одни замечательные слова: « Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Известно, что одним из предметов, которым гордился Пушкин, была пуговица, с мундира его далекого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в трость, с которой почти никогда не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Уч.2 В любом сословии – дворянском, купеческом … - было немало прекрасных людей , которые имели право гордиться своей родословной. И у простого народа была своя гордость – гордились не полными сундуками, не знатным родством, а умелыми руками, трудолюбием, смекалкой, умением передавать традиции, а также готовностью встать на защиту своей Родины и отдать, если потребуется , жизнь за неё.


Уч.1 Давайте разберемся в смысле знакомых слов. Вот например слово РОДИТЕЛИ. Подберем к нему близкие по смыслу слова (РОДИТЕЛИ- РОД- НАРОД -РОДИНА), а теперь к слову ОТЕЦ (ОТЕЦ – ОТЧЕСТВО – ОТЕЧЕСТВО – ОТЧИЗНА). Какой оказывается глубокий смысл в этих словах.

Уч.2 Я хочу обратить внимание всех на этот стенд. На нем ребята изобразили генеалогические древа, которые составили сами. Также здесь представлены творческие работы учащихся семье, о семейных ценностях. Своими работами они говорят: « Мы не Иваны , непомнящие родства». Нельзя не знать истории своей семьи, своих дедов и прадедов… как их звали , какое наследство они нам оставили. Верно замечено, что историю не перепишешь, но уроки из неё извлечь необходимо. Ребята, помните , вам пришлось отвечать на вопросы анкеты? Наша оценочная комиссия обработала их и готова предоставить нам отчет.


Отчет по анкетированию

Всего отвечали на вопросы 16 человек.

  1. вопрос: Кто были твои предки? В основном ребята написали, кем были их бабушки и дедушки. О прабабушках и прадедушках знают только______ учащихся. Интересно было то, что среди наших предков были такие профессии -

  1. вопрос : Где и кем работают родители? О работе своих родителей знают все учащиеся.


  1. вопрос Часто ли рассказывают твои родители о себе, о прошлом семьи? Рассказывают часто ________, иногда _______, не рассказывают совсем __________.


  1. вопрос : Хранятся ли у вас дома семейные реликвии? « Да» ответили ___, «Нет» _______. Основной реликвией являются фотоальбомы, но в некоторых семьях хранятся другие , не менее ценные вещи .____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. вопрос : Есть ли у вас семейные традиции? Да ________, Нет _____


А вот интересные традиции некоторых семей (Слово детям и их родителям)



Уч.1 Семейные традиции – это то, что цементирует семью, помогает её членам выстоять в трудностях. Ведь семья это не просто ячейка общества, но и настоящее, прошлое и будущее нашей Родины. Каждый из нас, в сущности, есть историческое звено в цепи поколений.

Уч. 2 Давайте познакомимся с историей создания хутора Черкесовского (презентация истории х. Черкесовского ) А теперь познакомимся с представителями рода Черкесовых ,живущих в хуторе своего предка и находящихся здесь среди нас:

1.Федотов Владимир Тимофеевич и его дети Тимофей, Марина, Антон ,

2. Бирюкова Елена Николаевна и её дети Алексей и Иван,

3. Абрамов Андрей Юрьевич и его дети Юлия и Александр,

4. Банникова Надежда Петровна и её дети Анастасия и Роман

А сейчас я хочу задать им несколько вопросов:

  1. Вы знали, что вы продолжатели рода Черкесовых?

  2. Каково это ощущать себя частью такой исторической цепочки?

  3. Вы знаете что-то еще о другой ветви рода Черкесовых?

  4. Вы поддерживаете с ними связь?


Песня « Мой дед казак»


Чтец 4 :

Стоит в степи зелёный хуторок,

Давно горит в нём жизни огонёк.

Осели в нём донские казаки,

Потомки Дона- батюшки реки.

Казачий край – равнина с перелесками!

Казачий край- куда ни взглянь- поля!

Легко природа дышит деревенская,

Родная сердцу вольная земля!


Песня « Мы с тобой казаки!»


Уч.1 Родина, отчизна, родной край – слова, которые близки и понятны любому человеку. Но начало свое они берут в словах – семья, папа, мама, родной очаг. И сегодня нельзя не вспомнить о хранительнице очага – матери. Испокон веков женщина, входящая в дом своего супруга, приносила с собой уголек, чтобы разжечь свой очаг.

Чтец 5 Мама – это лучшее слово.

Мама – это лучшее имя.

Мама – повторяю я снова

Жизни и мира во имя.

Мама – это солнце земное,

Мама – это свет среди ночи,

Мама – это счастье большое

Всех сыновей и всех дочек!

Чтоб не случилось со мною,

Стань моей славной судьбою.

В любви материнской ты вечна,

А мудрость твоя бесконечна!


(Звучит песня «Мамино сердце»)


Уч.2 Дорогие ребята мы заканчиваем наш разговор , и мне бы хотелось узнать ваше мнение: взволновал ли он вас? (Дети отвечают) А в заключении мы хотим вам всем дать совет.

Чтец 5 Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие,-

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли,

Как ни болотист, как ни каменист он,-

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели,

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

И по страницам , что учили в школе ,

Ты будешь знать, за что тебе стоять!


Родные, сердцу милые края,

Где было суждено на свет нам появиться,

Где жили наши предки, и не зря

Они привыкли той землёй гордиться.
Казачий край! Родные хутора!

До боли мне знакомы вёрсты эти:
Бескрайние поля, ковыль – трава

Да в полночи степной бродяга- ветер.

Вот что должны с тобою мы беречь,

Передавать из поколенья в поколенье –

Любовь к родной земле –

Тогда нам будет честь !

Мы свято выполним своё предназначенье!

( Автор Е.Н.Бирюкова)


Уч1 Зависит не от нас,

Когда на свет тебе родиться,

Весной или зимой

Вступить в открытый мир.

Уч.2 Но каждый может так

Пройти свой круг земной,

Чтоб и начальных троп

Под старость не стыдиться.


Будьте счастливы и храните огонь родного очага!