СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Кушайте на здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа о правильном питании для обучающихся 5-7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Кушайте на здоровье"»

МБОУ «Сорская СОШ № 3 с УИОП»



















КУШАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ



( КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ)










Учитель Бондаренко Е.В.









Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Форма: классный час-диалог.

Девиз: Ешь правильно - и лекарство не надобно.

( русская пословица)

Оборудование:

  1. Бланки меню, режима питания

  2. Приборы для сервировки стола

  3. Портрет Л.Н.Толстого

  4. Таблица «Продукты питания»

  5. Пословицы и поговорки о питании.

  6. Компьютерный ряд слайдов.


Подготовительный этап:

  1. Анкетирование уч-ся по ЗОЖ

  2. Дать задание уч-ся найти пословицы и поговорки о питании.


Ход классного часа:

  1. Стихотворение «Здравствуйте» (собственного сочинения).

Здравствуйте, милые девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, игрушки, деревья, цветы, птицы!

Здравствуйте, родители и учителя!

Всё своё сердце вложу в эти слова.

Хочу, чтоб улыбались вы, хочу, чтобы не злились,

Хочу, чтоб с радостью учились и трудились,

И чтобы не болели, чтоб крепла семья,

Чтобы не знали горя ни вы, ни ты, ни я.

Ведь жизнь – это так прекрасно!

И пусть солнце светит ясно.

Пусть голубыми будут небеса.

Пусть всё живёт, растёт, цветёт без конца.

Здравствуйте, люди! Здравствуй, Земля!

Желаю вам вечно здравствовать я.


  1. Беседа:

- Чего желает автор стихотворения слушателям?

- Как вы думаете, что такое здоровье?

Слайд 2

Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. (Ожегов С.И.)

- Какие факторы ухудшают здоровье человека, а какие - укрепляют?

Слайд 3





Факторы, укрепляющие здоровье

Факторы, ухудшающие здоровье

Отсутствие вредных привычек

Курение

Занятие физкультурой и спортом

Употребление алкоголя

Правильное питание

Употребление наркотиков

Соблюдение режима дня

Неправильное питание

Закаливание

Малоподвижный образ жизни

Прогулки на свежем воздухе

Недосыпание

Полноценный сон и т.д.

Стрессы и т.д.

Слайд 4 Вывод: здоровье человека во многом зависит от образа его

жизни: режима труда и отдыха, двигательной активности,

гигиены и культуры питания, отношения к вредным привычкам.


  1. Анализ анкеты по ЗОЖ. Результаты анкеты показали, что вы не задумываетесь о том, как питаетесь. А рациональное питание является важнейшим элементом здорового образа жизни. Поэтому мы проводим классный час- диалог по данной тематике.


  1. Знакомство с темой, целью и девизом классного часа. (Слайд 5)


  1. Основное содержание:

Врачи и педагоги называют период развития детей в возрасте от 12 до 15 лет подростковым. Это самостоятельный и важный этап жизни человека. Это время, когда происходит сложная перестройка организма, обмена веществ, деятельности головного мозга. (Слайд 6)

Учёба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье. (Слайд 7)


- Что значит питаться правильно? (Слайд 8)

( это значит питаться разнообразно, соблюдать режим питания,

гигиену и культуру поведения за столом)


Режим питания.

Медики считают, что беспорядочное питание, слишком длительные или очень короткие перерывы между едой, «сухомятка» часто приводят к расстройствам работы органов пищеварения. Если есть в определённое время каждый день, то к этому времени будет появляться аппетит, желудок привыкнет выделять желудочный сок, а следовательно, пища переварится быстрее и принесёт больше пользы вашему организму.

- Соблюдаете ли вы режим питания?! (тест-игра)

(уч-ся отмечают время приёма пищи, затем обсуждают и сравнивают результаты с эталоном – Слайд 9)


Режим питания:

7.00 - 8.00 - завтрак

8.00 - 9.00 -

9.00 - 10.00 -

10.00 - 11.00 -

11.00 - 12.00 - обед

12.00 - 13.00 -

13.00 - 14.00 -

14.00 - 15.00 -

15.00 - 16.00 - полдник

16.00 - 17.00 -

17.00 - 18.00 -

18.00 - 19.00 -

19.00 - 20.00 - ужин

20.00 - 21.00 -

21.00 - 22.00 -


Режим питания может изменяться в зависимости от образа жизни семьи, вашей занятости в кружках и секциях, но стремиться к соблюдению режима питания необходимо для вашего здоровья.

РК Хакасы принимали пищу четыре раза в день. Рано утром готовили завтрак. К нему подавали обычно сметанную кашу «потхы», пили чай с сыром. Около 12 часов дня делали обед. Обязательно варили мясной суп. Во второй половине дня, около 4-5 часов, был вечерний чай. Вечером садились за ужин. Ели супы, мясо, пили чай (сообщение уч-ся).


Разнообразное, полноценное питание.

Пища поддерживает жизнь, дает силы для движения, работы, учебы, она необходима для вашего роста. Особенно полезна пища, богатая витаминами, микроэлементами, со сбалансированным содержанием белков, жиров, углеводов.

Сообщения учащихся (небольшие по объёму, ёмкие по содержанию, все уч-ся выходят сразу):

- Белки нам необходимы потому, что из них состоят клетки нашего организма. Они участвуют в процессах дыхания, движения. Белки содержатся в растительных и животных продуктах, таких как сыр, творог, рыба, грецкие орехи, горох.

