СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Медали за бои и труд из одного метала льют"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка исследовательской работы и проекта о тружениках тыла нашего села.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Труженики тыла Республики Татарстан»

9



МБОУ «Черемуховская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ»







Проект

«Медали за бои и труд

Из одного металла льют…»






Разработали:

учащиеся 9 класса,

Руководитель: Павлухина Н.А.

классный руководитель

2015


Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Слобода Черемуховая в годы Войны……………………………………..4

2.Трудовой фронт колхоза «Черемуховский»………………………………5

3.Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны.
Из рассказа труженика тыла………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………….8

Список использованной литературы…………………………………………9

Приложение

















Введение

Актуальность проекта

На уроках истории, литературы и классных часах учащиеся изучают историю нашей Родины. Немало времени уделяют изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только немного коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Нас заинтересовала данная тема, и мы взяли ее для своей работы. Хочется, чтобы все узнали о военном времени, о людях, которые внесли свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы они почти ничего не знают. Мы хотели узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше учащихся. В этом заключается практическое значение нашей работы.

Научное значение проекта заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы. Перспективность проекта: необходимо изучить жизнь каждой труженицы, собрать материал, как помощь в создании книги о тружениках Новошешминского района.

Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания живых свидетелей военных лет, что труженики тыла внесли неоценимый вклад в победу над фашизмом.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- изучить жизнь села Черемуховое во время войны

- изучить условия жизни народа в военные годы (из литературных источников и бесед)

- изучить, как отразилась война на судьбах труженика тыла Трунове Г.Т.

При выборе методов исследования использовали встречи и беседы с тружениками тыла, изучали художественную и научную литературу.

Определились этапы работы:

1. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.

2. Изучение литературы

3. Оформление работы.

Гипотеза: Гипотеза исследования: доказать, что труд женщин, детей во время войны – это неоценимый вклад в победу над фашизмом.

Объект исследования: подвиг тружеников тыла во время войны.

Предмет исследования: тяжелые условия жизни сельских тружеников села. Если изучить жизнь женщин и детей в военные годы, то можно доказать, что их труд помогал нашим солдатам победить в войне.

  1. Черемуховое в годы войны

Все для фронта, все для Победы!

22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

9 мая - День Победы нашей страны, сокрушивший фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с дымных полей войны.

22 июня 1941 года в селе Слобода Черемуховое было солнечное летнее утро. Все было, как обычно бывает в летний трудовой день. Был сенокос. Все взрослые жители села пока было не жарко ушли косить траву. В деревне оставались только бабушки, старики и дети. Из воспоминаний Федора Евгеньевича. Утром люди все всполошились. Вышли на улицу по всему селу разносился жуткий плач. Сразу стали провожать на фронт. Очень много односельчан проводили в тот день. Нам маленьким ребятишкам было страшно и непонятно, что происходит.

2.Трудовой фронт слободы Черемуховой

На войну из села ушли 700 человек, из них 395 не вернулись с поля боя, с победой вернулось лишь 141 человек. Всех мужчин, кроме стариков и больных, забрали на войну. Вся тяжелая работа легла на плечи женщин, детей и стариков. Хороших лошадей отправили на фронт. В колхозе остались 1-2 лошади, быки. Их запрягали и работали на поле, возили зерно в Чистополь. В начале войны в деревне были фермы, коров, кроликов, куриц, лошадей, свиней. Колхозная пасека была, получали мед. Женщины работали на фермах, на поле. Они должны были успевать везде. Вязали шерстяные носки, рукавицы для солдат. Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. В ходе войны перед тружениками всей страны и также нашего района вставали все новые и новые задачи, которые требовали дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны... Давали «задание» сельчанам: в год с одного хозяйства, если есть корова, отдать для фронта 40 кг мяса, 10 кг масла; куриные яйца. Жизнь была очень тяжелая, из мешковины шили платья, из жестянки делали ведра, из шерсти, делая пряжу, вязали платки и носки. Выращивали хлеб: сами сеяли, убирали, молотили, возили зерно на быках на железнодорожную станцию.

3. Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны.
Женщины и дети можно сказать совершали каждый день подвиг. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев, осваивали их специальности. В нашем селе есть женщины, которые работал помощниками комбайнеров и трактористами. В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней. Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и дети - пионеры и школьники.

«Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Огромные были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

Вклад моих земляков в победу.

