СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовой классный час «Моя ответственность перед законом»"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дана разработка классного часа на правовой неделе

Просмотр содержимого документа
«Правовой классный час «Моя ответственность перед законом»"»



Классный час

«Моя ответственность перед законом»


- (Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

-Воспитание правового сознания учащихся.

-Ознакомить учащихся со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия.

-Ознакомление подростков с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях».)


Форма проведения: беседа.


Высказывания:

«С людьми живи в мире, а с пороками – сражайся» (Латинская пословица).


План классного часа:

1. Вступительное слово

2. Информационный блок:

1 Виды ответственности 2. Разбор ситуаций. 3. Подведение итогов. 4.Рефлексия.


Ход классного часа

I. Вступительное слово.

Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый человек осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.

Ежегодно в России подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.

В каждом из нас есть противоречивые чувства. Много зависит от того, какие цели поставил каждый из вас перед собой. Не оступиться в жизни трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно.

Настоящий гражданин своей страны должен знать Закон и соблюдать его. А какой главный Закон страны? Давайте постараемся разобраться сегодня.

2. Информационный блок.

Какие виды ответственности вы знаете?

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабѐж, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу уголовная ответственность

наступает с 14 лет.

Представьте себе ситуацию: 14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 12-летнего Колю. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Коля скончался в больнице. Страшная, но такая ситуация была в области. Под какие юридические нормы попадает поведение несовершеннолетнего Саши? – Статья 87 гласит:

Статья 87: Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать.

2. Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образования.

3. Срок лишения свободы не может превышать 10 лет.

4. Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

Статья 88. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определѐнный срок.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности, оскорбления. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»

Статья 2.1. Административное правонарушение. 1.Административным правонарушением признаѐтся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Статья 2.2. Формы вины.

1.Административное правонарушение признаѐтся совершѐнным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (тайно взял чужую вещь, обозвал одноклассника, убежал из дома, сорвал урок)

2. Административное правонарушение признаѐтся совершѐнным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах – влечѐт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечѐт наложение административного штрафа в размере от трѐх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечѐт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трѐх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, учёбу, прогулы без уважительной причины.

4. Гражданско - правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

3. Разбор ситуаций:

№1. Серѐжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

Ситуация № 3. Старшеклассники Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно оценить действия старшеклассников, как проступок или преступление?

Действия старшеклассников действительно противозаконны. Они совершили вымогательство — преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.


№4. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№5. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№6. Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.

В каждой школе есть ученики, которым не хочется учиться. Однажды прогульщик позвонил в полицию : «В школе заложена бомба!». Оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).

Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

С какого возраста человек отвечает по всей строгости закона за подобные «шутки»? (ребята отвечают).

С 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура района привлечёт родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6-ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!

Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника (Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Ударил, избил человека (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона (У)

5. Прогулял уроки (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

А как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему?

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам?

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы сотрудника полиции, не бояться, говорить правду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3. Хулиганство (драка, порча имущества, оскорбления, фото и видеосъёмки на уроке, в перемены на сотовые телефоны, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа вещей.

5.Злостное неповиновение.

А теперь поговорим о ваших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия?

Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы?

Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции, только в присутствии ваших родителей. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете?

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям (законных представителей). Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге и при законных представителях.

Подведение итогов.

Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что…

- Меня удивило, что…

- Я сделал вывод, что…

- Новым для меня было…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!