- Углеводы или сахара служат источником энергии, необходимой для работы мозга, мышц. Они содержатся в зернах пшеницы, риса и других злаков, картофеле, ягодах и фруктах.

- Жиры помогают сохранять постоянную температуру тела, защищают от повреждения органы, являются источником энергии. С пищей необходимо потреблять как жиры животного происхождения (сливочное масло), так и растительного (подсолнечное масло, шоколад, орехи).

- Витамины – вещества, необходимые для жизнедеятельности организма. Недостаток витаминов вызывает серьёзные заболевания. Слово «витамины» происходит от латинского vita, т.е. жизнь. Витамины обозначают буквами латинского алфавита: А.В.С.Д и т.д. Витамины поступают в организм с растительной пищей (фрукты, овощи) и животной пищей (рыбий жир, печень).

- Микроэлементы. На сегодня твердо установлено, что для живых существ необходимо по крайней мере 10 металлов. Это железо, медь, магний, кобальт, цинк, марганец, молибден, натрий, калий, кальций. Их называют металлами жизни. Человек может получить эти вещества, употребляя в пищу сырые растительные продукты питания.

Что может быть полезней,

Чем овощей бальзам и фруктов сок?

Они целебны ото всех болезней

И жизни нашей удлиняют срок.


Слайд 10 Вывод: суточные нормы основных веществ.


О правильном питании задумывались и наши предки. В XVII в. на Руси появляется специальная литература – «лечебники», «травники», «вертограды» - справочники, энциклопедии здоровья. В них подробно описаны целебные свойства растений, диеты, режимы питания, народные средства лечения недугов. Многие советы приемлемы и в наше время.

Вот что говорят народные пословицы (уч-ся называют и обсуждают пословицы и поговорки):

- «Ешь правильно – и лекарство не надобно»;

- «Ужин не нужен, был бы обед»;

- «Какова еда и питьё – таково и житьё»;

- «Хорошо прожуёшь – сладко проглотишь»;

- «Кабы не зубы, так и душа бы вон»;

- «Чем больше пожуёшь, тем дольше проживёшь»;

- «Обед без овощей – праздник без музыки»;

- «Зелень на столе – здоровье на сто лет»;

- «Лук от семи недуг»;

- «Хлеб да капуста никого не подпустят».




- Игра «Шеф-повар» ( уч-ся составляют и обсуждают меню на день, сравнивают с эталоном – Слайд 11).

Завтрак: Полдник:

- каша рисовая с маслом - творог со сметаной

- яйцо варёное - булочка

- хлеб - сок

- чай с сахаром

- яблоко


Обед: Ужин:

- овощной салат - овощной салат

- борщ со сметаной - рыба с рисом

- картофель с котлетой - хлеб

- хлеб - компот

- кисель - фрукты

- десерт


Физминутка ( продукты питания животного происхождения (присели), растительного - (встали на носочки).

Творог, овощи, подсолнечное масло, сливочное масло, фрукты, сыр,

печень, томатный сок, молоко, сахар, хлеб, сметана.

Культура поведения за столом (Слайд 12).

Большое значение наши предки уделяли и культуре поведения за столом.

Сценка «За столом».

- Какие правила поведения за столом нарушил мальчик?

- Какие ещё правила поведения за столом вы знаете?

( - Руки мой перед едой;

- Ешь не торопясь;

- Не разговаривай с полным ртом;

- Не читай во время еды и т.д.) Обсуждение.

Своеобразным кодексом поведения молодых людей на Руси было «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Вот несколько наставлений отрокам во время еды:

- «Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде не брызгало»;

- « Не сопи, егда яси»;

- «Не облизывай перстов и не грызи ногтей, но обрежь ножом»;

- «Над евствою не чавкай, как свинья, и головы не чеши»;

- «Не проглотив куска, не говори»;

- «Около своей тарелки не делай забора из костей, корок и прочего»;

- «Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести»;

- «А вилками и ножами по тарелкам не скрести или по блюду не чертить и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть» (сообщение уч-ся)


6. Итог (Слайд 13)

Учащиеся совместно с учителем составляют формулу правильного питания)

- Соблюдайте режим питания

- Старайтесь питаться разнообразно

- Ешьте побольше фруктов и овощей

- Мойте руки перед едой

- Соблюдайте правила поведения за столом

- Ешьте не торопясь

- Тщательно пережевывайте пищу

- Не переедайте

- Не наедайтесь перед сном. (Слайд 14)


7. Заключение.

«Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своей душой и телом», - так говорил Л.Н.Толстой. (Слайд 15)






Литература:

1. Фадеева Т.А. Международные экологические акции в школе (анкета по

ЗОЖ), с.35-38

2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов, с.130

  1. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки

  2. Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах

















Меню

Завтрак: Полдник:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Обед: Ужин:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________


__________________________________________________________


Режим питания:

7.00 - 8.00 -

8.00 - 9.00 -

9.00 - 10.00 -

10.00 - 11.00 -

11.00 - 12.00 -

12.00 - 13.00 -

13.00 - 14.00 -

14.00 - 15.00 -

15.00 - 16.00 -

16.00 - 17.00 -

17.00 - 18.00 -

18.00 - 19.00 -

19.00 - 20.00 -

20.00 - 21.00 -

21.00 - 22.00 -