Из рассказа Трунова Григория Тимофеевича

До войны успел закончить 4 класса. Работать начал двенадцатилетним мальчишкой весной 1941 года: родители отдали его пасти свиней в колхоз на поселок Березовский. О начале войны узнал именно там. Помнит митинг у правления колхоза. На митинге выступала женщина, которую называли Маслачиха. Это была очень активная пожилая женщина. Она говорила, что мы обязательно победим. Учиться в школе больше не пришлось. С весны 1942 года начал работать на лошадях: боронил, пахал, во время уборочной возил снопы. Снопы вязали очень большие и тяжелые. Чтобы сложить их в скирды, приходилось передавать по цепочке, так как закидывать сразу наверх было тяжело. Работа не прекращалась и зимой: возили солому для колхозных лошадей.



































Заключение

Советский тыл был прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома врагов и завоевания великой победы. Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла. 9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией. После окончания войны, десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественное войне 1941-1945 годов». Война живет в памяти всего народа. Своим проектом мы хотим показать нашему поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.

Выводы

1. Труженики тыла внесли неоценимый вклад в победу над фашизмом.

2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.

3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и поставкой его туда.

4. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.

5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.

Результат исследования: материал для школьного краеведческого уголка, материал для создания книги «Труженики тыла Новошешминского района», видеофильм.



Список используемой литературы

  1. Семейные архивы, фотографии, встречи с тружениками тыла в годы Великой Отечественной войны,

  2. Воспоминания тружеников тыла.

  3. Стихи, рассказы о войне.

  4. Интернет-ресурсы











Просмотр содержимого документа
«проект Труженики тыла»

18



МБОУ «Черемуховская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ»







Проект



«Труженики тыла в годы

Великой Отечественной войны»















Выполнили: учащиеся 9 класса

Классный руководитель:

Павлухина Н.А.





2014 – 2015 учебный год


Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Все для фронта, все для победы!...............................................................6
1.1. Трудовой фронт колхоза «Черемуховский».………………………….6
1.2. Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны……………..7 1.3. Война и дети…………………………………………………………….9 2. Вклад моих земляков в победу………………………………………….10
2.1. Война в жизни и судьбе Даниловых Татьяны и Федора Евгеньевича…………………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………….14 Выводы………………………………………………………………………17 Список используемой литературы………………………………………..18

























Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет, -
Как один человек, весь советский народ,
За свободную Родину встанет!

Введение

Актуальность проекта

День Победы занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.

На уроках истории, литературы и классных часах учащиеся изучают историю нашей Родины. Немало времени уделяют изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Нас заинтересовала данная тема, и мы взяли ее для своей работы. Хочется, чтобы все узнали о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные годы. Желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше учащихся. В этом заключается практическое значение нашей работы. В художественной и научной литературе имеются работы по данной проблеме, которые мы использовали. Также мы прочитали много книг о войне. Особенно понравились книги: Н.Доризо «День нынешний и день вчерашний» и Н.М.Олещенко «Во имя победы». В этих книгах, в стихах показана вся Великая Отечественная война, жизнь в военные годы. Многие стихи переложены на песни. Эти песни пели в военные годы на фронтах и в тылу. Их пели и поют сейчас. Например: «Враги сожгли родную хату» на стихи М.Исаковского. Эти книги о мужестве и героизме людей, которые сражались за нашу Родину, о страданьях по погибшим родным и друзьям, о тяжелых испытаниях, которые легли на плечи детей и взрослых в военные годы. Интересно было читать книгу «Война. Народ. Победа» И.М.Данишевского, в которой помещены воспоминания тружеников тыла и письма солдат на фронт. Они захватывают душу, защемляют сердце, становится даже страшно, что такое происходило всего 70 лет тому назад на нашей Родине. И, когда читаешь, даже наворачиваются слезы. Особенно было интересно читать книги, в которых много и интересно написано о наших земляках, внесших свой вклад в победу. Из газет «Новошешминская новь» взяли очень лобьгой матерал о тружениках тыла нашего села, переживших страшные годы войны. Авторы статей вспоминают о своем детстве той страшной военной поры. После чтения этих книг, газет мы почуствовали благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.

Изучив и проанализировав список тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, мы построили диаграмму, которая отражает возраст тружеников - детей войны!

