Классный час «Хыдырлез»
Учитель МОУ «Стальновская школа»
Сейдаметова Зарема Зейдиновна
По традициям, в первых числах мая крымскотатарский народ отмечает праздник Хыдырлез. Этот праздник не только для того чтобы радоваться, а ещё и для того, чтобы сплотить народ, показать подрастающему поколению наши традиции и обычаи, не забывать и знать песни и танцы.
Сегодня Я расскажу об истории происхождения праздника Хыдырлез.
Хыдырлез-это праздник урожая! В этом слове есть большой смысл-мечты и желания, надежда, ожидание чего-то хорошего. И пользуясь случаям мы хотели бы поздравить вас с этим замечательным праздником и пожелать вам прежде всего здоровья, благополучия вашим семьям, радостных и счастливых дней.
В празднике Хыдырлез отражается история культуры и быта крымских татар. Праздник отмечается 23 апреля (6 мая) как день. В обрядах прослеживаются черты древней скотоводческой традиции. У тюркских народов этот день считался одним из самых больших праздников в году, празднование которого в XIX веке длилось три дня.
У каждого праздника есть своя история. Так и у праздника Хыдырлез есть своя. Название праздника Хыдырлез включает два мусульманских имени святых (Хыдыр и Ильяс), с которыми связаны многочисленные легенды Хыдыр или Хыдр (по арбски ал - Хидр или ал - Хадир), - исламский святой. Заранее отмечено, что Хыдыр является проповедником и ему богом дарована вечная жизнь. Он постоянно поддерживает у мусульман веру аллаха, оказывает помощь тонущем в море, помогает тушить пожары, ограждает от краж и злых духов. Аллах же помогает ему принимать правильные решения и опекает его. Святой Ильяс – проповедник – один из пророков библейского Ильи. По преданию, Аллах даровал ему власть над громом. Он хранит источники, оберегает скот. В Предгорном Крыму до 1774 года, до депортации православного населения, Хыдырлез праздновался как общий праздник с соседними православными деревнями. Так называемые крымские греки (ничем, кроме религии не отличавшиеся от крымских татар Предгорья) в этот день праздновали День Святого Георгия, покровителя земледелия.
Ильяс и Хыдыр непрерывно путешествуют по всему свету, помогая людям, только Хыдыр начинает обход земли справа, а Ильяс – слева, и встречаются они вместе в той точке земли мусульман, где уже завершились хозяйственные работы, окот овец и началось пробуждение природы. В Крыму таким днем считается пятница первой недели месяца Къурулай (май). В течение времени он стал восприниматься только как приход Хыдыра. В мусульманской мифологии Хыдыра представляет одетым в зеленый или белый плащ с рисунком весенних цветов, с колпаком на голове, обвитым зеленым шарфом.
Накануне хозяйки затевают уборку по всему дому, так как, по поверью, грязный дом Хыдырлез не посещает. Вечером хозяйки выпекают круглые хлебцы (къалакай), кобете. В селах рядом с джами (мечетью) молодежь разжигала костер. Вечером к этому месту собирались жители всего села. После вечернего намаза (молитвы) самый уважаемый житель села разжигал костер и первым прыгал через него, а за ним остальные мужчины, затем юноши и мальчики. Прыгая, произносят: " благополучие мне и моему дому". Потом мужчины уходят. За это время пламя угасает, и тогда через костер начинают прыгать женщины и девушки и начинается праздник.
В день праздника после утренней молитвы хозяйка доит корову, овец и обрызгивает молоком вход в хлев. В этот день каждая семья старается посадить деревце (мужчины - яблоню, женщины - грушу) или цветы. Этот праздник крымские татары старались проводить на природе, вблизи родника. На поляне заранее устанавливаются качели. Девушки увивают их цветами и качаются на них. Женщины обсыпают друг друга зеленью и скатываются с горки.
Неотъемлемая часть праздника - это спуск с горки заранее испеченного «Калакъая», что в переводе означает Каравай.
А къалакай в русских сказках - это колобок. Хлеб къалакай действительно делали старые женщины из остатков муки прошлогоднего урожая, а катали калакай только старики.
Если Къалакъай упадет лицевой стороной вверх, то будет хороший урожай, а если наоборот, то год будет неурожайный.
Повсюду были слышны песни, все танцы, везде веселье, смех, мужчины состязалмсь в борьбе куреш.
Всеобщее веселье праздника Хыдырлез завершался обязательным исполнением общего танца хоран-это групповой танец, образующий круг.