СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Мне выпала шчасце тут нарадзіцца»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Мне выпала шчасце тут нарадзiцца".

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Мне выпала шчасце тут нарадзіцца»»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 3 г. Наровли»
















Классный час

«Мне выпала шчасце тут нарадзіцца»




Классный руководитель

Т.В. Павлова














Наровля, 2018

Классный час “Мне выпала шчасце тут нарадзіцца”

Цели: Содействовать воспитанию патриотизма, любви, уважения и гордости к родному городу, его истории.

Содействовать расширению и обобщению знания учащихся об интересных фактах из истории возникновения и самой истории г. Наровли, его гербе, достопримечательностях города. Систематизировать знания учащихся о родном городе.

Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся.


План классного часа

1. Организационный этап.

2. Беседа о Родине.

3 Игра «Составь пословицу».

4.Беседа «Наш родной город».

5. Физкультминутка.

6. Конкурс «Прокричи обо мне с любовью!»

7. Конкурс «Пройду по улицам родным…»

8. Конкурс «Родня».

9. Просмотр фильма «Моя малая родина».

10.Викторина к фильму.

11.Заключение.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, колонки, карточки для игры «Составь пословицу», герб Наровли, пазлы, фильма «Моя малая родина».


Эпиграфы:
Человек счастлив, пока у него есть Родина

  1. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года.

Где-то есть город не тихий, как сон.

Пылью местами он занесён.

В медленной речке вода не стекло,

Где-то есть город, в котором тепло.

Я рады приветствовать вас на классном часе, посвященном

очень важной теме – нашей малой Родине. В ходе мероприятия у вас будет возможность участвовать в работе групп и поработать с понятиями «родина», «малая родина», проверить собственные знания и эрудицию.

Хочу начать наш разговор с песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?», думаю в конце классного часа каждый из вас сможет дать ответ на этот вопрос прежде всего себе самому.

ПЕСНЯ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» (просмотр видео)

Учитель: Родина – страна, в которой человек родился и вырос, гражданином которой является. Это вся наша страна, в которой леса и поля,

озера и реки, города и села. Наша Родина – это Родина Петруся Бровки (1962),

Якуба Коласа (1926), Янки Купалы (1925), Кондрата Крапивы (1956), Максима Танка (1968).

Известная поговорка гласит: «Человек без Родины – соловей без песни».

Соловей лишенный своего хрустального голоса всего лишь маленькая серая

пугливая птичка. Но соловей своей песней зажигает сердца, заставляет плакать и задыхаться от счастья, он наполняет мир несказанной красотой. Как соловей силен своей песней, так человек силен своей Родиной, своими корнями, своим Отечеством.

  1. Беседа о Родине.

Учитель: У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным.

-Что для вас значат слова Моя малая родина? ……

Давайте рассмотрим каждое слово в отдельности.

-С чем ассоциируется у вас слово моя?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

-Что в вашем понимании малая?

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей страны.

Родина?

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился народ к своей Родине , говорится в пословицах.


  1. Игра «Составь пословицу»

Составьте пословицы из данных выражений

Родина – мать, умей за неё постоять.

Нет в мире краше Родины нашей.

Смело иди в бой, Родина за тобой.

Родина любимая – мать родимая.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.


Стихи.

Учитель:

Скажи о родине ты добрые слова,

Возьми все это из своих воспоминаний,

Пусть не вершатся там великие дела,

Зато о счастье много там напоминаний.

Ведь родина заключена в тебе,

Она наполнила тебя, взрастила, научила,

Теперь она во всей своей красе,

В тебе находится, и, знаешь, в этом сила.


  1. Беседа «Наш родной город»

Что вы знаете о нашем города?


Герб Наровли утвержден 19 апреля 2001 года решением №47 Наровлянского районного Совета депутатов.

Описание: "В синем поле "варяжского" щита серебряная подкова с золотым крестом над ней".

Герб города Наровля повторяет польский шляхетский герб "Побог", который использовала семья Горватов, владельцев Наровли в XIX веке.(19 век)

Крест относится к первостепенным и почетным фигурам в геральдике. Золотой крест на гербе традиционно символизировал знатность, богатство, могущество, величие, уважение, силу, а также христианские добродетели: справедливость, чистоту, веру, милосердие.

Подкова в повседневной жизни считается положительным знаком, приносит людям, нашедшим ее, удачу, счастье, благополучие. Серебряная подкова символизировала земледелие и промышленность.

Основные цвета: серебряный, голубой, Голубой цвет в геральдике символизирует красоту, мягкость, величие, верность, честность, искренность, целомудрие, безупречность, синее поле — небо. Золотой —символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение, а серебряный — благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Происхождение названия «Наровля»: версии, аргументы, рассуждения

Наровля — город на правом берегу реки Припяти, районный центр в Гомельской области. Как часто водится, происхождение названия города точно неизвестно, но существует несколько версий.

