Классный час «Моя ответственность перед законом»
Цель:
- Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних,
-Воспитание правового сознания учащихся
-Ознакомить учащихся со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия;
-Ознакомление подростков с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях». «Уголовным кодексом».
Форма проведения: беседа.
I. Вступительное слово.
Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый из вас, осознает, что он совершает поступки, которые потом трудно будет исправить.
Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Наиболее распространенные - имущественные преступления (кражи, грабежи). Далее идут угоны транспортных средств, хулиганства и преступления против личности. Каждое третье преступление совершалось группой.
Преступления совершаются как в вечернее время, так и в дневное. Преступления даже стали совершать ученики начальных классов.
Как же мы будем жить дальше?
Много зависит от того, какую цель поставил каждый из вас перед собой.
Не оступиться в жизни – трудно. А стать настоящим человеком, гражданином своей страны очень сложно.
Некоторые думают: «Вот нарушу закон, мне ничего не будет, значит, я сильный, ничего не боюсь». Все не так, а наоборот. Нарушил закон, значит ты ищешь лёгких путей в жизни. Какой же ты сильный?
Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни и должны быть готовы нести ответственность за свои поступки самостоятельно. Чтобы стать настоящим гражданином своей страны надо только знать закон и соблюдать его. Давайте постараемся разобраться сегодня.
Для начала давайте разберёмся, что такое проступок и преступление. Потому что многие из вас путают эти два понятия.
Проступок и преступление не одно и то же. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.
Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Но правильно ли поступает Дима? Почему? ( В законе об образовании написано, что каждый ребёнок должен получить образование)
- Что же тогда совершил Дима? (проступок)
- Какое наказание может получить за такой проступок школьник?
Ситуация № 2. Старшеклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия старшеклассников, как проступок или преступление?
Действия старшеклассников действительно противозаконны. Они совершили вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Проступок- это нарушение, которое не вредит другим людям, обществу.
Преступление – это то серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, приносящее вред людям, обществу.
Давайте попробуем определить, какие действия людей будут проступком, а какие преступлением.
(красные карточки – преступление, зелёные – проступок)
- обозвал одноклассника
- тайно взял чужую вещь
- курит в туалете
- угнал машину
- убежал из дома
- похитил человека
- продавала наркотики
- опаздывает на уроки
- толкнул одноклассника, тот упал на камень и умер
- За каждый проступок или преступление человек несёт ответственность.
Какие виды ответственности вы знаете?
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1.Уголовная ответственность – самая строгая ответственность, ответственность за нарушение законов. Она наступает за преступления, которые опасны для людей и общества: убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство.
- Со скольки лет наступает уголовная ответственность?
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Представьте себе ситуацию: 14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13-летнего Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация. Под какие юридические нормы попадает «шутка» несовершеннолетнего Саши?
– Статья 87 гласит:
Статья 87: Уголовная ответственность несовершеннолетних
1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать.
2. Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образования.
3. Срок лишения свободы не может превышать 10 лет.
4. Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.
Статья 88. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: – штраф;– обязательные работы; – исправительные работы; – арест; – лишение свободы на определённый срок.
Какие условия будут работать на нас и оградят нас от таких обстоятельств?
Нормальная семья, отсутствие вредных привычек, возможность получения хорошей профессии, удовлетворяющей материальные и духовные потребности.
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Статья 3.2. Виды административных наказаний.
1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: – предупреждение; – административный штраф; – изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; – лишение специального права, предоставленного физическому лицу; – административный арест; – конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; – административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; – дисквалификация.
Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(минимальный размер оплаты труда в СО – 5895 рублей)
Статья 7.27. Мелкое хищение. Мелкое хищение чужого имущества путём кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений – влечёт наложения административного штрафа в размере до трёхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб – пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных спец. служб – влечёт наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
3. Разбор ситуаций:
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
№5 Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.
В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную работу. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).
Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.
С какого возраста человек отвечает по всей строгости закона за подобные «шутки»? (ребята отвечают).
с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!
2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
- Сейчас мы с вами немного отдохнём и в шуточной форме повторим права человека.
Вспомните сказки (на слайде)
Учитель: Сейчас мы проведем шуточную «Блиц – викторину».
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
Учитель: Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.
Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:
- Я не знал, но сегодня узнал, что...
- Меня удивило, что...
- Я сделал вывод, что...
- Новым для меня было...
