Классный час «Мир толерантности»
Цель: Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- сформировать у обучающихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества), показать многоаспектность понятия «толерантность»;
- формировать у обучающихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Ход классного часа
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед, техника пришла на службу человеку. Каким наш век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, преследований и убийств людей только за то, что они – другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса? (слайд 1)
Сегодня наш разговор посвящён толерантности.
Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом (слайд 2).
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Проблема толерантности принадлежит к числу актуальных, важность этого феномена столь сильна, что в 1995 году ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира.
В русском языке слово «толерантность» существует сравнительно недавно, и однозначного толкования этот термин не имеет. Наши ученые утверждают, что с «толерантностью» также как и со счастьем – что это такое, каждый понимает по-своему. Чаще всего используют вместо слова «толерантность» слово «терпимость», что означает «быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным».
Как это слово определяется на разных языках земного шара? (слайд 4).
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке (tolerancia) оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском (tolerance) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском (tolerance) – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском (kuan rong) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском (tasamul’) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы обучающихся).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы обучающихся).
А что же объединяет эти определения? (Ответы обучающихся).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы обучающихся).
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности (слайд 5).
Слово толерантность можно изобразить в виде цветка (слайд 6).
Давайте, изобразим ваши ответы в виде лепестков. (Участники высказывают свои мнения).
Подводя итог можно сказать, что толерантность – способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность – это признание права каждого человека быть различным.
К синонимам понятия толерантность можно отнести: солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, культурный плюрализм, отказ от догматизма, не навязывание взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправного подхода, согласие, право отличаться друг от друга, открытый диалог, равенство в достоинстве, уважение самобытности, правовая и социальная защита, чуткость, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами, содействие профессиональному росту и интеграции и т.д.
Толерантное отношение – уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением.
Проблема толерантности была признана в России очень острой (слайд 7). В 2001 году была принята специальная Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».
Игра «Продолжи фразу»: (слайд 9)
- Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ……
- Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется…..
- Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….
- Когда ко мне обращаются с уважением, то ….
Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни (слайд 10).
Право на жизнь | Золушка Колобок Кот в сапогах |
Право на неприкосновенность жилища | Сестрица Алёнушка Три поросёнка Колобок |
Право на свободный труд | Золушка Красная Шапочка Балда |
Право на свободу вступления в брак | Золушка Дюймовочка Алёнушка |
Право на владение личным имуществом | Красная Шапочка Буратино Баба Яга |
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? (слайд 11).
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Мы видим, что есть два пути развития личности (слайд 12) – толерантный и интолерантный.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
Протокол классного часа в 8 классе № 17
Дата: 01.04.2025г.
Присутствовало: 9
Тема: «Мир толерантности»
Цель:
Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.
Ход занятия:
1. Вступительное слово.
2. Определение слова «Толерантность».
3. Цветок толерантности.
4. Синонимы толерантности.
5. Игра «Продолжи фразу».
6. Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав».
7. Рефлексия.
8. Организационные вопросы класса.
Решение классного часа:
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
Классный руководитель: Евдокимова А.А.