Ученик 1:

Версия № 1

Поселение возникло на берегу притока Припяти — очень своенравной по характеру речки Наровлянки, которая берет свое начало в топких болотах. Часто эта речка, особенно весной и осенью, разливалась и затапливала окружающие поля и луга.


Ученик 2:

Версия № 2

Некоторые старожилы утверждают, что Наровля получила свое название оттого, что поселение возникло на ровной местности. И на самом деле, в сравнении с холмистой возвышенностью Мозырской гряды, Наровля расположена на плоской равнине. Возвышенная местность мозырского правобережья переходит в равнину на правом берегу речки Салокуча (Нижний Млынок) и тянется равниной через весь район по правобережью реки Припять.



Ученик 4.

Версия № 3

Наровля основана около рва, который некогда возвели, чтобы выровнять выгиб Припяти и тем самым сократить на реке дорогу при сплаве леса.


Ученик 3:

Версия № 4

Наши предки выбирали для поселения не только наиболее урожайные земли, но и красивые местности. Устье Наровлянки с ее дубравами создало глубоко прорезанный ров в высоком правобережье Припяти. Каждый, кто собирался сюда, говорил: «Иду на ров». Тех, кто основал здесь поселение, называли наровлянами. Так и закрепилось на протяжении веков название — Наровля, а местная речушка стала Наровлянкой.


Ученик 4:

Версия № 5

Среди многочисленных записей греческого историка и путешественника Геродота, который в V ст. до нашей эры объездил почти весь известный в то время свет, был во многих странах, есть легенда о племени невров, которое жило некогда на Припяти. Про невров расказвали всевозможные чудеса. В них видели предков славян, балтов, кельтов, фино-угров. Неврам посвящали многочисленные публикации и исследования. Наименование народа невров очень созвучны с географическим названием Наровля. Сведения про невров встречаются также в I ст. нашей эры. Населенный пункт Наровля впервые упоминается в XVIII ст., т.е. через 1600-1700 лет после невров. В XVIII ст. Наровля считалась частным местечком. Есть сведения, что в начале XX ст. в Наровле жило 1500 тысяч человек. А два столетия назад это было совсем маленькое местечко. Понятно, что возникло оно ранее, чем попало в письменные источники, но не настолько, чтобы считать его центром племени невров. Этому никаких определенных исторических и археологических подтверждений нет. Однако версия имеет право быть.



Ученик 1:

Версия № 6

Слово «Наровля» состоит из приставки на-, которая указывает, что поселение находится вблизи определенного объекта, либо на самом объекте. Суффикс -ля имеет значение места, где размещено поселение. Итак, первоначальное название Наровля понималось следующим образом: «поселение, которое размещалось на Рове». Что такое Рова? Это как раз и была речушка, которая называется сегодня Наровлянка. Рова, Ровка, Рвенка, Ривка — так называют небольшие речки, которые «рвут» землю, «прорывают» быстрым, стремительным течением. Вот и Рова столетия прорывалась в реку Припять. До основания поселения эта речушка, приток Припяти, возможно, своеобразная «гавань», пункт остановки для тех, кто плыл по большой реке, служила ориентиром в редконаселенной, лесной, болотистой местности. После эту роль взял на себя образовавшийся здесь населенный пункт. А на маленькую речку, которая до этого не имела хозяйственного значения, потому что рядом была Припять, постепенно перестали обращать внимание. В скором времени она стала называться так же, как и главный объект местности — поселение Наровля — Наровлянка.
Ученик 2:

Версия № 7

Есть легенда, согласно которой в далекие часы вниз по Припяти существовала деревенька с названием Наровля. Возможно, оттуда и пришли либо были сселены до устья Наровлянки некоторые из ее поселенцев. Как напоминание об уголке родной земли, где остались могилы предков, была оставлена дорогое сердцу название — Наровля.

Сколько людей, столько мнений. Кто знает, возможно, название нашего полесского уголка еще ждет своего пытливого исследователя. А мы, жители, будем этому только рады, ведь чем больше мнений, тем богаче и интереснее история.

  1. Физкультминутка

Упражнение «Буратино».

Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино  и, обмакнув нос в чернильницу написать, например слово «Моя», «Родина» и «Беларусь».


  1. Конкурс «Прокричи обо мне с любовью!»

Учитель: В прослушали историю нашего города, а сейчас для вас конкурс «Прокричи обо мне с любовью!»

На ваших столах лежат части кричалки, прославляющей наш город. Ваша задача за минуту собрать стихотворение, так, чтобы сохранилась рифма, поднять руку и с любовью к своему городу прокричать ее! А я буду оценивать как скорость работы, так и качество произнесенной кричалки (в кричалке должно очень хорошо отражаться название конкурса).

