Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Апанасенковского района Ставропольского края
Конспект классного часа в 5 классе
«Колесо жизни»
Классный руководитель
Кудрявцева Людмила Викторовна
2016-2017 учебный год
КОЛЕСО ЖИЗНИ
Форма проведения: круглый стол
Цель: способствовать становлению нравственных позиций детей, формированию понятий об основных принципах нравственности и морали. Воспитывать уважение к людям и стремление быть лучше.
Оборудование:
1. На доске слова Н.Островского «Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»
2. Таблички со словами-антонимами.
3. Презентация.
Ход классного часа
I. Вступление.
Классный руководитель: Сегодня за круглым столом мы поговорим с вами о жизни, о том, как она многообразна и трудна, прекрасна и сложна. Есть такое выражение, в котором говорят о людях: «Крутится как белка в колесе». Это значит, что человек что-то делает постоянно, движется, работает, думает, то есть живет полноценной жизнью, ему постоянно не хватает времени. И колесо Жизни неустанно вращается. И как только это жизненное движение прекращается, то и жизнь заканчивается. Колесо прекращает крутиться, замирает. У каждого человека свое жизненное колесо.
Жизнь человека имеет две стороны: темную и светлую. Эти стороны жизни в колесе являются спицами, которые крепятся на оси.
II. Основная часть.
1.Работа со словами-антонимами.
- Подберите к словам левого столбика слова-антонимы из правого столбца.
Жизнь - смерть
Здоровье - болезнь
Смелость - трусость
Правда - ложь
Добро - зло
Бедность - богатство
Радость - печаль
Взлет - падение
Встреча - разлука
Счастье - несчастье
Мудрость - глупость
Друг – враг
- Послушайте, как о колесе жизни сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов.
(Читают дети. Просмотр презентации.)
1.Миллионы рук его творили,
Округляли, к скорости стремясь,
Тщательно приращивали крылья,
С будущим налаживали связь.
2. Миллионы рук творили, силясь
К совершенству полному прийти,
Чтобы миллионы лет крутилось
Колесо, привычное к пути.
3. Мастера во все века старались,
Чтоб ничто в дороге не стряслось,
Все же втулки иногда ломались,
То и дело барахлила ось.
4. Нет уж тех умельцев и в помине,
Оборот свершился, век прошел,
А хлопот немало и поныне;
Ось цела, случается прокол.
5. Новые поднаторели руки,
Новые рождаются умы,
И, однако, новые прорухи
Тоже появляются, увы.
6. Колесо работает, изведав
Гладкий грунт, ухабы, гололед,
В жизни есть и радости и беды,
Горький спад и горделивый взлет.
7. Те, кто вместе с колесом несется,
Испытали и добро и зло,
Их лучами обласкало солнце,
Их морозным ветром обожгло.
8. Вперемежку в этой круговерти –
Топкие болота, склоны гор,
Жалкое бесславье, свет бессмертья,
Громкий подвиг и глухой позор.
9. Вперемежку тишина и взрывы,
Век застоя, возрожденья век,
Вирусы захвата и наживы
Замедляют колеса разбег.
10. Это значит - бедности с богатством,
Правде с кривдой враждовать и впредь
Полосы бесчисленных препятствий
Ходкий круг спешит преодолеть.
11. Он, упрямец, все-таки вращаясь,
На своем пути встречает вновь
Радость и печаль, восторг и зависть,
Страх и смелость, ярость и любовь...
2 .0 жизни.
Классный руководитель: Давайте поговорим о том, как можно длиннее и полезнее для самого человека и для окружающих прожить жизнь. Нужно ли думать над тем, как прожить свою жизнь? Ваши бабушки, дедушки рассказывают вам о прожитой ими жизни? О чем думают многие пожилые люди, подводя итоги жизненного пути?
«Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», - эти слова принадлежат писателю, патриоту, любящему свою страну, Николаю Островскому.
- Как вы понимаете эти слова?
Одни люди на старости лет считают, что жизнь прожили не зря, а другие не знают, зачем жили, зачем небо коптили.
