СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Мужчины с Марса, женщины с Венеры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение представления учащихся о межличностных отношениях представителей противоположного пола

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мужчины с Марса, женщины с Венеры"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»














Классный час:

«Мужчины с Марса, женщины с Венеры»

для учащихся 9-х классов







Работу выполнила

Аверина С.В.,

учитель математики

1 категории







г. Пермь

Цель: расширение представления учащихся о межличностных отношениях людей противоположного пола.


Задачи:

- разобрать примеры традиционных, общепринятых стереотипов поведения мужчины и женщины;

- рассмотреть понятия мужественности и женственности;

- формировать положительное отношение к таким нравственным качествам, как тактичность, сдержанность, принципиальность, уступчивость, общительность, доброжелательность;

- воспитывать нетерпение к распущенности, вульгарности;

- способствовать созданию позитивной нравственной атмосферы в классе,

- способствовать укреплению дружбы между мальчиками и девочками.


Ход классного часа:

1.Вступительное слово «Давайте познакомимся!».

Широко известный американский психолог, эксперт в области человеческих и семейных отношений Джон Грей написал книгу «Мужчины с Марса, женщины с Венеры».

Вопросы учащимся:

- Как вы думаете, о чем эта книга? (О взаимоотношениях мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин.)

- Почему автор выбрал именно такое название для книги? (Хотел подчеркнуть разность характеров представителей противоположного пола.)

Женщины по своей психологии крайне отличаются от мужчин. Из этого следует огромное количество проблем и недопонимания. Некоторые люди уверены, что мне прилетели с разных планет! В семейной и повседневной жизни крайне важен метод решения возникающих проблем. Из-за различности между мужчинами и женщинами очень часто происходят недопонимания, ссоры и конфликты на этой почве. Произведение «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» помогает понять, как на одни и те же проблемы и недопонимания смотрят представители того и другого пола. 

- Как вы думаете, почему автор решил поселить мужчин на Марсе? (Марс - бог войны, мужчины тянутся к железу, оружию, им свойственна агрессия, они любят драться.)

- А почему женщин автор считает пришельцами с Венеры? (Венера в римской мифологии - богиня садов, красоты и любви. В этом, по мнению автора, состоит призвание женщины.)

Различия полов наиболее ярко проявляются в физиологии и заметны с самого рождения. Девочки-младенцы сильнее, чем мальчики, реагируют на шум, дискомфорт от влаги и холода, более чувствительны к прикосновениям, к горькому и сладкому, а мальчики и мужчины – более чувствительны к соленому. Мускулатура девушек развита слабее. Жировая ткань у мужчин иная, у них нет подкожного жира, но больше мускульной массы, поэтому они легче теряют вес. У мужчин шире грудная клетка, но более узкий таз. Женщины также отличаются от мужчин более тонкой талией. Такое телосложение женщины обусловлено ее функциями деторождения.

Половые различия проявляются и в отношении численности мужского и женского пола. В младенческом возрасте численность мальчиков, как правило, превышает количество девочек. Затем это соотношение меняется в сторону сокращения количества мальчиков. Смертность вследствие перенесенных болезней, травм, несчастных случаев выше среди мальчиков, чем среди девочек, и обусловлена особенностями «мужского поведения»: рискованные игры, опасное любопытство и другое. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин составляет в среднем 11-13 лет. Причиной этого является не только более слабая, по сравнению с женским, жизнеспособность мужского организма, но и социально-психологические факторы: пренебрежительное отношение к своему здоровью, неумение эффективно справляться со своими стрессами, склонность к вредным привычкам увлечение опасными для жизни и здоровья видами спорта. Кроме того, социальная роль мужчины возлагает на него функции «защитника» и «спасателя» в экстремальных ситуациях.

С древнейших времен в мальчиках, юношах, мужчинах ценилась и воспитывалась мужественность, а в девочках, девушках, женщинах - женственность. Посмотрим, как проявляются эти качества.

- Какие школьные предметы нравятся мальчикам, а какие предпочитают девочки? (Мальчики любят труд, физкультуру, историю, математику; девочки - литературу, музыку, биологию, рисование.)

- Какими видами спорта больше увлекаются мальчики, а какими - девочки? (Мальчики любят походы, лыжи, спортивные игры, связанные с силой, активными действиями (футбол, борьбу, хоккей). Девочкам нравятся виды спорта, связанные с гибкостью, пластичностью, красотой движений (фигурное катание, гимнастика, синхронное плавание.))

- Какие домашние обязанности выполняют мальчики, а какие девочки? (Мальчики помогают в ремонте, в работе на садовом участке, ходят в магазин. Девочки ухаживают за младшими братьями и сёстрами, создают уют, поддерживают чистоту и порядок, учатся шить, вязать, готовить.)

