Разработка классного часа для старшеклассников "Любовь как высшее человеческое чувство"
Разработал: Койнов Виталий Витальевич
Цель: Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.
Задачи:
Формировать уважительное отношение к себе и людям, которое тебя окружают.
Развивать критичность мышления, делать выводы, высказывать свое мнение.
Влечения человека имеют три источника: душу, разум и тело.
Влечение души порождает дружбу.
Влечение ума порождает уважение.
Влечение тела порождает желание.
Соединение трех влечений и порождает любовь.
“Камасутра” (“Ветка персика”), индийский трактат о любви, 3 в. до н.э.
Ход урока
Все учащиеся садятся в круг, звучит легкая музыка на протяжении всего классного часа. На доске написан эпиграф, можно сделать зарисовку красивую влюбленной пары.
1. Урок начинается со стихотворения Ю.Друниной.
Опять лежишь в ночи глаза открыв,
И старый спор сама с собой ведёшь.
Ты говоришь: “Не так уж он красив!”
А сердце отвечает: “Ну и что ж”.
Всё не идёт к тебе тот сон,
Всё думаешь, где истина, где ложь.
Ты говоришь: “Не так уж он умён!”
А сердце отвечает: “Ну и что ж”.
Тогда в тебе рождается испуг,
Всё падает, всё рушится вокруг.
И говоришь ты сердцу: “Пропадёшь”,
А сердце отвечает: “Ну и что ж”.
2. Учитель просит ответить на вопрос: Что такое любовь? (Передавая розу, ребята отвечают по одному слову).
3. Зачитать притчу.
ВА.Сухомлинский Что такое любовь (Приложение 1)
4. Прочитать выдержки “Необычная лекция о любви”:
...Равнодушный глаз видит человека кусками: плохо знает физику, не умеет танцевать, не модно одет и т.д. А любящий воспринимает человека целиком...
...Недавно на дне моря нашли греческое судно, утонувшее еще до нашей эры. За два тысячелетия соленая вода выела все, что было на судне, даже скульптуру из мрамора. Только одна вещь сохранилась: серебряное колечко с бирюзой. Внутри колечка женским почерком было написано: “Я отдала тебе все”.
... Несколько десятилетий назад археологи нашли гробницу египетского фараона Тутанхамона. Он умер совсем молодым, девятнадцатилетним, а за месяц до смерти женился на пятнадцатилетней девочке. Сохранились очень странные, совсем не “царственные” изображения: мальчик и девочка перебрасываются яблоками, у бассейна брызгают друг друга водой...
Фараона похоронили, как положено, в дорогих одеждах, в головном уборе из золота. Но когда этот символ власти приподняли, под ним оказалось маленькое чудо; венок из полевых цветов. Кто мог, кто имел право положить его на лоб мертвому фараону? Только пятнадцатилетняя девочка, которая, плача, ходила по полю и собирала эти цветы...
... Неинтересных людей не бывает. В вашем классе наверняка есть незаметные мальчики и девочки, которые таят в себе целый мир. Вы сами виноваты, что этого не знаете. А они раскроются где-нибудь в другом месте.
... Существует старинная арабская пословица: пет ничего проще, чем завоевать любовь, и нет ничего труднее, чем ее удержать. ... Арабы считали, что любящий должен знать 7 искусств: музыку, живопись, архитектуру, танец, пение, скульптуру и искусство тела. Но это совсем немного.
В Древней Индии существовали жрицы любви, которые должны были изучить 67 искусств, в том числе сценическое движение и плетение венков. А один индийский мудрец написал 234 трактата о любви. О чем они? Например, о том, чем при знакомстве юноша может обидеть девушку, а девушка юношу...
Вот так юных готовили к любви. А теперь некоторым из нас кажется, что вполне достаточно сказать: “Ты мне нравишься”.
...Закрытая, замкнутая семья не бывает счастливой.
5. Формула настоящей любви: как хорошо, что ты есть на этой земле. А теперь давайте попробуем ответить на вопросы:
В чём разница “влюбляться” и “любить”?
Что считаешь наиболее ценным - любить или быть любимым?
Сложно ли любить?
6. Озвучивается стихотворение юношей:
Я в глазах твоих утону, можно?
Ведь в глазах твоих утонуть счастье.
Подойду и скажу: “Здравствуй...”
Я люблю тебя, слышишь? Сложно?
Нет не сложно это, а трудно,
Очень трудно любить, понимаешь?
Подойду я к обрыву крутому,
Буду падать. Поймать успеешь? ...