- Какой смысл стоит за этими словами? (Жизнь измеряется не только прожитыми годами, но и делами, свершениями, поступками)
Приводятся примеры из жизни космонавта Ю.Гагарина и прославленной фигуристки И.Родниной. Сообщения детей .(На слайдах их фотографии)
3. Рассуждения о здоровом образе жизни.
- Чтобы человек мог прожить на земле как можно дольше, о чем он должен заботиться? (О своем здоровье.)
- Бывают ли люди, которые никогда не болеют? (Нет, к сожалению.)
- Здоровье - одна из величайших ценностей. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сберечь свое здоровье?
- Здоровье человека - в его собственных руках. Заботе о своем здоровье человеку нужно обучаться с самого раннего детства. Для сохранения и укрепления здоровья огромную роль играют воля и характер человека. Необходимо понять, что движение - это основа жизни. Больше двигаться, заниматься физической зарядкой, спортом, физическим трудом - вот то, без чего сегодня просто не обойтись.
- Как воздействия явлений и условий внешней среды - солнца, воздуха и воды - необходимо применять для укрепления здоровья?
(Нужно заниматься закаливанием. Когда организм постепенно приспосабливается к влиянию внешней среды, он легче переносит жару, холод, ветер, дождь, слякоть, сырость и т. д. Закаливание предохраняет человека от простуды и инфекций. Улучшается сон, настроение, аппетит.)
- Что в большей степени по собственной воле человека наносит вред состоянию его здоровья? (Вредные привычки человека: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания,)
- Какой вред здоровью наносят привычки?
Классный руководитель: Иногда, ребята, в жизни случается так, что несчастье, беда обрушиваются на человека - нежданная болезнь, травма, физический недуг, которые постигли ко го-либо от не зависящих обстоятельств.
Сообщения детей о Н.Островском, А.Маресьеве, Л.Бетховене, К.Циолковском. (на слайдах их фотографии)
Итак, необходимо стремиться жить в гармонии прежде всего с самим собой и с окружающим миром, стараться преодолеть все жизненные трудности, тем самым накапливая бесценный опыт человеческого общения и бытия. А в этом вам всегда помогут близкие, друзья.
4. Продолжение разговора «Друг и враг, недруг».
Классный руководитель: -Есть ли у вас друзья?
-Что значит слово «друг»?
-Кто может быть другом?
-А книга, природа, игрушка могут быть друзьями?
Поговорим о человеческой дружбе.
- За что люди ценят дружбу?
- Что значит дружить?
- Какие радости и огорчения бывают в дружбе?
- Что значит выручать товарища?
- Как быть, если твой товарищ не хочет «делить» тебя с кем-либо еще?
- Может ли ябеда быть настоящим другом?
(Звучит песня о друге В.Высоцкого, просмотр слайдов)
5. Работа над содержанием и смысловым значением поговорок. (на слайде)
- Подал ручку, да подставил ножку. (Лицемер)
- Ел да устал, спал да намаялся. (Лентяй.)
- Язык без костей: что хочет, то и бормочет. (Болтун.)
III. Итог занятия.
1.Анкетирование. (на слайде)
- Постарайтесь честно ответить на вопросы и поставить баллы за ответы:
1) Стараетесь ли вы откладывать свои дела на завтра? (Никогда - 1, иногда - 3, часто - 5, всегда - 7.)
2) Если можно ничего не делать, стремитесь ли вы к этому? (Никогда - 1, иногда - 2, часто - 5, всегда - 7.)
3) Стараетесь ли вы придумать второстепенное дело, лишь бы не делать основного?
(Никогда - 1, иногда - 3, часто - 5, всегда - 7.)
4) Сколько времени в среднем вы проводите около телевизора? (До 1 часа - 1, от 1 до 2,5 часов - 3, от 2,5 до 4 часов - 5, свыше 4 часов - 7.)
5) Является ли ваш лучший друг человеком, ворующим чужое время?
(Нет - 1, в определенной мере - 3, скорее «да» - 5, да - 7.)
Посчитайте баллы.
Если вы набрали до 15 баллов, вам есть, чем гордиться. Вы целеустремленный деятельный человек, вас ждет интересная жизнь.
