Классный час
по теме
"Мои права и обязанности".
Цель:
Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.
Задачи:
Повторить определение понятий «права» и «обязанности»
формировать систему правовых знаний;
способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию
формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Место проведения: классная комната.
Время проведения: после уроков, продолжительность 40 мин.
Используемый материал:
Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки.
Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
Карточки, интерактивная презентация, видеоролик.
Для команд:
Слайд №1
Актуальность мероприятия:
1.В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство. Я, думаю, что большинство из вас со мной согласны. Всем доброго дня! Здравствуйте. Тема нашего классного часа
" Мои права и обязанности". Но я хочу, ребята, чтобы ваши знания сегодня не ограничивались рамками данного названия, а вышли за его пределы.
Дети принимают равное участие в занятии, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, с взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.
Форма – познавательно - игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
2. Настроимся на серьёзный разговор, но сначала давайте снимем напряжение и расслабимся.
Как видите в руках у меня клубок ниток, давайте сыграем в игру. Я называю свое Имя и говорю что-то приятное своему соседу, а он передает конец нити своему соседу с хорошими пожеланиями. После того как нить обойдет всех ребят, задаются вопросы: - С чем можно сравнить наш клубок (с жизнью) - А если сейчас сможем найти конец нашей нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.) - Что будет если запутать нашу нить? А применительно к нашей жизни?
У: Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.
Ход мероприятия:
На доске
Памятка «Важные правила» (слайд 2)
1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
Организационный момент. (2 мин.)
Учитель: Я напоминаю: тема нашего классного часа «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?
Объяснение материала (10 мин.)
Учитель: Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».
(слайд 3)
Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.
Учитель: Что такое, например, право на жизнь?
(Ответы учеников)
Учитель: Хорошо, подводим итог: право на жизнь- это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.(ученики)
Учитель: Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права. О каких правах идёт речь? Где эти права прописаны? ( В Конвенции, а,что такое Конвенция о правах ребёнка?).
(слайд 4)
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.
Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.
Учитель: Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?
(Ответы учеников)
Учитель: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.
Закрепление пройденного материала. (22 мин.)
Учитель: С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку. Давайте поработаем.
1 задание. Составление таблицы (слайд 5)
Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. (Слайд №6)
| Что я делал(а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) |
1 | Ночью спал | |
2 | Завтракал, обедал | |
3 | Смотрел телевизор | |
4 | Сходил в школу | |
5 | Лечил зубы | |
6 | | Право на всестороннее развитие |
7 | | право на отдых и досуг |
8 | | право на справедливое вознаграждение |
9 | | право на свободу мирных собраний |
10 | | право на свободу убеждений и на их свободное выражение |
Ответы детей.(Слайд №7)
| Что я делал(а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) |
1 | Ночью спал | Право на отдых и здоровье |
2 | Завтракал, обедал | Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье |
3 | Смотрел телевизор | Право на доступ к информации и СМИ |
4 | Сходил в школу | Право на образование |
5 | Лечил зубы | Право на медицинскую помощь. |
6 | Посещал кружки и секции | Право на всестороннее развитие |
7 | Играл в компьютер | право на отдых и досуг |
8 | Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку | право на справедливое вознаграждение |
9 | Встречался с друзьями | право на свободу мирных собраний |
10 | отвечал на уроке. Защищал свое мнение. | право на свободу убеждений и на их свободное выражение |
Учитель:Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.
Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Совместное обсуждение и правильный ответ ( это для одной группы, другая группа занимается созданием знаков, пиктограмм или рисунков на заданную темуЗадание для 2-й группы:
придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о правах
1)право на развитие, учёбу,
2) право на защиту,
3) право на семью или придумайте своё название на тему "Право".
– Расскажите о придуманных знаках (защита пиктограмм).
Первая группа разбирает ситуации:
Ситуация 1. (слайд 8)
На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?
Правильный ответ:
Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.
Ситуация 2. (слайд 9)
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Правильный ответ:
Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.
Ситуация 3. (слайд 10)
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.
Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?
Правильный ответ:
Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Ситуация 4. (слайд 11)
Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.
Вопрос: Почему были не правы мальчики?
Правильный ответ:
Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.
Ситуация 5. (слайд 12)
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос. Будут ли ребята наказаны?
Правильный ответ:
Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
Ситуация 6. (слайд 13)
Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.
Вопрос. Какие обязанности они нарушили?
Правильный ответ:
Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Ситуация 7. (слайд 14)
В кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя.
Вопрос. Нарушается ли право на получение информации?
Правильный ответ:
НЕТ. Данная информация может нанести нравственный вред детскому здоровью
А сейчас давайте послушаем, что у нас получилось у группы, которая работала над созданием рисунков, знаков на тему "Право".
Хорошо, наше обсуждение прав и обязанностей продолжает следующая рубрика:
Задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».
Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено (слайд №15)
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?(“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк).
(слайд №16)
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
(слайд №17)
3.В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
(слайд №18)
4.Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?(“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
(слайд №19)
5.В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
(слайд №20)
6.В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).
А сейчас поменялись местами: одна группа подумает над заданием " Я имею право", внимательно посмотри на экран, послушайте задание:
ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!» (слайд 21)
Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.
ж | и | О | б | р | о | в | а |
И | З | Н | Ь | А | З | З | Н |
Н | Д | И | У | Ж | Е | А | И |
Х | И | М | В | А | Н | Б | Е |
Ы | В | Я | С | У | И | О | Т |
Д | И | Д | О | Г | Е | Х | У |
Т | Д | Л | Ь | С | Т | Ы | О |
О | У | А | Н | О | Ь | Д | Т |
Вам выдаю задание на листе бумаге, постарайтесь найти как можно больше слов, а в это время вторая группа отвечает на вопросы викторины:
Викторина!!!
А сейчас возвращаемся к заданию, прочитайте найденные слова.
ж | И | О | б | р | О | в | а |
И | З | Н | Ь | А | З | З | Н |
Н | Д | И | У | Ж | Е | А | И |
Х | И | М | В | А | Н | Б | Е |
Ы | В | Я | С | У | И | О | Т |
Д | И | Д | О | Г | Е | Х | У |
Т | Д | Л | Ь | С | Т | Ы | О |
О | У | А | Н | О | Ь | Д | Т |
Правильный ответ: (слайд 22) Жизнь
Образование
Отдых
досуг
индивидуальность
уважение
имя
Заботу
Конкурс. “Песня о правах”.
Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.
“В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
“Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
“Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).
“ На крутом бережку” (право на отдых).
“Наташка-первоклашка” (право на образование).
“Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян).
Спасибо большое за работу. А сейчас давайте вспомним даты, которые должны знать и взрослые и дети, они касаются международных праздников, прав человека. Ребята, какие даты, Вам известны?
Слайд 23
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.
20 ноября – Всемирный день прав ребенка.
10 декабря – День прав человека.
Игра. Я уважаю твое право…
Учитель: Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):
«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»
Подведение итогов. (5 мин.)
Учитель: А теперь, давайте подведем итоги нашего мероприятия.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу- ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.”
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал:
Мудрец:“Все в твоих руках”.
Зная права и выполняя свои обязанности, мы, таким образом, правильно выстраиваем свою жизнь, ограничиваем себя от опасностей, помогаем младшим избежать неприятных ситуаций, одним словом, мы хорошо и надёжно вооружены, а кто вооружён, тот надёжно защищён. Я всем желаю мирного неба, хорошего знания законов, благополучия во всём.
4