Только мне без тебя плохо. Очень плохо.
Я хочу быть с тобою рядом
Ни минуту, ни месяц, а долго,
Очень долго. Всю жизнь.
Понимаешь?
Ты глазами ответь: любишь?
Если да, то тогда обещаю,
Что ты самым счастливым будешь.
Если нет, то тогда умоляю:
Не кори своим взглядом, не надо,
Не тяни своим взглядом в омут!
Пусть другую ты любишь, ладно!
Но меня хоть немножко помни.
...Я любить тебя буду. Можно?
Если даже нельзя буду!
И всегда я приду на помощь,
Если будет тебе трудно!
К. Симонов.
7. Слово “любовь” употребляется в двух смыслах: любить можно вещи, книги, еду, природу, родителей, друзей,., и любить единственную (единственного). В чем, по-твоему, общее, в чем различие? (Ответ).
Бывает ли любовь с первого взгляда? (Ответ).
Сколько раз в жизни может любить человек? (Ответ).
Может ли быть любовь длиною в жизнь? (Ответ).
Что делает людей родными? (Ответ).
8. Следует ли прислушиваться к мнению других, например, родителей, когдаилюбишь?
Ситуация (обсудить): студенту до окончания техникума ещё два года. Он хочет жениться. Отдельного жилья и заработка у молодых нет. Родители против раннего брака. Убедите друг друга, что вы студент и родитель правы по-своему.
9. Обсуждение вопросов:
Можно ли назвать плюсы и минусы раннего брака? (Ответ).
Что делать, если в равной степени любишь двоих и не в силах сделать выбор в чью-либо пользу? (Ответ).
Всегда ли следует говорить любимому человеку правду? (Ответ).
Как быть если две близкие подруги (двое близких друзей) любят одного и того же человека? (Ответ).
Зачитывается стихотворение Э.Асадова “Подруги” (Приложение 2).
Можно ли всё простить любимому человеку? (Ответ).
Объясни значение фразы “Ради любимой готов отдать последнюю рубаху”. (Ответ).
10. СЦЕНКА “За любовь всё отдашь”.
Главные лица: Парень, Девушка, Лицо кавказской национальности.
Парень и девушка сидят на скамейке в парке. Он говорит ей красивые слова, шепчет о любви. Всё прекрасно и хорошо. Но туту появляется лицо кавказской национальности. В руках у него роза. Девушке очень нравится эта роза. Она просит парня купить её. Парень предлагает лицу кавказской национальности деньги, много денег. Но тот не соглашается. Парень к деньгам предлагает пиджак, рубашку и т.д. И вот роза у него в руках. Он дарит её девушке. Девушка, в замен, дарит ему долгий и страстный поцелуй. Да, ради любимой готов отдать последнюю рубаху.
11. Обсуждение вопросов:
Правильно ли поступают, что любят одних, а женятся на других? (Ответ).
Сколько правды в народной мудрости “стерпится - слюбится”? (Ответ).
В чем, на твой взгляд, особенности любви девушки и юноши; в чем специфика любви супружеской? (Ответ).
Правда ли, что брак убивает любовь, делает её обыденной? (Ответ).
Кому семья нужна в первую очередь - мужчине или женщине? (Ответ).
Что делать, если встретил человека, между ними возникло сильное чувство, а он (она) уже состоит в браке? (Ответ).
Что делать, если есть семья, ребёнок, а ты полюбил другого человека? (Ответ).
Можно ли простить измену? (Ответ).
Зачитывается стихотворение Э.Асадова (Приложение 3).
Поэт сказал: “Обманом сердце платит за обман”. Так ли это?
Ревность убивает любовь или, наоборот, не позволяет ей затухнуть?
Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?
12. Диалог (Д – девушка, М-мальчик) – автор: Р. Рождественский.
13. Э.Асадов “Лебединая верность”.
Литература:
Л-Жуковский. Счастливыми не рождаются. М.,1983
Л.И. Маленкова. Я – человек! М.:ТОО “Интел Тех”, 1996
Сборники стихотворений Э.Асадова, Р.Рождественского, Ю.Друниной
(Приложение 1)
ВА.Сухомлинский Что такое любовь (Притча)
Мне было лет пятнадцать, когда в тихий вечер ранней осени, сидя с ней под развесистой яблоней и глядя на отлетающих журавлей, я спросил:
— Бабушка, а что такое любовь?
Самое сложное она умела объяснять сказкой. Ее черные глаза стали задумчивыми и тревожными. Она посмотрела на меня с каким-то словно бы затаенным удивлением. - Что такое любовь?... Когда бог создал мир, он научил все живые существа продолжать род свой — рождать подобных себе. Поселил бог мужчину женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине — горсть зерна.
