СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Мат-не наш формат!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Мат-не наш формат!" внеурочная деятельность классного руководителя

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мат-не наш формат!"»

Систематическое положение человека К.Линней поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы. Впервые гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но не была принята. Ч.Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» на большом фактическом материале доказал, что человек принципиально не отличается от других видов позвоночных животных и имеет с человекообразными обезьянами общих предков . Ч.Дарвин указал и на роль социальных факторов. Позднее эта проблема была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Систематическое положение человека

К.Линней поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы.

Впервые гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но не была принята.

Ч.Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» на большом фактическом материале доказал, что человек принципиально не отличается от других видов позвоночных животных и имеет с человекообразными обезьянами общих предков . Ч.Дарвин указал и на роль социальных факторов.

Позднее эта проблема была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Систематическое положение человека Сравнительная анатомия, физиология, эмбриология, биохимия, палеонтология и другие науки позволяют определить систематическое положение и происхождение человека: тип Хордовые , подтип Позвоночные , класс Млекопитающие , подкласс Плацентарные , отряд Приматы , семейство Гоминиды (прямоходящие приматы), род Homo (человек), вид Homo sapiens (человек разумный).

Систематическое положение человека

Сравнительная анатомия, физиология, эмбриология, биохимия, палеонтология и другие науки позволяют определить систематическое положение и происхождение человека:

тип Хордовые ,

подтип Позвоночные ,

класс Млекопитающие ,

подкласс Плацентарные ,

отряд Приматы ,

семейство Гоминиды (прямоходящие приматы),

род Homo (человек),

вид Homo sapiens (человек разумный).

Характеристика хордовых  1 Двусторонняя симметрия. 2 Внутренняя опора -хорда. 3 Трубчатая нервная система. 4 Сквозной кишечник. 5 Замкнутая кровеносная система. 6 Метамерное расположение многих органов. 7 Сердце с перикардом.

Характеристика хордовых

1 Двусторонняя симметрия.

2 Внутренняя опора -хорда.

3 Трубчатая нервная система.

4 Сквозной кишечник.

5 Замкнутая кровеносная система.

6 Метамерное расположение многих органов.

7 Сердце с перикардом.

Характеристика млекопитающих.  1 Высокий уровень приспособительных реакций 2 Большие полушария переднего мозга покрыты корой. 3 Живорождение. 4 Молочные железы. 5 Выкармливание детенышей молоком. 6 Диафрагма (полости тела - грудная и брюшная). 7 Теплокровность , терморегуляция ( гомойотермные организмы). 8 Внутриутробное развитие. 9 Разнообразие кожных желез, волосяной покров. 10 Среднее ухо с тремя слуховыми косточками. 11 Дифференциация зубов, расположены в альвеолах. 12 Альвеолярные легкие. 13 Четырехкамерное сердце. 14 Конечности расположены под туловищем. 15 Щитовидный хрящ в гортани, между хрящами голосовые связки. 16 Безъядерные эритроциты. 17 Наружное ухо. 18 Яйцеклетки содержат мало желтка. 19 Слюнные железы с пищеварительными ферментами. 20 Рот окружен губами.

Характеристика млекопитающих.

1 Высокий уровень приспособительных реакций

2 Большие полушария переднего мозга покрыты корой.

3 Живорождение.

4 Молочные железы.

5 Выкармливание детенышей молоком.

6 Диафрагма (полости тела - грудная и брюшная).

7 Теплокровность , терморегуляция ( гомойотермные организмы).

8 Внутриутробное развитие.

9 Разнообразие кожных желез, волосяной покров.

10 Среднее ухо с тремя слуховыми косточками.

11 Дифференциация зубов, расположены в альвеолах.

12 Альвеолярные легкие.

13 Четырехкамерное сердце.

14 Конечности расположены под туловищем.

15 Щитовидный хрящ в гортани, между хрящами голосовые связки.

16 Безъядерные эритроциты.

17 Наружное ухо.

18 Яйцеклетки содержат мало желтка.

19 Слюнные железы с пищеварительными ферментами.

20 Рот окружен губами.

Черты сходства и различия человека и млекопитающих Различия: Прямохождение В скелете человека резкие изгибы позвоночника, сводчатая стопа,  широкий   таз, плоская грудная клетка, большой палец нижней конечности приблизился к остальным и принял на себя функцию опоры. В мышцах мускулатура нижних конечностей более мощная. Развитие кисти руки, гибкости ее в связи с трудовой деятельностью. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Увеличение объема мозга. Человеку  свойственна речь как средство общения. Человек обладает сознанием и мышлением .

