Классный час «Культурное наследие Дона»
Цель: дать представление о далёком прошлом Донской земли, его населении; создание условий для развития личностных качеств учащихся, формирующих свои знания, умения и навыки на богатом историческом материале. |  |
Задачи классного часа:
образовательные:
- дать общее представление о культуре, как показателе формирования общества;
- познакомить учащихся с возникновением казачества, его богатым прошлым;
- учащиеся должны показать сформированные представления об особенностях истории и культуры казачества;
развивающие:
- учащиеся должны показать приобретенные навыки образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;
воспитательные:
- учащиеся должны показать приобретенные навыки коммуникативной компетенции;
- учащиеся должны выразить свое отношение к истории и культуре казачества.
Ход классного часа
Слово учителя:
2014 год объявлен годом Культуры РФ указом президента В.В. Путина. Что же такое культура? Почему культурный уровень народа, человека является показателем развивающегося общества? Каково культурное наследие, оставленное нам нашими далёкими предками-казаками? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Учащийся 1:
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. Культура — это реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе.
Культура — искусственная среда. Под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком, является частью культуры. Отсюда берёт своё начало понятие «культурное наследие».
Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Слово учителя:
Каково же культурное наследие передали нам наши предки, донские казаки, проживающие и живущие по сей день на территории донской земли? Кто такие казаки?
Учащийся 2 (короткая справка о появлении казачества):
Донской край в древнее время входил в пределы местности, называвшейся у греков Скифией (или Скитией); у римлян Сцитией, нередко Танаисом (по реке Танаису, нынешнему Дону); у римских историков І века — Сарматией; у днепровских руссов — Хазарией; у арабов — Казарией и Газарией; у Константина Багрянородного (X век нашей эры) — южное Подонье (до Кавказа названо Казахией).
По русским летописям ХІV и XV веков край этот назывался «Полем», нередко «Диким полем», а с половины XVI века московские цари, начиная с Ивана Грозного, все владения казаков называют уже «Доном».
...Земля эта издревле называлась Диким Полем. Ему посвящено множество рассказов, повестей, романов и стихотворений. Это его воспел Максимилиан Волошин в своём «Диком поле»:
Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьяны...
Ширь земли да небесная лепь!
Разлилось, развернулось на воле
Припонтийское Дикое Поле,
Тёмная Киммерийская степь.
Начиная с каменного века, древние люди обживали благодатные донские берега. Их стоянки обнаружены почти по всему течению реки Дон.
Учащийся 3:
По мере усиления Российского государства его границы подошли к Дикому Полю, здесь устраиваются пограничные засеки, ставятся сторожевые башни, возводятся крепости.
В XV веке на необъятные степные просторы Дона устремились беглые крестьяне из Центральной России и Поволжья. Так появились здесь ватаги вольных людей, которых называли казаками. По одной из гипотез, это слово переводится с тюркского как «удальцы», «вольные люди». В середине XVI века возникают первые казачьи городки: Раздоры, Митякин, Маныч, Черкасск – и казаки становятся полновластными хозяевами Дона. Поскольку царская власть не распространялась на эти земли, здесь расцветает казачья вольница. Из разрозненных казачьих групп складывается своеобразная военно-политическая организация – Войско Донское. Самоуправление войска было подлинно демократическим, все должности были выборными, слово атамана – закон. Высоко ценилась честь, достоинство и храбрость казака. С XVIII века государство начинает активно вмешиваться в войсковые порядки. Земли Войска Донского входят в состав России, потеряв при этом свою автономию. Не желая терять былую свободу, казачество активно выступает против царской власти. Навсегда остались в памяти народной имена предводителей крестьянских войн и восстаний — Разина, Булавина, Пугачева.
Учащийся 4:
По инициативе легендарного донского атамана Платова (памятник которому поставлен уже теперь в Москве) в 1805 году закладывается город Новочеркасск, в который вскоре переносится столица Войска Донского.
К середине XIX века на Дону сформировались два центра: военно-административный – город Новочеркасск и промышленно-торговый – город Ростов-на-Дону.
Октябрьские события привели к установлению на Дону Советской власти. Была создана Донская Советская Республика. После её падения Войсковой круг переименовал Область Войска Донского во Всевеликое Войско Донское, провозгласив в сентябре 1918 года его самостоятельным государством, «основанным на народоправстве». С установлением Советской власти на Дону в начале 1920 года Всевеликое Войско Донское прекратило своё существование, и Донской край получил название Донской области с центром в г. Ростове-на-Дону. Об этих великих исторических событиях пишет в своей книге «Тихий Дон» Михаил Шолохов. Его произведения о казачестве стали частью культурного наследия Дона. В наше время мы можем побывать в родной станице писателя Вёшенской, увидеть памятные места, связанные не только с именем этого замечательного писателя, но и окунуться в мир его героев-казаков, познакомиться с их нравами и традициями. Это не просто часть истории, это живая передаваемая из поколения в поколение история.
