СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Мой город, трудом прославленный»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Мой город, трудом прославленный»»

Классный час «Мой город, трудом прославленный»

Цель:

- познакомить с историей возникновения и развития города Стаханова, героическими и трудовыми подвигами его жителей;

- расширять кругозор детей, желание узнать как можно больше нового и интересного о родном крае;

- воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма, гордости, уважение к людям рабочих профессий.


Оборудование:

фотографии с видами города; стихи о городе; аудиозаписи, видеопрезентации.



Ход урока:

  1. Организационный момент


  1. Сообщение темы

Мой город самый лучший на Земле,

На всей огромной, голубой Планете.

Пусть он не так велик, сам по себе…

Его любимей нет на целом свете!


- Вы, наверное, догадались, о чём мы сегодня поведём разговор?

- Мы сегодня будем говорить о нашем городе, узнаем его историю. Как он называется?

- На свете очень много больших и малых городов. Но самый лучший, самый красивый наш родной город. Это наша с вами малая Родина. Город Стаханов.

Ребята, в честь кого назван наш город? Что известно о нашем городе?

  1. Работа по теме урока

Если скажут слово Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной микрорайон.

- Многое можно вспомнить и рассказать о городе, в котором вы родились. Расскажите мне, пожалуйста, какой он, что вам нравится в нашем городе?

(Высказывания детей)

- Вот видите, город наш небольшой, а сколько в нём есть всего, что может нравиться. Кажется, что по-другому и быть не могло. А ведь так было не всегда. Предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое. Хотите узнать, каким был Стаханов раньше? Для этого вернёмся в прошлое.

Давно это было.

История города Стаханова начинает свой отсчет с 1814 года, когда на месте сегодняшнего Стаханова было основано село Андреевка.

Позднее помещик Борисовский объединил деревни в один поселок – Борисовку.

В первой четверти 19 столетия на землях современного Стаханова были найдены залежи каменного угля, и здесь появилось несколько мелких шахт.


- Что такое уголь? Как его использует человек? Где добывают уголь?

- Наш край богат углём. Уголь – это горючее. Многие предприятия работают благодаря углю. Он дает тепло, а еще уголь называют "чёрным золотом". Как думаете почему?

- Кто добывает уголь? Как называется профессия?


Работа шахтёра заключается в добыче различных руд в подземных шахтах.

Добывать уголь очень трудно и тяжело.

Профессия шахтёра считается в наши дни одной из самых опасных и экстремальных, её выбирают самые мужественные и смелые люди.


- Нужно было много рабочих для добычи угля. Из соседних деревень приходили люди для работы на шахтах.

В 1894 году по фамилии владельца самой крупной шахты посёлок стали называть Шубинкой.

Людей в посёлке становилось больше, и появилась потребность в открытии почты и телеграфа. У начальника почты М. И. Кравцова был сын по имени Кадий, он стал называть контору Кадиевской.

В 1898 году поселок Шубинка был переименован в Кадиевка. В этом же году возле станции Алмазная был заложен Алмазнянский металлургический завод, первая доменная печь которого заработала в 1899 году.

В 1932 году Кадиевка получила статус города.

На шахтах города работало много людей, в том числе и Алексей Стаханов. Он воспитывался в бедной семье и чтобы заработать деньги он пришел в Кадиевку на шахту «Центральное-Ирмино».

В ночь с 30 на 31 августа 1935 года на шахте "Центральное - Ирмино" Алексей Стаханов установил мировой рекорд производительности труда на отбойном молотке, нарубив за 5 часов 45 минут 102 тонны угля, перевыполнив норму в 14 раз. Перевыполнив план по добыче угля, он прославился на весь мир.


Так зародилось стахановское движение. Оно дало существенный толчок развитию промышленности в нашем регионе.


- Ребята, как вы думаете, какими качествами обладал Алексей Стаханов?

Что помогло совершить ему трудовой подвиг? (Высказывания детей)


После и на других шахтах Донбасса рабочие последовали его примеру, а затем работники и других отраслей производства, что привело к так называемому "стахановскому движению". Много людей хотели равняться на него, их называли стахановцами. В честь стахановского движения были названы улицы в ряде городов Советского Союза.

15 февраля 1978 года с целью увековечения памяти выдающегося шахтёра, Героя Социалистического Труда Алексея Григорьевича Стаханова посёлок городского типа Кадиевка был переименован в город Стаханов.

Это единственный город в мире назван именем простого рабочего.

В городе также есть улица, названная в честь А. Стаханова.

( Просмотр видео)

К 50-летию стахановского движения в городе установлен памятник Алексею Стаханову, а 27 августа 1985 года город Стаханов награжден Орденом Трудового Красного Знамени. 


А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Физминутка

Мы по городу шагаем,

То, что видим, называем.

Светофоры и машины,

Школы, сад и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.


Продолжим путешествие в прошлое.