— Живите, продолжайте род свой, — сказал бог, — а я пойду по хозяйству.
Приду через год, посмотрю, как тут у вас...
Приходит бог к людям через год с архангелом Гавриилом. Приходит рано-рано, до восхода солнца. Видит, сидят мужчина и женщина возле шалаша, перед ними дозревает хлеб на ниве, под шалашом — колыбель, а в колыбели ребёнок спит. А мужчина и женщина смотрят то на розовое небо, то в глаза друг другу. В тот миг, когда глаза их встречались, бог видел в них какую-то неведомую силу, непонятную для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и звезд -прекраснее всего, что слепил и смастерил бог, прекраснее самого бога. Эта красота до того удивила бога, что его божья душа задрожала от страха и зависти: как это так, я сотворил твердь земную, слепил из глины человека и вдохнул в него жизнь, а не мог, видишь, создать этой красоты; откуда она взялась и что она такое — эта красота?
— Это любовь, — сказал архангел Гавриил. — Что это такое — любовь? — спросил бог. Архангел пожал плечами.
Бог подошел к мужчине, коснулся его плеча своею старческой рукой и стал просить. «Научи меня любить. Человек». Мужчина даже не заметил прикосновения божьей руки. Ему показалось, что на плечо села муха. Он смотрел в глаза женщины
— своей жены, матери своего ребенка.
Бог был немощным, но злым и мстительным стариком. Он разгневался, разозлился и закричал:
- Ага, значит, ты не хочешь научить меня любить. Человек? Попомнишь же ты
меня! С этой минуты старей. Каждый год жизни пусть уносит по капле твою
молодость и силу. Превращайся в развалину. Пусть усыхает твой мозг и дурманится
разум! Пусть пустым становится твое сердце! А я приду через пятьдесят лет и
посмотрю, что останется в твоих глазах, Человек.
Пришел бог с архангелом Гавриилом через пятьдесят лет. Глядит, вместо шалаша стоит хата беленькая, на пустыре сад вырос, на ниве пшеница колосится, сыновья поле пашут, дочки лен теребят, а внуки на лугу играют. У хаты сидят дедушка и бабушка, смотрят то на утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И увидел бог в глазах мужчины и женщины красоту еще более могучую, вечную и неодолимую. Увидел бог не только Любовь, но и Верность. Разозлился бог, кричит, руки дрожат, изо рта пена летит, глаза на лоб лезут:
- Мало тебе старости. Человек? Так помирай же, помирай в муках и печали по
жизни и своей любви, иди в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и
посмотрю, во что
превратится твоя Любовь.
Пришел бог с архангелом Гавриилом через три года. Видит: сидит мужчина над маленькой могилкой, глаза у него печальные, но в них — еще могучее, непонятнее и страшнее для бога человеческая красота, уже не только Любовь, не только Верность, но и Память Сердца увидел бог. Задрожали у бога руки от страха и бессилия, подошел он к мужчине, упал на колени и молит:
— Дай мне. Человек, эту Красоту! Что хочешь проси за нее, но только дай мне ее, дай эту Красоту!
— Не могу, — ответил Человек. Она, эта Красота; достается очень дорого. Цена
ей — смерть, а ты, говорят, бессмертный.
Дам тебе бессмертие, дам молодость, но только отдай мне Любовь.
Нет, не нужно. Ни вечная молодость, ни бессмертие не сравнятся с Любовью,
— ответил Человек.
Бог поднялся, зажал в руке бородку, отошел от старика, сидевшего у могилки, повернулся лицом к пшеничной ниве и Розовой зарнице и увидел: возле золотых колосьев пшеницы стоят молодые мужчина и женщина и смотрят то на розовое небо, то в глаза друг другу. Схватился бог руками за голову и ушел с Земли на небо. С той поры богом на Земле стал Человек.
Вот что такое Любовь. Она — больше Бога. Это вечная красота и бессмертие людское. Мы превращаемся в горстку праха, а Любовь остается вечно.
Приложение 2.
Подруги.
Дверь общежития... сумрак .. поздний час. Она спешит, летит по коридору, Способная сейчас и пол и штору, Поджечь огнём своих счастливых глаз!
В груди её уже не сердце бьётся,
А тысяча хрустальных бубенцов.
Бежит девчонка, гулко раздаётся
Весёлый стук задорных каблучков.
Хитро нахмурясь, в комнату вошла.