- Какими прилагательными можно охарактеризовать мальчиков? (Серьезные, решительные, смелые, самостоятельные, уверенные в себе.)

- Какими прилагательными можно охарактеризовать девочек? (Добрые, сентиментальные, нежные, заботливые, ласковые.)

Итак, девочки осваивают внутренний мир - мир чувств, эмоций и переживаний. Они проявляют больший интерес к хозяйственно-бытовой сфере жизни и к человеческим взаимоотношениям. Предпочитают спокойные игры, связанные с общением. Женский способ самоутверждения - опека над младшими, желание быть привлекательной, произвести приятное впечатление.

Мальчики - деятели, открыватели внешнего мира: их привлекает все новое, неизведанное, интересное. В играх склонны к активным действиям. Для самоутверждения они прибегают к таким средствам, как сила, смелость, ловкость, выносливость.

Итак, можно сказать, что женщины - это коммуникаторы, а мужчины - деятели. В связи с этим у девочек раньше возникает и сильнее проявляется потребность во взаимопонимании, психологической близости. Они усиленно осваивают духовный мир. Мальчиков больше привлекает мир материальный.

- Как вы думаете, для чего нужно знать особенности характера и поведения женщин и мужчин? (Для того, чтобы понимать друг друга, для более успешного общения.)


2.Тестовые ситуации «Особенности поведения мужчин и женщин».

- Два человека разного пола пробуют конфеты. Один разворачивает обертку и сразу кладет конфету в рот, а другой надкусывает и смотрит, какая в конфете начинка. Кто интересуется начинкой: мужчина или женщина? (Женщина. Женщины более любопытны в области хозяйственно-бытовых отношений, поэтому их будет больше интересовать содержание конфеты.)

- Муж и жена находятся вечером дома. Вдруг обнаруживается, что заболел их маленький ребенок. У него насморк, недомогание, но температуры нет. Один из супругов хочет вызвать скорую помощь, а другой уговаривает его подождать до утра и, если состояние ребенка ухудшится, вызвать участкового врача. Кто предлагает успокоиться и вызвать врача только утром: мужчина или женщина? (Мужчина. Мужчины более рациональны и менее подвержены эмоциям, они склонны более трезво оценивать обстановку. Женщины чаще тревожатся и сильнее, чем мужчины, переживают чувство страха.)

- Муж и жена, путешествуя в машине, попадают в незнакомый город. Им нужно отыскать гостиницу. Один из них пытается расспросить прохожих, а другой говорит, что этого делать не надо. Лучше отыскать местоположение гостиницы по имеющейся у него схеме. Кто из супругов расспрашивает прохожих, как добраться до гостиницы, а кто при этом пользуется схемой? (Жена расспрашивает прохожих, так как женщины лучше владеют разговорной речью, они более общительны. Муж использует схему. Мужчины имеют более развитое пространственное воображение, лучше ориентируются по картам и схемам.)

- В компании на вечеринке возникают различного рода беседы. Гости разделились на мужчин и женщин. Одна группа гостей оживленно обсуждает проблемы на производстве. Вторая группа - тайны черной и белой магии, астрологические прогнозы. Кто из гостей увлечен разговорами о магии и астрологии: мужчины или женщины? (Женщины. В силу своего эмоционального склада они больше, чем мужчины, интересуются религиозно-мистическими вопросами. Мужчины, как правило, считают эти увлечения ерундой. Они больше бывают озабочены работой и продвижением по службе.)


3.Правила этикета.

Особенности мужской и женской психологии очень важно учитывать в общении. Настоящая культура поведения во все времена и во всех странах мира наиболее ярко проявлялась в отношении к женщине. Недаром на Востоке существует поговорка: «Золото испытывают огнем, женщину - золотом, а мужчину - женщиной». Уважение, трепетное отношение к женщине нашло отражение в правилах этикета.

Некоторые из этих правил непонятны современному человеку. Например, почему мужчина, идя по улице с женщиной, должен находиться с левой стороны? (Мужчины раньше носили шпагу с левой стороны - в любой момент было удобно правой рукой ее обнажить, шпага не мешала даме, не била по ногам, не портила вещи)

Заботой о женщине можно легко объяснить и другие правила этикета.

- Почему, спускаясь или поднимаясь по лестнице, мужчина должен идти на 1-2 ступеньки ниже своей спутницы? (Чтобы поддержать ее, если она споткнется.)

- Почему при входе в помещение мужчина открывает перед женщиной дверь, а сам входит за ней? (Раньше двери были тяжелыми, открыть их было нелегко.)

- В присутствии женщин мужчины не курят или спрашивают разрешения у женщин, можно ли закурить. (Раньше женщины не курили, а мужчины берегли их здоровье.)