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника( )
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде ( )
3. Избил одноклассника ( )
4. Совершил кражу мобильного телефона.( )
5. Совершил прогул в школе ( )
6. Переходил дорогу в неположенном месте. ( )
7. Разбил мячом окно. ( )
8. Нецензурно выражался в общественном месте. ( )
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника( )
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде ( )
3. Избил одноклассника ( )
4. Совершил кражу мобильного телефона.( )
5. Совершил прогул в школе ( )
6. Переходил дорогу в неположенном месте. ( )
7. Разбил мячом окно. ( )
8. Нецензурно выражался в общественном месте. ( )
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника( )
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде ( )
3. Избил одноклассника ( )
4. Совершил кражу мобильного телефона.( )
5. Совершил прогул в школе ( )
6. Переходил дорогу в неположенном месте. ( )
7. Разбил мячом окно. ( )
8. Нецензурно выражался в общественном месте. ( )
-А начать я хочу с притчи (близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, без прямого наставления)
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”. Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: “Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”.
- Я очень надеюсь на то, что мы вместе кормим доброго волка, потому что “Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой”.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей
Родина-мать, умей за нее постоять
Своя земля и в горсти мила
Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит
На чужой сторонушке рад своей воронушке
Жить - Родине служить.
Родиной мы называем и нашу страну, которая имеет официальное название – Российская Федерация. У каждой страны есть свои государственные символы. Как вы думаете, какие главные символы любого государства? (мнения детей). Правильно – это государственные герб, гимн и флаг страны. Кроме того, в каждом государстве есть самый главный свод законов.
В нашей стране главным законом является Конституция Российской Федерации. В честь дня принятия текста основного закона объявлен государственный праздник – День Конституции.
День Конституции – официальный праздник и отмечается он 12 декабря, т.к. именно
12 .12. 93 года всенародным голосованием была принята Конституция, а с 19 сентября 1994 года этот праздник стал государственным.
Конституция – это основной закон государства. В нем написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами в том числе. Давайте познакомимся с одной её главой. она называется «Права и свободы человека и гражданина». Как вы думаете, о чем написано в этой главе? (мнения учеников). Правильно, в этой главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.
Как вы думаете, какие права есть у каждого гражданина нашего государства? (мнения учеников).
Откройте текст Конституции РФ, статья 19.
Статья 19.
Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой национальной, языковой, религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и равные возможности для их реализации.
Как вы понимаете значение этой статьи Конституции РФ? (мнения учеников). Полностью понять значение этих строк вам поможет 18 ст Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»
Главный закон нашей страны утверждает, что «каждый имеет право на жизнь». Поэтому покушение на жизнь человека карается законом.
«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию», - записано в Конституции РФ.
Согласно Конституции:
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту соей чести и доброго имени.
Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых и иных сообщений.
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ может беспрепятственно вернуться в РФ.
Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания.
Каждый имеет право на образование.
Каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В Конституции закреплены еще много прав и свобод граждан РФ.
Н-р, ст 38, части 1-3:
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Значит, и вы находитесь под защитой государства. Об этом надо помнить, гордиться этим, но и строго следить за своим поведением, чтобы ваши поступки соответствовали требованиям Конституции РФ.
Но в Конституции указаны и обязанности граждан РФ. Как вы думаете, какие это обязанности? (мнения учеников). Да, это обязанность охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду, соблюдать юридические законы и т.д.
Учитель:
В 4 главе Конституции РФ описываются символы нашего государства: ФЛАГ, ГЕРБ, ГИМН.
ФЛАГ: прямоугольное полотнище с тремя равными полосами: белая, синяя, красная.(сверху вниз). Белый символизирует чистоту устремлений, синий – волю к миру, красный – готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг был принят в 1991 году.
Где мы можем видеть флаг? Почему именно в этих местах принято использовать флаг РФ? (мнения учеников)
ГИМН –официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Музыка –Александра Александрова, текст Сергея Михалкова, утв. Указом Президента РФ от 30.12.2000г. №2110.
Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя уважение к торжественной песне своей страны.
ГЕРБ – четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами, и над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Государственная символика и её элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.
Надеюсь, вам теперь понятно, что отдавая почести символам государства, соблюдая Конституцию РФ, мы проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Подведение итогов.
Можно провести диалог в учащимися по таким вопросам:
Что такое Конституция РФ?
Когда была принята Конституция РФ?
Какие государственные символы вы знаете?
Сколько полос на флаге России, какова их последовательность, что обозначают цвета флага?
Что из себя представляет герб России?
Кто знает наизусть гимн РФ?