Кричалки:

1.Любимый город, где мы живем,

Здесь наше сердце, наш отчий дом,

Погаснут звезды, придет рассвет,

Прекрасней места на свете нет!


2. Нашу Наровлю забыть нельзя,

Цвети и пахни моя земля,

Пусть все ликуют, пусть все поют,

Пусть в нашем небе гремит салют!


3. В прекрасном городе живу

И с детских лет его люблю.

Пусть он не так уж и велик,

Но, как народ наш, многолик.


4. Он дорог мне и потому,

Что приучил меня к труду,

Дал всё, чем счастлив человек,

Так сохраню ж любовь к нему навек!


Учитель: Молодцы! Очень красноречиво произносили кричалки.

Но нас уже ждет следующий конкурс, под названием «Пройду по улицам родным…»


  1. Конкурс «Пройду по улицам родным…»

Учитель: Думаю, что многие из вас обращали когда-либо внимание на названия улиц, по которым вы ходите, на которых живете. В Наровле очень много улиц, сейчас вы должны постараться как можно быстрее собрать пазлы и определить как называется эта улица.

Итак, время прошло!

После конкурса – подведение итогов.


  1. улица Ленина

  2. улица Спивака 1а,

  3. улица Ленина 40

  4. улица Фабричная 2

  5. Альтанка (беседка в парке возле реки)

  6. Аллея Славы (Герои Великой Отечественной войны, Герои Социалистического труда, ветераны Великой Отечественной войны, люди, внесшие значительный вклад в развитие Наровлянского района;

Уроженцы Наровлянщины, выдающиеся личности настоящего времени, достигшие высоких результатов в науке, образовании, медицине, искусстве, спорте, других сферах общественной деятельности).

  1. улица Макаренко, 2 Наровлянский государственный профессиональный лицей

  2. улица Корзуна, 58


8.Конкурс «Родня».

  • Учитель: Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
    (Варианты: родословная, плодородие, плодородный, породить, прародина, прародителей, род, роддом, родившемся, родивший, родильница, родильный, родимец, родимый, родина, родине, родины, родись, родители, родитель, родительский, родить, родиться, родич, родичи, родословный, родства, родственная, родственник, родственных родство)

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.


9.Просмотр фильма «Моя малая родина».

10.Викторина к фильму.

Учитель:Посмотрим, какие вы были внимательные. Сейчас для вас небольшая викторина о нашем родном городе Наровле.

  1. В каком году было основан наш город? (1682г.)

  2. Почему город называется Наровля?

  3. Как называется фильм? (Дом родной моя Наровля)

  4. Как называются реки в нашем городе? (Припять, Наровлянка)

  5. Как называются улицы и достопримечательности нашего города вы увидели в фильме? (Ленина, площадь Ленина, Памятник освободителям Наровли, Аллея Славы, памятник отселенным деревням района)

  6. Какие организации находятся на территории нашего города вы знаете?

(КУП Жилкомстрой г. Наровля, Наровлянский Цех Филиала МПУ Мозырьмежрайгаз РПУП Гомельоблгаз, Центральная Районная Наровлянская УЗ, Беларусбанк, Белагропромбанк, Центральная библиотека, Автостанция, почта и др. )


11. Заключение.

Учитель: Наш классный час подошёл к концу. 
Беларусь, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края. Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин Беларуси. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну. Гордись тем, что ты- гражданин Беларуси! Я предлагаю закончить наше мероприятие хорошими стихами о родном доме


Ученик 3:

Говорят, все пути ведут к дому,

Говорят, он начало начал.

Человек, как никто, По-любому

Тосковал по нему и скучал.

Человек здесь на свет появился.

И отсюда пойдет он вперед,

Только где бы он не поселился,

Дом родной его вновь позовёт.

И порой невозможно вернуться

Нам туда, где полжизни прошло.

Дом далёк, и года всё несутся,

Но лишь там нам светло и тепло.


Учитель: Спасибо всем ребятам, участвовавшим в подготовке классного часа по теме «Моя малая родина» С заданием вы справились достойно. А сейчас я бы хотела чтобы каждый из вас написал какой для вас наш родной город, чтобы слово начиналось на одну из букв слова Наровля.

Н – необыкновенная, ненаглядная, необычайная, непринужденная,
неподражаемая, непокорная, неповторимая, неподкупная, неповторимая.

А – аккуратная.

Р – родная, радушная, родимая.

О – очаровательная, обожаемая, открытая, общительная, образованная.

В – великолепная, великая, вежливая, верная, великодушная, воспитанная.

Л – лучшая, любимая, ласковая.

Я – ясная, яркая.

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
«Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво.

И пред тобой себя не уронить!».