2 | Мотива-ционный (3 мин) | - Тем, чье детство опалено огнем Великой Отечественной Войны посвящается… (слайд 1) Звучит пеня «О маленьком трубаче» - Как вы думаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие. | Слушают учителя, отвечают на поставленный вопрос | Фронтальный (сообщение), словесный (беседа) | Личностные: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной. Регулятивные: определять промежуточные цели с учётом конечного результата. |
3 | Ориенти-рующий (2 мин) | - Война в жестокой своей слепоте соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Дети войны - и веет холодом, Дети войны - и пахнет голодом, Дети войны - и дыбом волосы: На челках детских седые волосы. | Слушают сообщение учителя | Фронтальный (сообщение) |
4 | Деятель-ностный (12 мин) | - Откроем первую страницу нашего устного журнала. Она называется «Пионеры-герои» (слайд 2). Когда война началась, в боевой строй на защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов. Сегодня вы услышите имена (слайды 3-11): Лёня Голиков Юта Бондаровская Марат Казей Зина Портнова Володя Дубинин Лара Михеенко Аркадий Каманин Валя Зенкина Валя Котик Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков - в свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Марат Казей - стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. В мае 1944 года Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. Валя Котик – к началу войны Вале едва исполнилось 11 лет. На новые немецкие порядки пионер ответил своим сопротивлением: он собирал листовки, которые сбрасывали советские самолёты, расклеивал их по городу, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Скоро его вычислили. К счастью, это были подпольщики, и уже вскоре Валя вместе со своим братом и друзьями начал помогать партизанам. Начинали пионеры с того, что в полях, где проходили бои, искали оставшееся оружие, собирали данные о дислокации вражеских войск, их численности, местонахождении складов. К 1943 году Валя Котик стал настоящим партизаном. Наравне со всеми юный пионер участвовал в налётах на склады и на гарнизоны фашистов, брал «языков», участвовал в железнодорожных диверсиях. В день своего рождения 11 февраля 1944 года мальчик узнал, что Красная Армия освободила его родной город Шепетовку. На радостях он упросил взять его освобождать соседний Изяслав. Освобождение города стало его последним боем. Он был смертельно ранен в живот. Зина Портнова – вступила в организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. В декабре 1943 года Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Ее долго и жестоко пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее, у измученной пытками девочки не хватило сил. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим. Минута молчания - Вторая страница журнала озаглавлена «Сыны полка» (слайд 12). В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют тех, кому сегодня от 64 до 81 года. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. В хаосе бомбежек, артиллерийских обстрелов, взрывов бомб и пожарищ дети, со слезинками на глазах жалобно смотрели в лица взрослых в надежде отыскать своих потерянных родителей. Не всем это удавалось, и сироты войны бродили по горящей, обугленной земле, пока не встречали военных дядей, в вещевых мешках которых находились сухарики и забытые на вкус кусочки сахара. Голодных и промерзших, их привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего мальчишки молчали. Их все-таки отправляли. Но через неделю-другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. Ребятам казалось, что глаза этих военных дядь - внимательные и понимающие, как у отца. Бывало, так они и роднились. А в списках личного состава полков Красной Армии, кораблей Военно-Морского флота и партизанских отрядов появлялись юные участники, названные впоследствии сыновьями и дочерьми полка, где и проходило их детство. | Слушают и осваивают полученную информацию. | Фронтальный (сообщение) | Личностные: готовность к защите Отечества, к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации; сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством. Регулятивные: определять промежуточные цели с учётом конечного результата. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; владеть монологической и диалогической формами речи. |