В ходе работы посетили тружеников тыла. На сегоднешний день к нас в селе их осталось всего 18 человек. Встречаясь с ними, отметили нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась. Несколько раз встречались с Даниловой Татьяной Андреевной, которая много рассказывала о своей жизни. Ее судьба, судьба ее семьи - яркое отражение истории нашей страны. В приложении подобраны материалы, показывающие трудовой героизм этой женщины, которая начала работать с 14 лет, потеряла многих родных, здоровье. И с её мужем Даниловым Федором Евгеньевичем. Самое главное нам стало понятно, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это мы и хотим показать в своей работе. Научное значение проекта заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы.

Цель исследования: составить целостную картину о вкладе тружениках тыла нашего поселения в дело победы в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. изучить научно-историческую литературу, документы;

2. познакомиться с воспоминаниями земляков;

3. систематизировать собранный материал;

4. оформить исследовательскую работу, сделать презентацию;

5. познакомить с результатами работы моих друзей, одноклассников, сверстников.

Объект исследования: труженики тыла села Глубокого

Предмет исследования: вклад моих земляков в работу трудового фронта

Методы: 1. Сбор и систематизация материала.

2. Конспектирование, составление библиографического списка.

3.Беседа.

4. Осмысление собранного материала: анализ, обобщение

Гипотеза: самоотверженный труд тружеников тыла – прекрасный пример для молодежи нашего поколения.










  1. Все для фронта, все для победы!
    1.1. . Трудовой фронт колхоз «Черемуховский».


22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с дымных полей войны.

Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Собирал силы и колхоз «Черемуховский»...

В ходе войны перед тружениками всей страны и также нашего колхоза дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны...

Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива и творчество рабочих и инженерно- технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств.

В колхозах Чистопольского района в 1941-1942 годах было выработано почти столько же трудодней, сколько в 1940 году, при сокращении числа трудоспособных почти вдвое.

Мы гордимся, что наши земляки-Черемуховцы делали все, что могли для победы в тылу и на фронте. Несмотря на суровые условия, жители нашего села внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.

1.2. Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны.
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев, осваивали их специальности. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.

Да, были, как века, мгновения.
Об этом тяжко вспоминать. –
Хватило б только сил, терпения, -
чуть слышно повторяла мать.
Когда заря еще дремала
и крепко спали петухи,
она, ослабшая, вставала
на ошалелые гудки.
Ей было двадцать семь неполных.
Внося метель
в избу,
она валилась, помню,
едва раздевшись, на постель.
Уставши за день несказанно,
она шептала, как вчера:
- Успеть бы отдохнуть мне за ночь, -
и затихала до утра.
Мне только после ясно стало:
им, женщинам, таким, как мать,
упорным,
сердце приказало
в тылу
Отечество
Спасать

(Владимир Абросимов)

В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.

Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.

1.3. Война и дети…

Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.

Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за пятьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.

В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 пионеров и школьников района. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам.

Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

Тысячи... Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано юной школьной армией в трудный для Родины год. В 1942 году пионеры и школьники села вновь оказали большую помощь в уборке урожая. На сельскохозяйственных работах было занято 43 учащихся. Вместе с учителями они выработали около двух миллионов трудодней.

Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.

Дети войны. Вам посвящены эти строки.

Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы - дети войны,
За нас умирали солдаты

Мы считаем, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Нам сложно представить, что дети совершили такой подвиг. Удивительно, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.

2. Вклад моих земляков в победу.

Война не обошла стороной и село Черемуховое. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания. Все мужчины ушли на фронт.

По утрам, увязая в сугробах, спешили люди на работу, лишь к вечеру протаптывались тропинки-траншеи, которые за ночь снова заметало снегом.

Ветераны того времени единодушно отмечают небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность людей за порученное дело.

В нашем селе есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. В разном возрасте черемуховцы встретили и переживали войну. Самым младшим труженикам тыла было около 10 лет. В результате своей работы мы пришли к выводу, что в возрасте от 10 до 15 лет были основные труженики того времени.

Савельева Раиса Семеновна в свои 16 лет работала в колхозе. Раиса Семеновна вспоминает: «Работать было тяжело, больше времени находились в поле, в лесу - на работе. Даже пить и умываться порой приходилось из лужи. Жилось очень трудно».