- Считается неприличным, если сидящий мужчина разговаривает со стоящей женщиной. Почему если мужчина сидит, а к нему стоя обращается женщина или человек старше его, он должен встать? (Это унизительно для мужчины, ведь в этом случае женщина смотрит на него сверху вниз, как на маленького и слабого.)

- При знакомстве или приветствии первой подает руку женщина, она даже может не снимать при этом перчатки. Что это означает? (Считалось, что протянутая рука - знак доверия, так женщина выражает свое отношение к мужчине.)

- Почему, приветствуя женщину, мужчина должен был снимать головной убор (появилось даже выражение «снимаю перед вами шляпу»)? (Корни этого обычая уходят в Средние века, когда рыцарь, поднимая забрало или снимая шлем, показывал свои мирные намерения. Этот жест также свидетельствовал об уважении и доверительном отношении к собеседнику. Позже кавалерам полагалось снимать головные уборы в присутствии дам. Это знак особого уважения к женщине, преклонения перед ней.)

Правила этикета требуют от мужчины боготворить женщину, как мать и избранницу, приходить к ней на помощь, проявлять мужество при защите ее чести, в ее присутствии быть вежливым и тактичным. Но, к сожалению, в наше время рыцарей становится все меньше и меньше.



4.«Закончи предложение»

Задание учащимся: закончить предложение.

- Я не люблю, когда мальчики ...

- Я не люблю, когда девочки ...

- Мальчик всегда будет симпатичен и интересен, если он ...

- Девочка всегда будет интересна и привлекательна, если она ...

- Настоящий мужчина - это тот, кто ...

- Настоящая женщина - это та, которая ...


5.Понятия «женственность» и «мужественность»

Какой же мальчик не хочет быть мужественным? И какая же девочка не хочет быть женственной? Только понимают эти слова все по-разному.

- Какие поступки свидетельствуют о мужественности? (Заступиться за слабого, за женский пол, помочь товарищу, не молчать, когда оскорбляют твою веру, твои идеалы и другое.)

- Какие поступки несовместимы с мужественностью? (Хвастовство, рассказы о любовных победах, жалобы, болтливость, ябедничество, трусость, предательство и другое.)

В социологическом словаре даётся следующее понятие мужественности – это характерная форма поведения, ожидаемая от мужчин в рамках данной культуры (сильная воля; волевой облик; способность к внутренним усилиям для достижения цели; способность к мобилизации внутренних сил в нужный момент). Мужественность, как правило, ассоциируется со смелостью, решительностью, твердостью, рациональностью, умением быть защитой и поддержкой для более слабого. Для женщины мужчина олицетворяет «сильное плечо», «главу семьи», «хозяина». Даже само слово «замужем» переводится как «быть за мужем», то есть под его покровительством, защитой, «как за каменной стеной».

- Как вы считаете, мужественность свойственна современным юношам, мальчикам? (Современные мальчики теряют мужественность - они носят серьги, браслеты, цепочки, красят волосы, у них не хватает мужества, чтобы заступиться за слабого, за себя не могут постоять).

- В каких поступках проявляется женственность?

- Какие поступки несовместимы с женственностью?

В Википедии понятие женственности даётся следующим образом - совокупность качеств, традиционно приписываемых женщинам или ожидаемых от женщин, таких как любовь, доброта, чувствительность, нежность, мягкость, жертвенность, сострадание. Понятие женственности в нашей культуре подразумевает прежде всего огромный потенциал материнской любви. У женщины очень развит инстинкт попечительства, обусловленный материнством и ответственностью за продолжение рода.

- Как вы считаете, женственность свойственна современным девушкам, девочкам? (Современные девочки утрачивают женственность - они носят джинсы, ругаются матом, курят, пьют, занимаются единоборствами, играют в футбол.)

На самом деле женственность и мужественность никуда не делись. В наше время, как и тысячи лет назад, женщина и мужчина сохранили свои роли, которые были предназначены им самой природой. Но эти качества, к сожалению, внутренние, а не внешние.


6.Заключение.

Каждый мальчик может стать настоящим мужчиной, а каждая девочка - настоящей женщиной. Каждый из вас может стать настоящим человеком. Как это сделать? Вот как отвечает на этот вопрос Л.Н. Толстой в книге «Путь жизни»: «Жизнь наша дурна. Отчего? Оттого, что люди дурно живут. А люди живут дурно оттого, что сами люди плохи. Стало быть, для того чтобы жизнь перестала быть дурной, надо переделать людей из плохих в хороших. Как же это сделать? Всех никто переделать не может, себя же переделать всякий может... Так что, если все люди поймут, что каждый может не других, а сам себя исправить, то есть из плохого сделать хорошим, и станут исправлять сами себя, то тотчас же и вся жизнь станет лучше».

Другими словами, человек сам себя воспитать должен, определить, что в себе нравится, а что нет, подумать о том, каким он хочет быть, и начать работать над собой.



6