Если сумма составила от 16 до 25 баллов, вам есть над чем работать. Нужны срочные меры для принятия вашего образа жизни в порядок. Постарайтесь тратить ваше время на дело, иначе в буду щем у вас могут быть проблемы с учебой, а затем с профессией, работой, зарплатой.
Если сумма превысила 25 баллов, рекомендуем серьезно задуматься над своим будущим. У вас, скорее всего, уже сейчас большие сложности с учебой, непростые отношения со взрослыми. И если вы не измените отношение к времени, к делу, то главные сложности у вас впереди.
Учитель. Жизнь течет бесконечно, она связывает нас с прошлым и будущим, колесо жизни продолжает свой путь.
Классный руководитель: Закончить сегодняшний наш с вами откровенный разговор хочется словами поэта Расула Гамзатова.
Бессмертно колесо летящее,
Три времени ему верны:
Минувшее и настоящее
В грядущее устремлены.
И дома и под небом Азии
Нам день сегодняшний открыт.
Но мы и со вчерашним связаны,
И с тем, что завтра предстоит.
Пускай над высями
Не омрачатся небеса.
От нашей общности зависимы
Все обороты колеса.
Приложение
Гагарин Юрий Алексеевич - пилот космического корабля «Восток», лётчик-космонавт СССР и мира № 1, майор
Родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Западной области (ныне Гагаринский район Смоленской области) в семье колхозника. В 1941 году начал учиться в средней школе, но учёбу прервала война. После окончания войны семья Гагариных переехала в город Гжатск, где Гагарин продолжал учиться в средней школе. В 1951 году он с отличием окончил ремесленное училище № 10 в подмосковном городе Люберцы по специальности "формовщик-литейщик" и одновременно школу рабочей молодёжи. В 1955 году также с отличием окончил индустриальный техникум и аэроклуб в городе Саратове. Поступил в 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова в городе Чкалове , которое окончил в 1957 году по первому разряду. Служил лётчиком в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота.
12 апреля 1961 года в 9.07 по московскому времени Юрий Алексеевич Гагарин стартовал с космодрома Байконур, совершив первый в истории человечества космический полёт на корабле-спутнике «Восток».
Полёт проходил на околоземной орбите на высотах 181-327 километров. За 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.
Ю.А. Гагарин вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, членом ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы, почётным членом Общества "Финляндия - Советский Союз". С миссией мира и дружбы он посетил многие страны.
27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полёта в сложных метеоусловиях самолёт учебно-тренировочный истребитель (УТИ) "МиГ-15" вошёл в штопор, а для вывода не хватило высоты. Самолёт упал в лес вблизи деревни Новосёлово Владимирской области. Экипаж в составе полковника Ю.А. Гагарина и командира учебного полка Центра подготовки космонавтов Героя Советского Союза полковника-инженера В.С. Серёгина погиб... Урны с прахом Гагарина Ю.А. и Серёгина В.С. захоронены в Кремлёвской стене на Красной площади в городе-герое Москве.
Ирина Роднина, прославленная фигуристка, до школы одиннадцать раз болела воспалением легких, состояла на учете в туберкулезном диспансере. Ирины родители - папа военный, родом из Вологды, мама врач - нашли единственный и верный путь к выздоровлению дочери. В 1954 году привели Иру на каток, в парк культуры имени Прямикова. Пятилетняя Ира каталась часами, постепенно окрепла и полюбила коньки.
Ирина с удовольствием занималась фигурным катанием, кроме того, училась в спецшколе с углубленным изучением немецкого языка, а потом еще стала заниматься музыкой. Времени на все катастрофически не хватало, и родители решили выбрать что-то одно. Пришлось отказаться от музыки, поскольку они боялись за здоровье девочки и решили, что ей нужно заниматься спортом. Постоянные спортивные занятия на свежем воздухе укрепили здоровье Ирины. Но тогда еще никто не помышлял о ее спортивной карьере.