Горбунова Нина Михайловна. Вдова, труженица тыла. Было все: и голодное детство, и тяжелый труд в колхозе, и потеря двухмесячной дочки, и похоронки с фронта на двух братьев и мужа, было обморожение ног (лапти зимой не грели), год лечения в больнице. Одиночество, печаль, тоска и работа, работа, работа. Из бесед со всеми тружениками тыла мы для себя отметили, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.

2.1. Война в жизни и судьбе Даниловых Татьяны Федоровны и Федора Евгеньевича.

Подробнее мы хотим рассказать о замечательных людях, супругах Даниловых Татьяны Федоровны и Федора Евгеньевича.

Из воспоминаний Татьяны Андреевны. Мать работала в колхозе, не покладая рук. Все, что собиралось с полей, отправляли на фронт, оставляя себе самый минимум. Росла и воспитывалась в большой крестьянской семье: одних детей было 8 душ. Во время войны трудилась от зари до зари в поле: вручную полола хлеба, жала серпом. Каждый тогда знал, что его труд приближает Победу. Им подросткам было очень нелегко в те годы. Зимой ребятишки собирались всей деревней, садились на лошадей и ехали в лес за сеном. Пилили, кололи дрова, собирали хворост. Многие из них в это суровое время года пообморозили себе руки, лицо. Морозы стояли сильные. По вечерам все собирались дома: вязали, шили, а затем все собирали и отправляли своим родным на фронт. Работали на полях: собирали сено, солому; вязали снопы, матери молотили зерно. Детские руки пухли от непосильных работ, колючих сорняков.

Она вспоминает: «Забрали отцов наших на фронт, у кого-то они вернулись домой, а кто-то похоронку получил. Мы держали корову - приходилось отдавать масло, мясо, картошку садили - и крахмал отдавали, и свежей картошкой рассчитывались и нарезанную лапшой и высушенную забирали у нас для фронта. А весна придет, лебеда да крапива поспевает, а брат рыбки поймает. Муки давали по 5 кг на 10 дней, но для фронта ничего не жалели. Как вспомню все это, слезы бегут».

Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.

Встречаясь с этими людьми, разговаривая с ними, удивляешься, откуда у них (женщин, детей, стариков) брались силы. Все они трудились добросовестно, о чем свидетельствуют их награды.

Похожая судьба и у её супруга, с которым они прожили 61 год. И выратили семерых дочерей. Федор Евгеньевич родился 8 декабря 1929 года в селе Слобода Черемуховая, живет здесь до сих пор. Успел закончить только 3 класса школы. Когда началась война, пошел работать в колхоз Черемуховский. Как говорит сам Федор Евгеньевич, вспоминая свое не самое безоблачное детство: – Работали, пока не упадешь. Не  меньше 12 часов в день, да и в ночь. И рассказал нам Федор Евгеньевич, как ходил в заплатанных штанах – ведь других негде было взять! Весь год труженикам колхоза ставили трудодни – особые отметки об отработанном времени. – Вот так, – говорит Федор Евгеньевич, – год работаешь, а получишь расчет осенью и до лета уже все проешь. С лета до следующей осени живешь на овощах да что еще из леса принесешь. Только с 1961 года стали платить ежемесячную зарплату в колхозе. Ну, конечно, платили по выработке. Без всякой специальности Федор Евгеньевич проработал разнорабочим в колхозе до 1950 года: зимой заготавливал лес, летом – на косилке, на жатке работал в полях. А в 1950 его призвали в армию. Попал на турецкую границу. После армии вернулся в родное село и еще один год проработал в колхозе. Затем отправили Федора Евгеньевича на курсы трактористов в МТС. Четыре месяца подготовки – и он получил удостоверение тракториста. Так и работал на тракторе, на комбайне всю свою сознательную трудовую жизнь. Родина не смогла не заметить их самоотверженный труд. За свои трудовые достижения супруги Даниловы неоднократно были награждены юбилейными медалями.

В результате нашей работы мы пришли к следующим выводам:

1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.

3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и поставкой его туда.

4. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.

5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.


























Заключение

Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы.

Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, 199 из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.

Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры края были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Призыв Коммунистической партии - «Все для фронта, все для победы над врагом» - был активно поддержан всем советским народом.

Рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция Тамбовского края также внесли свой значительный вклад в общенародную борьбу с врагом.

За годы войны более 20 передовых производственных коллективов и групп трудящихся края были награждены орденами и медалями Советского Союза.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества - германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.

Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жён не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время.

Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 27 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Черемуховое - это удивительное село, в котором мы родились и выросли. Здесь рядом живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, мы встречались с некоторыми из них, и никто не отказывался принять нас и выслушать.Наши земляки-Черемуховцы тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта селе, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом с нами. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому мы считаме, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

Таким образом, мы сможем рассказать нашим одноклассникам и ребята нашей школы, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.





























Список используемой литературы

1. Источники

Источниковую основу исследования образуют семейные архивы, фотографии, архивные материалы администрации Новошешминского района, встречи с тружениками тыла в годы Великой Отечественной войны

2. Литература

1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.

3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985..

4. Данишевский И.М. Война. Народ. Победа. М., 1976.

5. Доризо Н. День нынешний и день вчерашний. М., Военное издательство.

6. Кравчук М.И., Погребинский М.Б.

7. Материалы из газет «Новошешминская новь», 1985-2013 гг.








Просмотр содержимого документа
«Цели»

Тема «Медали за бои и труд из одного металла льют».

Цель: Воспитание любви к Родине, чувства патриотизма.

Задачи:

Расширять знания детей об истории нашей страны.

Воспитывать уважение к прошлому своего народа.

Развивать интерес к работе по изучению истории своего края.

Прививать любовь к чтению художественной и научно - публицистической литературы о Великой Отечественной войне.

Рассказать о трудовом героизме жителей села.

Показать важную роль тыла в приближении Дня Победы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, стихи военных лет, презентация о тружениках тыла – земляках, музыка.

Подготовительная работа: поиск материала о жителях тыла во время войны, подготовка сообщений, создание презентаций.

Ход классного часа

  Учитель: Добрый день! В этом году 9 мая исполняется 70 лет со Дня Победы. Отгремела самая страшная и разрушительная война в истории человечества - Великая Отечественная, но мы помним о ней. Сколько бы лет ни исполнилось Великой Победе: десять, двадцать, семьдесят, сто - каждый раз мы будем заново осмысливать события героического прошлого, снова будем переживать огромный душевный подъем, вызванный бессмертным подвигом наших солдат, партизан, тружеников тыла, одержавших историческую победу в жестокой битве с фашизмом. Вы уже многое знаете о Вов, да? А давайте проверим, что всё ли вы помните? Я предлагаю вам выполнить структуру Джот тотс и записать все, что относиться к Вов. Но приближенно к нашему району. Посмотрим, что у вас получилось. Итак, а теперь распределите карточки на разные категории. Молодцы. Скажите мне, пожалуйста, сколько у вас получилось категорий и как вы их назвали. Очень хорошо. Вы назвали одну из категорий, которая будет сегодняшней темой нашего классного часа, это «Труженики тыла».

Стих «Вспомним, товарищ, как в годы военные» (Б. Аксёнов)

 Вспомним, товарищ, как в годы военные

Ушли из деревни на фронт мужики.

 Остались подростки да женщины бедные.

Старухи убогие и старики.

 

Трудились упорно с одним утешением,

И верой в Победу так были сильны!

И знали мы твёрдо: в большое сраженье.

Вносим свой вклад в окончанье войны.

 

Мы землю пахали, косили и сеяли.

Из последних силёнок метали стога.

Да, трудно нам было, но всё же мы верили -

Сокрушим, одолеем врага!

Спасибо Ангелина.

- Сегодня у нас в гостях присутствуют интересные, уважаемые люди, которые отдали своей работе долгие годы. От вас требовалось много терпения, внимания, чуткости, доброты и отзывчивости. Вы трудились не жалея и не щадя себя, не беря ничего взамен. А только отдавая.

Вот они наши труженики тыла! фамилии ветеранов:

Данилов Сергей Игнатьевич.