Учащийся 5 (чтение стихотворения):
Вы бывали на юге России,
Где простор и бескрайняя ширь?
Поднебесье там синее, синее.
А в полях серебрится ковыль.
Вы бывали на юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.
Родная степь!
Бескрайние покосы!
Кузнечики звенят, как камыши.
Да солнце по колено бродит в росах.
Да шепчутся о чём-то ковыли.
Мой край донской с садами белыми,
Мне любо всё и глаз не оторвать,
я помню всё, и где бы ни был я
слова любви мне хочется сказать.
А зори алые встают играючи.
Станицы вольные и вольный дон
Мужчины храбрые, казачки жгучие,
Хранят и славят Русь с былых времён.
Откуда Дон берёт своё начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою берёзкой
начало Дон своё берёт,
Из-под травы земли московской
С Ивана-озера течёт.
Века идут. Но не мелеет
Донское русло на пути.
И всё мужает, всё смелеет
Казачье воинство в степи.
Учащийся 6:
Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар «на зубок» ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечении сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.
Слово учителя (песня «Любо, братцы, любо…»):
Вся история сделана казаками.
Степан Разин - в годы Смуты казачество разделилось на две части: бедных и богатых. Недовольство казаков победнее и беглых крестьян своим положением способствовало тому, что в 1670 году вспыхнуло крестьянское восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина. Войско было разбито, а самого Разина казнили на Красной площади.
Ермак – один из любимейших героев русской истории. Прославившийся в период присоединения Сибири к Русскому государству – знаменитый «покоритель Сибири». В сентябре 1582 года Ермак с отрядом казаков выступили походом в Сибирь. На реке Тобол казаки Ермака разгромили отряды хана Кучума.
Самый выдающийся казачий военачальник - атаман Платов. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, в Бородинской битве.
Емельян Пугачёв - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Емельян Пугачёв назвался им, т.е. он был самозванцем, выдававшим себя за Петра.
Яков Петрович Бакланов - русский генерал, герой Кавказской войны. Командовал одним из лучших полков донских казаков, который панически боялись горцы.
Кондратий Булавин - донской казак, сын станичного атамана, предводитель антифеодального восстания (1707—09) в России.
Учащийся 7:
На Дону именами земляков названы учебные и культурные заведения, улицы и проспекты. Для поддержания вековых традиций и самобытной культуры сформирована система казачьего образования, куда входит 212 учреждений, в том числе, шесть казачьих кадетских корпусов. К 2020 году число казачьих кадетских учебных заведений увеличится в два раза.
Ярким примером памяти народной стал памятник легендарному донскому атаману Матвею Платову.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев поблагодарил всех москвичей, префекта Юго-Восточным округа Москвы Владимира Зотова, скульптора Константина Чернявского за светлую память о герое России. «Донской атаман, - считает Василий Голубев, - настоящее олицетворение воинской казачьей славы, один из тех, кто навсегда изменил течение мировой истории, и заслуживает глубокой благодарности потомков».
Учащийся 8:
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Для казака существовал один закон: Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан прийти на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.
Слово учителя:
Наследием Дона стали знаменитые поговорки казаков:
ПОГОВОРКИ
Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
Казан проверяют по звону, а казака по слову.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Веселы привалы, где казаки запевалы.
Где тревога, туда казаку и дорога.
Смекалка во всяком деле казака выручает.
От безделья не бывает у казака веселья.
Учащийся 9:
Славен дон не только казаками. Прославили Донскую землю и наши писатели и поэты-земляки: Михаил Шолохов, Антон Павлович Чехов, Виталий Закруткин и многие другие. Донскому краю посвящены их произведения. Многие были инициаторами постройки новых школ, библиотек. Память о них живёт в народе и сейчас. О Родине, о России, о Доне писал Виталий Закруткин:
«Донщина! Разродимая сторонушка! Со всех концов Руси бежали сюда, скрывались в безмежных просторах Дикого поля, замордованные боярами мужики Рязанщины, Псковщины, Киевщины, все, кто был смел и пуще жизни любил волю. Так нашли пристанище на тихой, величавой реке отважные люди, называвшие себя донскими казаками. Отсюда далеко уходили в походы вольные казаки...»
Учащийся 10:
Традиции, обычаи продолжают бытовать среди нас. В своём литературном шедевре «Тихий Дон» М. Шолохов писал: «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»
Мы не должны забывать наших корней, мы обязаны нести это гордое имя Питомцы Великого Дона, культурное наследие которого ещё переживёт нас, ещё пополнятся Донские кладовые именами тех, кто прославит эту Великую землю.
Слово учителя:
Этими словами мне хотелось бы закончить наш классный час:
«Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался… И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края... Святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать».
М. Шолохов