Были и сложные времена в нашем городе. В 1941 г. началась Великая Отечественная война, которая принесла людям голод, холод и болезни. Многие жители города ушли на фронт, защищать Родину.

В годы войны город всеми силами трудился для фронта и Победы.

С июля 1942 г. наш город был оккупирован фашистскими войсками. Чудовищные злодеяния творили гитлеровцы. Они расстреливали мирных жителей, живыми бросали людей в шахты.

Несмотря на жестокий террор, трудовая Кадиевка не покорилась захватчикам. Жители города встали на защиту родного города. В борьбу с оккупантами, не жалея жизни, проявляя мужество, вступили подпольная комсомольская группа и партизанский отряд.

- Почему жители города не покорились врагу? Что помогало им в трудные времена? (Высказывания детей)

Более 13 месяцев длилась оккупация города. 3 сентября 1943 года Кадиевку освободили части 91-й стрелковой дивизии Южного фронта.

Страшные раны были нанесены городу оккупантами. Были взорваны и затоплены все шахты вместе с оборудованием и механизмами, разрушены и сожжены заводы, электростанция, выведены из строя электросеть, водопровод, трамвай, разгромлены школы, библиотеки, клубы, больницы, поликлиники и другие учреждения.

Кадиевчане приступили к восстановлению родного города. На пятый день после освобождения уже работали три школы, поликлиника, почта, небольшая электростанция. Началось восстановление заводов, трудились сотни людей. Они приходили целыми семьями, приносили свой инструмент. С наступлением темноты трудились при  свете костров, и постепенно заводские территории очищались от мусора. Страна остро нуждалась в угле, особенно коксующемся, который добывали только на шахтах Кадиевки. Шахты тоже были восстановлены.

- Ребята, почему жители города смогли быстро восстановить свой город? (Высказывания детей)

Благодаря трудолюбию людей город смог вернуться к мирной жизни.

К 1950 году была полностью восстановлена промышленность Кадиевки.

Никогда не померкнет в памяти народной великий подвиг солдат-освободителей, ветеранов войны и труда, тружеников тыла, детей войны, которые отдали все, чтобы город не склонил голову перед немецко-фашистскими захватчиками.

На центральной площади Стаханова находится братская могила, в которой захоронен прах 56 подпольщиков и партизан, расстрелянных оккупантами. Памятник жертвам фашизма воздвигнут на месте захоронения около 1000 жителей, уничтоженных оккупантами. Горит Вечный огонь — неугасимая память живых о погибших во время страшной войны. В памятные дни сюда приходят жители города. 


- Пора возвращаться назад в современный город Стаханов.

Город вернулся к мирной жизни, рос, развивался. Открывались новые школы и детские сады, музыкальные школы. Появились бассейн «Дельфин», парк «Горняк», стадион «Победа», поликлиники, больницы. ( Просмотр фото города)

- У любого города есть символы. Это флаг и герб. Есть они и у нашего города. Давайте их рассмотрим. Какого цвета? Что видим? Что обозначает изображение?

- Послушаем гимн города, главную песню, прославляющую наш город. Авторами гимна города Стаханова являются композитор Б. Козлов и поэт В. Чистяков. (Дети слушают)


- Какие ваши любимые места в нашем городе, где любите бывать? Почему?

Какими словами можете описать наш город? (ответы детей)


- Город не был бы таким, если бы не было трудолюбивых людей. Каждый живущий в нашем городе, считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Много у нас есть горожан, наших земляков, которые делали и продолжают делать всё для того, чтобы город становился красивее, богаче. Мы можем гордиться этими людьми. Вы, ребята, ещё школьники, вам только предстоит делать великие и добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит знать его.



Игра-интервью «Что знаете о нашем городе?»

- В честь кого назван город?

- Как назывался раньше?

- Как называется улица, на которой вы живете?

- Какие ещё улицы города вы знаете?

- Кто мер нашего города?

- Где любят отдыхать взрослые и дети?

- Кому установлен памятник?


4. Подведение итога.

- Молодцы! Мы сегодня говорили об историческом прошлом нашего города, о том какой он сейчас. Своими ответами показали, что вы знаете и любите свой родной город  и по праву можете называться юными стахановцам. 

Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, каким вы хотели бы видеть наш город в будущем? Наша игра так и называется «Мечтатели». (Ответы детей)

- Отличные у вас мечты! И они обязательно сбудутся. Я верю, что вы все, повзрослев, сможете признаться в любви к нашему городу, кто-то стихами, кто-то песнями, а кто-то просто хорошими и добрыми делам. Ведь от нас с вами зависит будущее нашего города.

Прошлых лет поднимем занавес,
В днях былых большая сила:
И ударник, и стахановец –
До сих пор звучит красиво.


Не забыть шахтёрской доблести,
Не сломать святых традиций.

Вместе в радостях и горестях
Будем жить мы и трудиться.