Савельева Раиса Семеновна. В 16 лет она окончила курсы по обучению работы на тракторе. Весной 1944 года она стала работать на тракторе.
Без тыла не было бы ратных подвигов, успехов Победы. Вы, взявшие на свои неокрепшие плечи непосильный груз военных работ и забот – самая достойная часть российского народа. Нам кажется, что героями и победителями можно назвать всех, кому довелось жить в это время, тех, кто с честью и достоинством выдержал испытания военных лет. 
Вы – часть народа-победителя! Историческая справка сельского поселения. В 1941 году на фронт ушло 700 черемуховцев, а после Победы домой вернулось всего 141. Погибших и пропавших безвести было 395 человека, из них в Книгах памяти найдены только 345. В борьбе с фашистскими захватчиками участвовали не только воинские соединения, но и все труженики тыла. На плечи людей в тылу легла сложнейшая задача снабжать войска всем необходимым. Армию нужно было кормить, одевать, обувать. Все это создавалось тружениками тыла. Работали они от темна до темна, повседневно перенося лишения. Несмотря на трудности военного времени, советский тыл справился с возложенными на него задачами и обеспечил разгром врага. Труженики нашего села. На сегоднешний день их осталось всего 18 человек. В прошлом году мы начали с вами проектную деятельность о судьбе тружеников тыла нашего села. Это Данилов Сергей Игнатьевич. В этом году мы решили продолжить эту работу.

И сегодня нам хочется познакомить вас с некоторыми героями того времени. На нашей встрече присутствуют те, кто испытал на себе все тяжести военных лет. В ту пору они ещё были детьми и подростками, но вместе с взрослыми ковали победу в тылу, под общим лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы».

Работа 1 группы (рассказ о Даниловых) Мы предлагаем вашему вниманию несколько очерков об этих замечательных людях, которые своим непосильным трудом помогали фронту. Прошу вас расскажите нам о своем проекте.

Выступление 1 группы

Мы посетили семью тружеников тыла Даниловых Татьяну Андреевну и Федора Евгеньевича. Провели беседу, видеосъемку. И сейчас хотим показать результат нашей работы. Колхозное поле чем-то напоминало фронт. Тут тоже ковалась победа. Правда, не свистели пули, не рвались снаряды, однако доставалось сельским труженикам сполна, так же, как и бойцам переднего края. В армию были отправлены лучшие лошади, автомашины и другая техника. Наравне с женщинами работали подростки: пахали, сеяли, убирали хлеб на лошадях, быках, коровах. Нам трудно в это поверить, но вот они военные подростки: Данилов Федор Евгеньевич и Данилова Татьяна Андреевна. С тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, прошло70 лет. Получается, что  даже самому молодому призывнику, попавшему на фронт в 1945 году, должно быть больше 85 лет! Даниловы в годы войны были чуть моложе, чем я и мои одноклассники, но, несмотря на такие юные  годы, они защищали свободу своей Родины в тылу, вкладывая в общее дело победы свой труд и здоровье

Данилова Татьяна Андреевна родилась 15 ноября 1927 года. В школе проучилась всего 2,5 года. Татьяна Андреевна была в семье старшей, ей приходилось не только помогать дома по хозяйству, но и работать в колхозе, помогать колхозницам, мужчин в деревне не осталось, все ушли на фронт. Всю войну проработала в колхозе. Работа была очень тяжелой: сеяли вручную, на быках боронили поле, серпом жали и убирали пшеницу. В 1943 года её забирают в ФЗО (фабрично-заводское обучение). Через несколько месяцев скучая по дому, Татьяна Андреевна убегает в родное село. И снова берется за тяжелую колхозную работу. В 1944 году работала помощником комбайнера, работала на тракторе. Как рассказывала Татьяна Андреевна, очень тяжело было им молоденьким девчонкам работать на тракторах. Запчастей не было, ремонтировать не умели. До всего приходилось додумываться самим. Без всякой специальности проработала Татьяна Андреевна в совхозе разнорабочей до выхода на заслуженный отдых.

Похожая судьба и у ее супруга Федора Евгеньевича, с которым она прожила в браке 61 год. Федор Евгеньевич родился 8 декабря 1929 года в селе Черемуховое, живет здесь до сих пор. Успел закончить только 3 класса школы. Когда началась война, пошел работать в колхоз Черемуховский. Как говорит сам Федор Евгеньевич, вспоминая свое не самое безоблачное детство: – Работали пока не упадешь. Не  меньше 12 часов в день, да и в ночь. И рассказал нам Федор Евгеньевич, как ходил в заплатанных штанах – ведь других негде было взять!. Весь год труженикам колхоза ставили трудодни – особые отметки об отработанном времени. – Вот так, – говорит Федор Евгеньевич, – год работаешь, а получишь расчет осенью и до лета уже все проешь. С лета до следующей осени живешь на овощах да что еще из леса принесешь. Только с 1961 года стали платить ежемесячную зарплату в колхозе. Ну, конечно, платили по выработке. Без всякой специальности Федор Евгеньевич проработал разнорабочим в колхозе до 1950 года: зимой заготавливал лес, летом – на косилке, на жатке работал в полях. А в 1950 его призвали в армию. Попал на турецкую границу. После армии вернулся в родное село и еще один год проработал в колхозе. Затем отправили Федора Евгеньевича на курсы трактористов в МТС. Четыре месяца подготовки – и он получил удостоверение тракториста. Так и работал на тракторе, на комбайне всю свою сознательную трудовую жизнь. Родина не смогла не заметить их самоотверженный труд. За свои трудовые достижения супруги Даниловы неоднократно были награждены юбилейными медалями.

