СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час - круг общения «наша дружная семья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
  2. Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.

Задачи:

1. формирование нравственного долга детей перед родителями;                                                         

2. определить роль детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;                                   

3. развивать способности коммуникативного общения;

4. развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.

Просмотр содержимого документа
«Классный час - круг общения «наша дружная семья»»

КЛАССНЫЙ ЧАС - КРУГ ОБЩЕНИЯ «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Цели:

  1. Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

  2. Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.

Задачи:

1. формирование нравственного долга детей перед родителями; 2. определить роль детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений; 3. развивать способности коммуникативного общения;

4. развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.


Подготовительный этап.


    1. Запись на МЛ песен «Родительский дом», «Погода в доме», «В доме моем», «Мы желаем счастья вам!»

    2. Оформительская работа.


Оборудование (все размещено в классе):


1. Плакаты с высказываниями:

а) «Семья - это место, куда приходят отдыхать победные силы человека»

А.С. Макаренко


б) «Всему начало – отчий дом»

в) «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Лев Толстой

2. «Дом»: фасад и камин (фасад прикреплен сверху камина).

3. «Тучи» (5 шт.) и «солнце».

4. «Поленья дров» (20 шт.)

5. Конкурс детских рисунков «Моя семья».

6. Выставка книг о семье.

7. Заготовки маминых и детских ладошек.

План проведения.

Ученики садятся на расставленные по кругу стулья.

      1. Вступительное слово.

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена , что наше сотрудничество будет успешным.

Я неслучайно выбрала такую не совсем обычную форму общения - круг. Как вы думаете - почему?.. Да, круг - это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг - это гарантия вашей защищенности.

Я напомню вам несколько неотложных правил, которые при этом нужно выполнять:

1. В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.

2. Говорит один, все слушают, не перебивая.

3. Можно не отвечать на вопрос, если очень не хотите или не можете.


      1. «Устами младенца».

Мы сегодня будем, говорить по теме «Наша дружная семья». Чтобы настроиться на этот разговор, послушаем, как понимают слово «Семья» наши маленькие братишки и сестрёнки:

1 ученик: Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое - что хочешь... Она заботливая, никогда не ругает. У неё есть любимый человек-дедушка. Кто она? (Бабушка)

2 ученик: Она бывает доброй, а бывает строгой. Но не покупает, что хочешь ... Она тоже заботлива, никогда не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем, но любя. (Мама)

3 ученик: Он никого не боится, никогда не плачет. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал всю жизнь маму на руках носить. (Папа)

4 ученик: Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Я начинаю прыгать, бегать, веселиться... Это бывает, когда танцуешь, когда приходят гости...Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Оно бывает весёлое и грустное, хорошее и плохое. Что это? (Настроение)


  1. Тренинг «Как вы себя чувствуете?»

Чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды попытайтесь выразить свое настроение и самочувствие сейчас. (Все по очереди высказываются.)


4. О семье и семейном счастье.

Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар. Когда-то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ответьте, пожалуйста, на вопрос: из чего складывается семейное счастье? (Все по очереди высказываются.)

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, дом . ( плакат 7 Я)

Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 Я? (Чтение стихотворения)

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя ..?

- «Я, я, я» - Ева молвила - «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья? (Дети поднимают руки.)


5. Пословицы.

Создать семью нелегко, а сохранить – ещё труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить конфликты удаётся далеко не всем: недостаёт житейской мудрости. Именно этому, то есть житейской мудрости, учат нас пословицы и поговорки. Давайте вспомним некоторые из них. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить.
1. В гостях хорошо, а дома - лучше.
2. Дом вести, не бородой – трясти.
3. Без хозяина дом – сирота.

4.Дом невелик, да лежать - не велит.

5. Дом построить - не шапку - на голову надеть.

6. Домой придешь - хлеб - соль найдешь.

7. Домом жить - обо всем - тужить.

8. Не красна изба углами, красна – пирогами. (Тихо начинает звучать начало песни «В доме моём».)

9. В семье разлад, так и дому _ не рад.

10. Семья без детей, что цветок - без запаха.