Черты сходства и различия человека и млекопитающих

Различия:

Прямохождение

В скелете человека резкие изгибы позвоночника, сводчатая стопа,  широкий   таз, плоская грудная клетка, большой палец нижней конечности приблизился к остальным и принял на себя функцию опоры.

В мышцах мускулатура нижних конечностей более мощная.

Развитие кисти руки, гибкости ее в связи с трудовой деятельностью.

Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

Увеличение объема мозга.

Человеку  свойственна речь как средство общения.

Человек обладает сознанием и мышлением .

Сходства: Млечные, сальные, потовые железы. волосяной покров. Дифференцированные зубы  (резцы, клыки, прикор­невые, корневые). Четырехкамерное сердце, сходное строение кровеносной системы. Легочное дыхание, наличие диафрагмы. Сходное строение скелета. Теплокровность, интенсивный    обмен веществ и постоянная температура тела. Наличие ушной раковины. У человека и человекообразных обезьян сходны резус-фактор, группы крови и человекообразные обезьяны восприимчивы ко многим болезням человека. Человек сходен с животными по биохимическим показателям, сходное клеточное строение, по принципу хранения и реализации генетического кода. Внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детенышей; Сходство ранних стадий эмбрионального развития.

Сходства:

  • Млечные, сальные, потовые железы. волосяной покров.
  • Дифференцированные зубы

(резцы, клыки, прикор­невые, корневые).

  • Четырехкамерное сердце, сходное строение кровеносной системы.
  • Легочное дыхание, наличие диафрагмы.
  • Сходное строение скелета.
  • Теплокровность, интенсивный    обмен веществ и постоянная температура тела.
  • Наличие ушной раковины.
  • У человека и человекообразных обезьян сходны резус-фактор, группы крови и человекообразные обезьяны восприимчивы ко многим болезням человека.
  • Человек сходен с животными по биохимическим показателям, сходное клеточное строение, по принципу хранения и реализации генетического кода.
  • Внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детенышей;
  • Сходство ранних стадий эмбрионального развития.
Доказательства происхождения человека от животных: 1.      Общность в строении:  Сходство в скелете Общий план строения систем органов Признаки млекопитающих: -         внутриутробное развитие (матка) -         диафрагма -         млечные железы -         дифференциация зубов -         ушные раковины -         три слуховые косточки среднего уха

Доказательства происхождения человека от животных:

1.      Общность в строении:

  • Сходство в скелете
  • Общий план строения систем органов
  • Признаки млекопитающих:

-         внутриутробное развитие (матка)

-         диафрагма

-         млечные железы

-         дифференциация зубов

-         ушные раковины

-         три слуховые косточки среднего уха

2.        Рудименты  - органы, которые функционировали у предков, но утратили свое первоначальное значение в процессе эволюции. -         мелкие волоски на теле -         копчик -         аппендикс -         мелкие мышечные волокна в коже -         бугорок на ушной раковине -         третье веко -         зубы мудрости

2.        Рудименты  - органы, которые функционировали у предков, но утратили свое первоначальное значение в процессе эволюции.

-         мелкие волоски на теле

-         копчик

-         аппендикс

-         мелкие мышечные волокна в коже

-         бугорок на ушной раковине

-         третье веко

-         зубы мудрости

"третье веко" - полулунная складка во внутреннем углу глаза. Она есть у всех людей и ее никогда не удаляют

3.       Атавизмы   – признаки, появляющиеся у отдельных людей, которые были свойственны предкам, но утрачены в ходе эволюции. -         хвост -         густой волосяной покров -         дополнительные соски -         шейная фистула (остатки жаберной щели) -         когти на пальцах

3.       Атавизмы   – признаки, появляющиеся у отдельных людей, которые были свойственны предкам, но утрачены в ходе эволюции.

