СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Конфликты и пути их разрешения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема нашего классного часа-конфликты.Что такое конфликт? Конфликт-ссора,ругань,...

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Конфликты и пути их разрешения"»

Классный час «Конфликты и пути их решения»


«Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь»

Станислав Ежи Лец


Классный руководитель: Кудряшова В.Ф

Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.


Задачи:

  • определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».

  • Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.

  • Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.

  • Самоанализ учащихся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».


Оформление: презентация.


Тема нашего классного часа – конфликты. Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово?

(Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Что такое конфликт (ссора, спор)?

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.


Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.


– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.


– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.


Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.

Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель - показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, а так же основные модели поведения человека

в конфликтной ситуации.


Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.


Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.


Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала

непосредственного столкновения сторон.


И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как человек воспринимает и оценивает ситуацию. Если человек оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной.


Разрешение конфликта:

конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений).


Правила управления конфликтом:

  1. Не прерывайте. Слушайте.

  2. Не делайте предположений.

  3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

  4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

  5. Закончите на позитивной ноте.

Работа в группе

Поделить класс на три группы и разыграть ситуации:

- первая выступает с позиции родителей (или первой стороны);

- вторая с позиции детей (или второй стороны);

- третья – группа независимых экспертов, которая оценивает выступления первой и второй групп, определяет, кто был более убедителен, может озвучить свои аргументы для той или иной стороны.


Ситуации для проигрывания:

Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын — заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию хоккейного матча. Мама настроена на очередную серию российского сериала. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!».


Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но той нужно уходить на встречу с друзьями, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...


Выводы

1. У каждого человека существует свой взгляд на событие, предметы

2. Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным.

3. Еще один момент, который нужно учитывать, это - кризис. Помните главное. Кризис должен выйти на позитив. 

Самое главное - в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.


Но что значит сохранять спокойствие?

  • Относиться к другим с уважением.

  • Выслушать точку зрения другого человека до конца.

  • Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас.

  • Говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления.

  • Дать другому человеку шанс отступить.

  • Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом.

  • Идти на компромисс.

  • По возможности использовать юмор.

Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни.


Причины конфликтов в подростковой среде:

  • борьба за лидерство,

  • психологическая несовместимость,

  • неподтверждение ролевых ожиданий,

  • примитивный тип общения,

  • ущемление достоинства или амбиций одного из детей.


Проигрывание ситуаций.

Существуют разные способы выхода из конфликта.

В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

Разделимся на группы.

Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).

Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.


Ситуация №1.

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учится, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?


Ситуация №2.

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?


Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию:

Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.

Просчитай в уме до десяти.

Будь мудрее.

Выяснить причину ссоры, попытайся объяснить о возможных моральных травмах.


- А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"


Два 8-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 8 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 8 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 8 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.


Ответьте на вопросы:

- Почему возник конфликт?

- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?


Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.


Ответьте на вопрос:

Благодаря чему удалось избежать конфликта?



ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.


Правила предупреждения конфликтов:

  1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,

  2. Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

  3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на его место.

  4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

  5. Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

В заключении я хотела бы привести слова Омара Хайяма:

Других не зли и сам  не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

                                 Омар Хайям

А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся правильно разрешать конфликты.