11. Согласную семью и горе - не берет.

12. Не нужен клад, когда - в семье лад. (Продолжает звучать песня «В доме моём».)

6. Обязанности.

А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить:

Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе....

Откройте глаза.

Вам понравился этот дом?

Теперь разведем очаг и согреем наш дом. ( Нарисованный «камин».) У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь. (Поочередно выходят дети, читают надпись на дровах и отвечают на вопрос: кто эту обязанность выполняет у вас дома?)

Надписи на «поленьях дров» (с обратной стороны):

      1. Стирать.

      2. Приготовить обед.

      3. Мыть обувь.

      4. Ухаживать за домашними животными.

      5. Готовить ужин.

      6. Пылесосить в ломе.

      7. Готовить завтрак.

      8. Поливать комнатные растения.

      9. Позаниматься с младшими братьями, сестрами.

      10. Вынести мусор.

      11. Подоить корову.

      12. Сходить в магазин.

      13. Прополоть грядку.

      14. Отнести бабушке продукты.

      15. Вымыть посуду.

      16. Вымыть полы.

      17. Вскопать грядки.


В «камин» положены все «поленья». И вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом.

Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях: большую часть домашних забот выполняет мама.


7. О маме.

А теперь поговорим о маме. С каким цветом у вас ассоциируется слово «Мама»? Почему?

Высказывания детей.

У каждого из вас есть изображение маминой и своей ладошки. На пальчиках маминой ладошки запишите ассоциативные слова к слову «мама».Произнесите, что написали. Затем в центре ладошки напишите, чем вы сильнее всего когда-то обидели маму. А потом наклейте на мамину ладонь свою ладошку и напишите теперь уже на своей ладошке слова, благодаря которым мама простит вас. Поделитесь тем, что написали. Эти ладошки подарите своим мамам.

Там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении.


8. Роль ребёнка в семье.

Воспитание ребёнка начинается с первых минут его жизни, прежде всего в семье. Чем богаче внутренний мир и культура всех членов семьи, тем успешнее она может выполнять важнейшую задачу-воспитание личности. Какова же сейчас именно твоя роль в семье?

Учащиеся высказывают мнения о роли каждого в своей семье.


9. Семейные ситуации.

Итак, если в семье ты единственный ребёнок, то порой от тебя зависит и атмосфера, царящая в ней. Ведь ты можешь быть и поджигателем семейных конфликтов, а можешь – семейным миротворцем.

Звучит песня «Погода в доме». Обратите внимание на слова этой песни. Не всегда все благополучно в семье. Порой набегают и тучи. Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете? - конфликты. Но всегда ли неизбежен конфликт? Можно ли его избежать? Что для этого нужно сделать? Какую линию поведения избрать? Давайте попробуем разыграть несколько конфликтных ситуаций и найти из них выход.

Ситуация 1. Дочь в школе очень плохо учится. Маму вызвали в школу. После посещения школы состоялся её разговор с дочерью.

Ситуация 2. Дочь (сын) требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности.

Ситуация 3. Мать возвращается с работы, на всю квартиру звучит музыка, ребёнок учит уроки.

Обсуждение. Поиск путей выхода из данных конфликтных ситуаций. Выработка возможных решений.

Вы видите, что у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить ещё тогда, когда она не превратилась в конфликт, глубокий и затяжной. Надо только попытаться встать на позиции родителей, понять их прислушаться к их аргументам.

10. Черты характера.

Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме? (Дети отвечают) А теперь разгоним тучи над домом. (Участники снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону.) Надписи на тучах: лень, грубость, упрямство, несдержанность , вспыльчивость.)

Вот уже засияло солнышко. (Прикрепляю «солнце» над домом.) Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом и от вас самих и вашего поведения...

Поговорка «родителей не выбирают» всё-таки верна. Нравится вам это или нет, но достаточно большую часть жизни вы вынуждены провести в родном доме, в семье, и лучше сделать так, чтобы время это прошло с пользой и комфортом. для этого усвойте следующее:

  1. попробуйте не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у родителей не вызовет. К тому же, слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, скорее будут восприняты и осмысленны противоположной стороной.

