СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Лесные пожары"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Лесные пожары"»

Классный час

Тема: «Берегите леса от пожаров»

Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.


Ход классного часа.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Нашу Землю часто называют зеленой планетой. Только здесь из всех известных планет существует жизнь во всем ее великолепии и разнообразии - в горах и в пустынях, на морских побережьях и в арктических льдах. Но, пожалуй, главное средоточие жизни на Земле, среда обитания самого большого числа живых организмов - это леса. Они дают и кров и пищу, укрывают от врагов и щедро делятся своими дарами.

Сегодня мы поговорим с вами о важной теме. Это охрана наших лесов. Как вы думаете, почему так важно сохранять на земле леса? (ответы учащихся)

2. Значение лесов.

Классный руководитель:

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
• 70 процентов сохранившихся на Земле неосвоенных лесов находятся на территории трех стран: России, Канады и Бразилии.
• В 11 странах мира, в том числе в Финляндии, Швеции, во Вьетнаме и в Таиланде, сохранившиеся леса находятся под угрозой: только 5 процентов леса в этих странах относятся к неосвоенным, и те уже в опасности. В 76 странах мира уже нет неосвоенных лесов.
• Лесозаготовки грозят стереть с лица Земли 70 процентов неосвоенных лесов, а добыча полезных ископаемых, энергоресурсов и прокладка дорог ставят под удар 40 процентов лесных массивов.
• С 1991 по 1994 год потребление бумаги на душу населения выросло в мире в среднем на 86 процентов, а в развивающихся странах - на 350 процентов! По прогнозам специалистов, к 2010 году потребление продуктов переработки леса увеличится еще в полтора раза.
Лес – наше богатство, это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.


Классный руководитель:

Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. С большой тревогой будут задумываться об этом будущие поколения. Охрана окружающей среды – важная задача.

Лес - не только источник сырья, топлива и кислорода, но и просто услада для глаз. По оценкам специалистов, сейчас лишь 22 процента некогда покрывавших сушу лесов остались в нетронутом состоянии. В основном нетронутые леса имеются в России (26 процентов неосвоенных лесов мира) и в Америке. Оскудение и утрата лесного покрова планеты приведут к исчезновению многих видов животных, которые лишатся своей естественной среды обитания.

Лес дает нам топливо, мебель. Как велики лесные урожаи! Мы можем сказать, что лес кормит и одевает человека.


3.Лесные пожары.

Ученик 1:

Лес, как и все живое, требует бережного отношения к себе не только лесничих, ученых, но и всех людей. Особенно страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, незалитый костер – и пошел гулять по лесу огонь. Легче не допустить пожара, чем его потушить.

Классный руководитель:

Лесной пожар — это стихийное, неуправляемое распространение огня по лесным площадям. Причины возникновения пожаров в лесу принято делить на естественные и антропогенные (вызванные человеком). Наиболее распространенными естественными причинами больших лесных пожаров на Земле обычно являются молнии. Размеры пожаров делают возможным их визуальное наблюдение даже из космоса.

В молодых лесах, в которых много зелени, вероятность возгорания от молнии существенно ниже, чем в лесах возрастных, где много сухих и больных деревьев. Таким образом в природе ещё задолго до человека существовало своеобразное равновесие. Экологическая роль лесных пожаров заключалась в естественном обновлении лесов.


Ученик 2:

Низовой пожар

При низовом пожаре сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч. Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700 °C (иногда выше).

Низовые пожары бывают беглые и устойчивые:

  • При беглом низовом пожаре сгорает верхняя часть напочвенного покрова, подрост и подлесок. Такой пожар распространяется с большой скоростью, обходя места с повышенной влажностью, поэтому часть площади остается незатронутой огнем. Беглые пожары в основном происходят весной, когда просыхает лишь самый верхний слой мелких горючих материалов.

  • Устойчивые низовые пожары распространяются медленно, при этом полностью выгорает живой и мертвый напочвенный покров, сильно обгорают корни и кора деревьев, полностью сгорают подрост и подлесок. Устойчивые пожары возникают преимущественно с середины лета.


Ученик 1:

Верховой пожар

Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—70 км/ч. Температура от 900 °C до 1200 °C. Развиваются они обычно при засушливой ветреной погоде из низового пожара в насаждениях с низкоопущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте. Верховой пожар — это обычно завершающаяся стадия пожара. Область распространения яйцевидно-вытянутая.

Верховые пожары, как и низовые, могут быть беглыми (ураганными) и устойчивыми (повальными):

  • Ураганный пожар распространяется со скоростью от 7 до 70 км/ч. Возникают при сильном ветре. Опасны высокой скоростью распространения.

  • При повальном верховом пожаре огонь движется сплошной стеной от надпочвенного покрова до крон деревьев со скоростью до 8 км/ч. При повальном пожаре лес выгорает полностью.

При верховых пожарах образуется большая масса искр из горящих ветвей и хвои, летящих перед фронтом огня и создающих низовые пожары за несколько десятков, а в случае ураганного пожара иногда за несколько сотен метров от основного очага.

Ученик 2:

Подземный пожар.

Подземные (почвенные) пожары в лесу чаще всего связаны с возгоранием торфа, которое становится возможным в результате осушения болот. Распространяются со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и распространяться на глубину до нескольких метров, вследствие чего представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению (Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой). Для тушения таких пожаров необходима предварительная разведка.

Влияние лесных пожаров на здоровье человека

Поскольку пожары, особенно длительные, значительно изменяют состав воздушной среды, существует опасение об их вреде для здоровья людей, а именно: возможен вред для органов дыхания и для системы кровообращения.


4. Тушение лесных пожаров.

Классный руководитель:

При тушении лесных пожаров применяют следующие способы и техниче­ские средства:

  • захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке пожара;

  • засыпка кромки пожара грунтом;

  • прокладка заградительных и опорных минерализованных полос и канав;

  • отжиг горючих материалов перед фронтом пожара;

  • тушение водой и огнетушащими растворами;

  • тушение с применением авиации.

Очень важно сохранять леса и не допускать лесных пожаров. Ознакомьтесь с этими памятками.

5. Памятки по предотвращению пожаров.

6. Подведение итогов классного часа.