– Кто здесь не спит? - начальственно спросила.
И вдруг, расхохотавшись, подскочила
К подруге, что читала у стола.
Затормошила...Чёртики в глазах:
-Ты всё зубришь, ты всё сидишь одна!
А за окошком посмотри, весна!
И может счастье где-то в двух шагах!
Смешная, скажешь? Ладно, принимаю!
На всё согласна. И не в этом суть. Влюбленных все забавными считают
И даже глуповатыми чуть - чуть...
Но я сейчас на это не в обиде
Не зря есть фраза: «горе от ума».
Так дайте же побыть мне в глупом виде!
Вот встретишь счастье и поймёшь сама.
Шучу, конечно. Впрочем, нет, послушай,
Ты знаешь, что сказал мне он сейчас?
«Ты, говорит, мне смотришь прямо в душу,
И в ней светло - светло от этих глаз».
Смеётся над любой моей тревогой,
Во всём такой уверенный, чудак.
Меня зовёт кувшинкой- недотрогой
И волосы мои пушит вот так...
Слегка смутилась. Щёки пламенели.
И в радости заметить не смогла,
Что у подруги пальцы побелели,
До боли стиснув краешек стола.
Глаза подруги -ледяное пламя,
Спросила непослушными губами,
Чужим и дальним голос прозвучал: - А он тебя в тайгу не приглашал?
Не говорил: «Наловим карасей,
Костёр зажжём под старою сосною,
И будем в мире только мы с тобою,
Да сказочный незримый Берендей!»
А он просил: подругам ни гугу?
А посмелее быть не убеждал?
И если так, я кажется могу
Помочь тебе и предсказать финал!
Умолкла. Села. Глянула в тревоге,
Смешинок нет. Восторг перегорел,
А пламя щёк кувшинки - недотроги
Всё гуще заливает мел..
Кругом весна... до самых звёзд весна!
В зелёных волнах кружится планета.
И ей сейчас неведомо, что где-то
Две девушки не зажигая света, Подавлено застыли у окна.
Неведомо? Но синекрылый ветер
Трубит сквозь ночь проверенную весть.
О том, что счастье есть на белом свете,
Пускай не в двух шагах, но есть!
Поют ручьи, блестят зарницы домен,
Гудя, бегут по рельсам поезда.
Они кричат о том, что мир огромен
И унывать не надо никогда.
Что есть на свете преданные люди,
Что радость, может где-нибудь в пути,
Что счастье будет, непременно будет!
Вы слышите, девчата, счастье будет!
И дай вам бог скорей его найти.
Приложение 3
Э.Асадов
Если друг твой в словесном споре
Смог обиду тебе нанести
Это горько, но это не горе
Ты потом ему всё же прости
В жизни всякое может случится
И, коль дружба у вас крепка
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зря разбиться.
Если ты с любимой в ссоре,
А тоска по ней горяча
Это тоже ещё не горе
Не спеши, не руби с плеча.
Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов
Встань над ссорой, будь мужчиной.
Это всё же твоя любовь.
В жизни всякое может случиться
И, коль ваша любовь крепка
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.
И чтоб после себя не корить,
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть
Злого в мире и так довольно
Но в одном лишь не отступай
На разрыв иди, на разлуку
Только подлости не прощай и предательства не прощай Никому не любимой, не другу.
Приложение 4.
Р.Рождественский
Д: - Отдать тебе любовь?
М.: - Отдай.
Д: - Она в грязи...
М.: - Отдай в грязи...
Д: - Я погадать хочу...
М.: - Гадай...
Д: - Еще хочу спросить.
М.: - Спроси.
Д: -Допустим, постучусь...
М.: - Впущу.
Д: -Допустим, позову...
М.: - Пойду.
Д: - А если там беда?
М.: - В беду.
Д: - А если обману? М.: - Прощу.
Д: - «Спой» — прикажу тебе. М.: - Спою.
Д: - Запри для друга дверь. М.: - Запру.
Д: - Скажу тебе: «Убей!»
М.:-Убью!
Д:- Скажу тебе: «Умри!»
М.: - Умру.
Д: - А если захлебнусь?
М.: - Спасу.
Д: - А если будет боль?
М.: -Стерплю.
Д.: - А если вдруг — стена?
М.: - Снесу.
Д.: -А если узел?
М.: Разрублю.
Д.: - А если сто узлов?
М.: - И сто.
Д.- Любовь тебе отдать?
М.: - Любовь.
Д.: Не будет этого!
М.: За что?
Д.: Зато, что не люблю рабов.