  2. помните: какими бы несправедливыми ни казались поступки родителей, по большому счёту они желают вам добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайтесь понять их.

Звучит запись стихотворения «Семья».

На Руси это издавна чтимо,

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась.

Мы не просто вдвоем, мы - семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямись пред сыновним лицом,

Повторить с материнской силой:

«Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтоб все страхи, снося в одиночку,

Говорила измаясь, в конец:

«Обними-ка отца, слышишь, дочка,

Что-то нынче устал наш отец...»

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят...

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.

Т. Кузовлева

11. Конкурс «Моя семья»

Мы сейчас определим, какие бывают семьи. ( Разделим участников на 3 команды по классам. Пересели.)

Командам необходимо придумать прилагательные к слову «семья».

(счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная, единая, единственная, единомыслящая, маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная, ясная, языковедческая, яркая…)


12. Экзамен для детей.

Каждый учащийся берет билет- карточку с вопросами и сразу же отвечает без подготовки.

Предлагаю поразмыслить над следующими вопросами:

1. Назови дни рождения мамы и папы.

2. Сколько лет бабушке и дедушке?

3. Любимая песня мамы.

4. Дарите ли вы цветы маме, бабушке?

5. Любимое воспитательное выражение твоих родителей.

6. Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы?

7. Любимый цвет одежды мамы.

8. Назови лучшие черты характера папы.

9. У тебя 1тысяча рублей. Что ты купишь?

10. Есть ли у тебя тайны от родителей?

11. Ты увидел на рынке желанную вещь. Как ты поступишь?

12. Тебе хочется взять брошенного щенка или котёнка. Сможешь ли ты уговорить родителей?

13. Ты получил (а) двойку. Как ты говоришь об этом родителям?

14. Маме надо сделать подарок к 8 Марта, но у тебя нет денег. Чем ты её порадуешь?

15. Ты на неделю уезжаешь из дома. Будешь ли скучать?

16. Брату (сестре) купили новую вещь, а тебе - нет. Как ты на это реагируешь?

17. Во сколько встаёт и во сколько ложится спать твоя мама?

18. Если бы ты был волшебником, что сделал бы ты для семьи?

19. До которого часа разрешают тебе гулять вечером?

20. Если ты знаешь, что придёшь поздно, предупредишь ли об этом родителей?

21. Что для тебя главное в семье?

22. Знают ли твои родители всех твоих друзей?

23. Если тебе дают деньги, на что ты их потратишь?

24. Жалеешь ли ты своих родителей? Как?

25. Какая семья будет у тебя? – Помечтай вслух.

13. «Советы родителям»

(Раздаю листы (см. приложение) и карандаши).

А теперь еще одно задание. На листочках «Дети советуют родителям» пометьте карандашом те пункты, которые вы хотели бы посоветовать вашим родителям. (Зачитываю содержимое листа.)


Дети советуют родителям. 1. Не балуйте меня, вы этим меня портите.

2. Не бойтесь быть твердым со мной.

3. Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.

4. Иногда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто позлить вас - не поддавайтесь на провокации.

5. Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого... Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно:

6. Не делайте для меня или за меня то, что я в состоянии сделать сам.

7. Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность.

8. Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.

9. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы.

10. Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы.

11. Никогда не говорите, будто вы совершенны и непогрешимы. А то это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

12. Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

13. Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь... А вот к уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь...

  1. И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.

Я надеюсь, что последний пункт пометили все присутствующие. У вас есть уникальная возможность, придя домой, дать свой совет родителям.


14. Конкурс рисунков «Моя семья».

Я прошу наших гостей оценить работы ребят и выбрать из них лучшие.

Подведение итогов.

Повторим упражнение, с которого начали встречу.

Кратко, с помощью описания погоды сообщите: как изменилось у вас настроение? Как вы себя чувствуете? Что у вас на душе? (Ответы участников)

И еще прошу вас высказать мнение о сегодняшней встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось?

Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным.

Всего вам доброго! (Звучит песня “Мы желаем счастья вам!”)