Однако именно фигурное катание укрепило волю и определило жизненный путь Родниной. Она отличалась среди своих сверстников какой-то особой целеустремленностью, самозабвенно тренировалась и на льду, и в зале. Из детской школы фигурного катания Роднина перешла в секцию фигуристов ЦСКА, куда попала по конкурсу.
Ирину Роднину по праву называют одной из лучших спортсменок XX века. Она сумела сделать свой вид спорта — фигурное катание — одним из самых популярных и значительных. Но Роднина стала знаменитой еще и потому, что сумела проявить необычайную выдержку и волю к победе. О ней пишут книги, ее рекорды фиксируются в Книге Гиннесса...
Никола́й Алексе́евич Остро́вский 1904-1936) - русский писатель. Родился 16 сентября 1904 года в селе Вилия на Украине, в семье рабочего.
Досрочно был принят в церковно-приходскую школу «по причине незаурядных способностей», которую окончил в 9 лет с похвальным листом. С 1916 года работал по найму: сначала на кухне вокзального ресторана, рабочим материальных складов, подручным кочегара на электростанции. Одновременно учился в двухклассном , а затем высшем начальном училище.
20 июля 1919 вступил в комсомол, 9 августа ушёл на фронт добровольцем. Воевал в кавалерийской бригаде Г. И. Котовского и в 1-й Конной армии. В августе 1920 года был тяжело ранен в спину под Львовом .
Участник Гражданской войны, слепой, прикованный к постели, Островский создал роман «Как закалялась сталь»— о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина. Личность автора (писавшего, несмотря на тяжёлое заболевание, неподвижность и слепоту) вызывали к себе любовь и уважение у множества читателей в Советском Союзе и за рубежом. Николай Островский скончался 22 декабря 1936 года
Алексей Петрович Маресьев- лётчик Герой Советского Союза.
Во время Великой Отечественной войны при совершении очередного боевого полёта Алексей Маресьев был сбит немцами. От неменуемой гибели его спасли жители деревни Плавни - подобрали, начали выхаживать. Но раненые и обмороженные ноги воспалились, нужна была срочная операция. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Эта беда вывела его из душевного равновесия. Но помощь и поддержка друзей, упорство, сила воли, неудержимое стремление опять встретиться с небом, сделали невозможное. Ему поставили протезы. На них он научился ходить, танцевать и летать. Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами.
В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет, а 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя . Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.
Свои последние вылеты на самолёте Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
В послевоенное время приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками.
А. П. Маресьев написал книгу «На Курской дуге»
В 1989 году избран народным депутатом СССР.
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.
Людвиг Ван Бетховен: (16.12.1770 года - 26.03.1827) величайший немецкий композитор, пианист и дирижёр. Он создал 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, 2 мессы и другие симфонические сочинения.
Людвиг Ван Бетховен рано научился играть на клавесине, органе, скрипке, альте, а также на флейте.
В расцвете творческих сил Людвиг Ван Бетховен проявлял колоссальную работоспособность.
С 27-летнего возраста Бетховен страдал глухотой, все время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховена совсем от них отказаться. Вершина творчества больного Бетховена - 9-я симфония, которая является одним из величайших созданий (1824).
К концу жизни Людвиг Ван Бетховен испытывал тяжелую материальную нужду и одиночество. Он не слышал даже самых громких звуков оркестра, для общения с собеседниками пользовался тетрадями. Композитор находил поддержку только среди небольшого круга друзей, разделявших его передовые взгляды.
Творчество Бетховена - одна из вершин в истории мирового искусства. Вся его жизнь и деятельность говорят о титанической личности композитора, соединившего в себе гениальную музыкальную одаренность с кипучим, бунтарским темпераментом, наделенного несгибаемой волей и способностью к огромной внутренней сосредоточенности. Высокая идейность, основанная на сознании общественного долга, составляла отличительную черту Бетховена - музыканта-гражданина.
Циолковский Константин Эдуардович русский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух: глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся его первые научные исследования.
Важнейшие научные результаты получены Ц. в теории движения ракет (ракетодинамике). Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926-29 Ц. разработал теорию многоступенчатых ракет
Он основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли (ИСЗ) - и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах.
Прожил 78 лет