Классный час «Мы такие разные, мы такие классные»
Тема: «Толерантность и мы».
Цель: Способствовать развитию чувства толерантности у учащихся, оценить и проанализировать уровень толерантности учеников на сегодняшний день.
Задачи:
- познакомить учащихся с качествами личности, помогающими во взаимоотношениях с другими людьми;
- определить основные принципы толерантности;
- оценить и проанализировать уровень толерантности учеников.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя:
Сегодня я хотела бы поговорить с вами о том, какие качества личности помогают, а какие мешают во взаимоотношениях с другими людьми. Ведь мы все такие разные, мы рождены быть разными.
Но это и хорошо! Представьте на минутку мир, в котором живут абсолютно одинаковые люди. Одинаковые во всем: по внешности, в поступках и мыслях. Какие чувства вызывает у вас картина такого мира? (Вопрос к классу – порассуждайте на эту тему). Хорошо, что мы живем в другом мире.
В современном мире так много жестокости, насилия и ненависти. Ненавидят друг друга: богатые и бедные, здоровые и больные, начальники и подчиненные, люди разных национальностей и вероисповеданий. Конечно, от этого мир лучше не становится. Сегодня мы поговорим с вами о толерантности.
Все вы, наверное, не раз слышали о толерантности. Это слово такое модное сейчас звучит отовсюду. Что же подразумевается под ним? Каковы его корни, откуда оно произошло?
(Ответы детей)
Учитель. Сегодня я предлагаю вам игру, в ходе которой мы узнаем, насколько толерантны ВЫ. Разделимся на 3 команды.
Итак, первый этап – Портрет толерантной личности. Давайте попробуем составить портрет толерантного человека и наоборот.
(Группам предлагается карточки – опоры для составления портрета)
1 2
Добрый злой
Деликатный невежественный
Любознательный грубый
Смелый упрямый
Дружелюбный завистливый
Скромный вспыльчивый
Великодушный высокомерный
Этап второй - Конкурс «Переведи пословицу». Пословицы с разных концов земли имеют одинаковый смысл. Дети должны "перевести" пословицы, т.е. подобрать к каждой пословице схожую по смыслу русскую.
Учитель. А сейчас, давайте встанем со своих мест, и немного разомнемся! В любой стране дети всегда любят поиграть, ведь так? Я предлагаю вам познакомиться с подобными развлечениями.
Игры разных народов мира
Таджикская игра Гир-гиракон. Описание. Посередине площадки чертится большой круг. Играющие становятся за кругом на расстоянии вытянутых рук, а водящий - в середине круга. По сигналу играющие начинают забегать в круг и сейчас же убегать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из находящихся в кругу. Если ему удается это, то пойманный становится помощником водящего и тоже начинает ловить забегающих в круг. Каждый пойманный присоединяется к водящим. Игра продолжается до тех пор, пока большинство игроков не станут водящими. Непойманные игроки считаются победителями. (За каждого непойманного игрока команда получает 1 очко). Из них выбирается новый водящий. Можно проводить игру на время.
Правила. Водящий не имеет права выходить из круга. Пойманным считается только тот, кого коснулся водящий, пока тот находился в кругу. Ловить за линией круга не разрешается.
Дагестанская народная игра – Карга. Описание. Участники делятся на две равные команды. На ровной площадке кладется большой камень - карга (заменяется большим набивным мячом). Одной из команд по жребию выпадает охранять его. Чтобы при этом охраняющие не стояли слишком близко к камню, вокруг него можно провести круг радиусом 2-3 м (в зависимости от числа участников). Охраняющие не должны заходить в этот круг. Игроки нападающей команды стараются проскочить между охраняющими камень игроками и запятнать (коснуться) его. Защитники пятнают нападающих. Запятнанные не выбывают из игры, но должны прекратить свою атаку и отойти назад. Если никем не запятнанный нападающий прорвется к камню и коснется его, то команды меняются ролями.
Правила. Карга не считается запятнанным, если его коснется запятнанный перед этим игрок. Можно вести счет очков. За запятнанного нападающего защитники получают 1 очко. Если игрок нападения проскочит между двумя защитниками в сторону камня, то получает 1 очко; если же он обойдет на своем пути 3 защитников, получает 2 очка. Если по истечении определенного времени нападающая команда не сумеет запятнать каргу, то команды меняются ролями и победитель определяется по сумме очков.
Русская народная игра - Пустое место. Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят друг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.
Правила. Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его. Водящий может не сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком направлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу. При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим. Игра идет на время или до определенного количества очков. Каждая победа в поединке приносит команде 1 очко.
Этап третий - Конкурс «Эмблема». Капитаны команд должны защитить свои варианты эмблем по теме «Толерантность».
Итог классного часа.
Учитель: Толерантность - это умение принимать, давать право на существование и терпимо относиться к идеям, ценностям и убеждениям, разнящимся от твоих. Спокойно относиться к тому, что каждый индивид своеобразен, и ИМЕЕТ ПРАВО на другое вероисповедание, другую, отличную от нашей точку зрения, принадлежность к другой расе.
Учитель: Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Я хочу, чтобы памятка «20 шагов к толерантности» стала вашим путеводителем во взаимоотношениях с людьми. Вступая во взрослую жизнь, помните об этих правилах.
20 шагов к толерантности
1. Наличие четкой цели.
2. Желание быть толерантным.
3. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост).
4. Умение ставить себя на место других.
5. Не осуждать.
6. Видеть шире:
- замечать мелочи и тонкости;
- замечать особенности ситуации;
- принимать во внимание предысторию.
7. Подключать интуицию и воображение.
8. Расширять свой крут общения.
9. Знакомиться с другими культурами (традициями):
- язык, рисунки, литература, архитектура;
- костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.
10. Наблюдать.
11. Общаться с представителями других культур.
12. Улучшить самоконтроль.
13. Развить в себе умение молчать/слушать.
14. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
15. Менять точки зрения.
16. Направленность «на понимание».
17. Сопереживать.
18. Не зацикливаться.
19. Быть активным.
20. Оценивать не людей, а поступки.
Учитель.
-Что ж, ребята, мы смогли сегодня определить кто такой толерантный человек, какими чертами обладает толерантный класс. Как вы думаете, если мы постараемся сделать его нормой нашей школьной жизни, сможем ли мы почувствовать себя более счастливыми, успешными.
-А если мы с вами будем счастливы, то нам обязательно захочется сделать счастливым еще кого-то. И я очень надеюсь, что наш класс, наша школа с гордостью сможет говорить о себе «Мы такие разные, мы такие классные!».
Песня «Я, ты, он, она»
в исполнении Клочковой Полины и Чернецкой Надежды.