-         хвост

-         густой волосяной покров

-         дополнительные соски

-         шейная фистула (остатки жаберной щели)

-         когти на пальцах

дополнительные соски (многососковость)

дополнительные соски (многососковость)

шейная фистула (остатки жаберной щели)

шейная фистула (остатки жаберной щели)

Биогенетический закон (Мюллер и Геккель):  «Особь в индивидуальном развитии повторяет историю развития своего вида». У зародыша человека закладываются жаберные щели, сердце в виде рульсирующей трубки, клоака, хвост, пятипузырный головной мозг. 4.      Сходство в строении зародышей. 5. Общие болезни человека и человекообразных обезьян, общие группы крови и резус-фактор.

Биогенетический закон (Мюллер и Геккель):  «Особь в индивидуальном развитии повторяет историю развития своего вида».

У зародыша человека закладываются жаберные щели, сердце в виде рульсирующей трубки, клоака, хвост, пятипузырный головной мозг.

4.      Сходство в строении зародышей.

5. Общие болезни человека и человекообразных обезьян, общие группы крови и резус-фактор.

6. Общий план строения скелета. НО :   у человека большая мозговая часть головы, маленькая часть челюстей, не развиты; S-образный позвоночник; чашеобразная грудная клетка и таз; толстые и длинные нижние конечности; свободная стопа; подвижные пальцы, противопоставление большого пальца; короткие руки.

6. Общий план строения скелета. НО :  

  • у человека большая мозговая часть головы, маленькая часть челюстей, не развиты;
  • S-образный позвоночник;
  • чашеобразная грудная клетка и таз;
  • толстые и длинные нижние конечности;
  • свободная стопа;
  • подвижные пальцы,
  • противопоставление большого пальца;
  • короткие руки.
Характеристика приматов. 1 Хватательная конечность. 2 Развитая ключица. 3 Первый палец противопоставлен остальным . 4 Глазница окружена костным кольцом. 5 Глаза направлены вперед, бинокулярное зрение. 6 Большой объем черепа. 7 Развиты затылочная доля, двигательные центры коры, височная доля. 8 Две молочные железы, самки с менструальным циклом. 9 Денробионты. 10 Кисть –орган осязания, содержит дерматоглифические узоры. 11 Наличие ногтей. 12 Полициклическое размножение, малая плодовитость, рождение беспомощного ребенка. 13 Удлиненный период созревания, увеличивается способность к научению, поведение не врожденное, усвоение информации за счет научения. 14 Перестройка социальной системы, ребенок центр социальной группы. Сложные коммуникативные отношения. 15 Меньше роль обоняния , укороченная мордочка.

Характеристика приматов.

1 Хватательная конечность.

2 Развитая ключица.

3 Первый палец противопоставлен остальным .

4 Глазница окружена костным кольцом.

5 Глаза направлены вперед, бинокулярное зрение.

6 Большой объем черепа.

7 Развиты затылочная доля, двигательные центры коры, височная доля.

8 Две молочные железы, самки с менструальным циклом.

9 Денробионты.

10 Кисть –орган осязания, содержит дерматоглифические узоры.

11 Наличие ногтей.

12 Полициклическое размножение, малая плодовитость, рождение беспомощного ребенка.

13 Удлиненный период созревания, увеличивается способность к научению, поведение не врожденное, усвоение информации за счет научения.

14 Перестройка социальной системы, ребенок центр социальной группы. Сложные коммуникативные отношения.

15 Меньше роль обоняния , укороченная мордочка.

Отличия человека и человекообразных обезьян Могут создавать орудия труда. Позвоночник с естественными 4 изгибами  Плоская форма грудной клетки, широкий таз, мощные кости нижних конечностей, лицевой отдел меньше головного в черепе, нет надбровных дуг подбородочный выступ. 9. Объем мозга больше у человека в 2,5 раза, поверхность мозга больше в 3,5 раза. 10. Человек живет по социальным и биологическим законам, имеет членораздельную речь, мыслит отвлеченно при помощи понятий.

Отличия человека и человекообразных обезьян

  • Могут создавать орудия труда.
  • Позвоночник с естественными 4 изгибами
  • Плоская форма грудной клетки,
  • широкий таз,
  • мощные кости нижних конечностей,
  • лицевой отдел меньше головного в черепе,
  • нет надбровных дуг
  • подбородочный выступ.

9. Объем мозга больше у человека в 2,5 раза, поверхность мозга больше в 3,5 раза.

10. Человек живет по социальным и биологическим законам, имеет членораздельную речь, мыслит отвлеченно при помощи понятий.

д/з Систематическое положение человека
  • д/з

Систематическое положение человека