Учитель: Спасибо большое ребята. Я думаю, что вам эта работа понравилась. Скажите нам, насколько интересно было вам работать? Тяжело ли вам было слушать рассказы о их тяжелом детстве? (задать вопросы) Вы правы, сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, военными займами, хлебом, мясом.

Физминутка песня «Победная весна»

Вы устали немного давайте отдохнем. Представьте себе, что мы с вами на параде и в руках у нас флажки. Итак, взмах руками вверх, в стороны, вниз.

Помаршировать

Итак, а теперь давайте послушаем результат работы второй группы.

Работа 2 группа (Рассказ о Трунове) с видео

Выступление 2 группы

Трунов Григорий Тимофеевич родился 30 ноября 1928 года. До войны успел закончить 4 класса. Работать начал двенадцатилетним мальчишкой весной 1941 года: родители отдали его пасти свиней в колхоз на поселок Березовский. О начале войны узнал именно там. Помнит митинг у правления колхоза. На митинге выступала женщина, которую называли Маслачиха. Это была очень активная пожилая женщина. Она говорила, что мы обязательно победим. Учиться в школе больше не пришлось. С весны 1942 года начал работать на лошадях: боронил, пахал, во время уборочной возил снопы. Снопы вязали очень большие и тяжелые. Чтобы сложить их в скирды, приходилось передавать по цепочке, так как закидывать сразу наверх было тяжело. Работа не прекращалась и зимой: возили солому для колхозных лошадей. Показ видео. Понравилась вам работать над этим проектом? Что всего запомнилось вам? Итак, мы познакомились с работой двух групп. И теперь ребята вы можете с гордостью сказать, что вы получили много знаний о тружениках тыла нашей страны. И, о тружениках тыла нашего села. Мы все живем рядышком, а иногда не знаем, что нашими соседями оказываются такие героичесике люди. Мы постоянно ведем волонтерскую работу: помогаем ветеранам и труженикам тыла, поздравляем их с праздниками и днями рождениями, оказываем посильную помощь в хозяйстве.

Давайте обратимся к нашим гостям. Задавайте ребята вопросы. Была ли школа? Сколько учителей было? Кто вместе с вами работал еще? Кто вас учил?

. О вас, о тружениках тыла,
Кто час ПОБЕДЫ приближал,
Страна родная не забыла,
Вам должное за всё воздав

Сегодня все вы ВЕТЕРАНЫ,
Кто был в тылу, кто воевал,
Ваш тяжкий труд, что был желанный,

Народ поднял на пьедестал.



Учитель: Стихи, которые вы сейчас слышали, про вас написаны, про подруг ваших, солдаток, колхозниц, вынесших на своих плечах такую тяжесть. 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Для мировой истории – это короткий миг, а для людей целая жизнь. Пусть наша память всегда хранит былое. Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она нам – молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир. И какой ценой достаётся победа.

Теперь, даже через десятки лет, школьники  смогут узнать об этих простых, скромных сельских жителях, и  в тоже время великих тружениках и патриотах. И гордиться своими земляками и брать с них пример мужества, терпения и любви к своей стране и малой родине.

Песня «Обелиск» поет Малолеткова Регина Стихи Ангелина и Алина.

Дорогие друзья! Наша встреча подошла к концу. Спасибо вам, ветераны, спасибо вам наши герои – за то, что смогли прийти к нам, вспомнить о своей опаленной войной юности, помогли юным сердцам прикоснуться к великому подвигу народа. Благодарим всех, кто пришел на наш классный час. Желаем Вам, дорогие ветераны, крепкого здоровья, счастья, радости, долголетия и мирного неба. Желаем сердцем и душою не стареть, прожить на свете много – много лет. Мы – дети и внуки – все любим вас.

С праздником уважаемые ветераны.