«МЫ И ТЕАТР»
Цель: Формирование творческой личности ребенка средствами театральной педагогики.
Задачи:
-закрепить и расширить у детей знания о разновидностях театров, профессиях людей, работающих в театре; правилах поведения в театре,
-формирование коммуникативных качеств, воспитание чувства коллективизма;
-развитие интонационной выразительности речи, пантомимических навыков, воображения, логического мышления, творческой инициативы;
Материалы: мультимедийное оборудование, презентация «Театр», билеты –карточки, «сосуд знаний».
План:
1. Заполнение сосуда знаний (на доске)
2. История возникновения театрального искусства (Древняя Греция)
3. Виды театров. Театры в г.Уфа
5. Загадки про театральные профессии (разделение учеников на 2 группы)
6. Правила поведения в театре (работа в группах)
7. Речевая разминка (работа совместная, отдельно по группам)
8. Этюд – действие с воображаемыми предметами (индивидуально – по желанию)
9. Театральная афиша.
10. Рефлексия – заполненный сосуд, аплодисменты.
Ход классного часа:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех сегодня видеть, и хочу пригласить вас в одно интересное место.
Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает.
- О чем мы сегодня будем говорить, как вы думаете? (О театре)
- Что такое театр? (Учащиеся высказывают свое мнение)
Театр-это удивительное место. Где показывают спектакли, звучат музыка и стихи, где танцуют и поют. Там можно и посмеяться, и поплакать, есть над чем задуматься и чему поучиться и удивиться.
- Мы сегодня БУДЕМ НАПОЛНЯТЬ ПУСТОЙ СОСУД ЗНАНИЯМИ О ТЕАТРЕ (показать сосуд; на магнитно – маркерной доске изображен контур сосуда). Я его буду заполнять по вашим ответам, по мере того, как будут выполняться игровые задания.
- Как вы думаете, почему именно о театре сегодня пойдет речь?
В целях дальнейшего развития театрального искусства 2019 год в Российской Федерации объявлен ГОДОМ ТЕАТРА
- ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
-Как вы думаете, а сколько лет театру?
Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной лет назад. Годом возникновения театра принято считать 534год до нашей эры.
- А какая страна является родиной театра?
Правильно, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Жители этой страны строили театры под открытым небом, в театре была сцена и высокие зрительные места. У театра были свои музы-покровительницы: Мельпомена – муза трагедии и Талия – муза комедии.
В то время в театре могли играть только мужчины, женщин не допускали. Все актеры играли в масках.
В ДРЕВНЕЙ РУСИ тоже были свои актеры – скоморохи. Кстати, слово скоморох тоже пришло из Греции, оно означало «мастер шутки». Они странствовали по городам и устраивали представления на городских площадях во время ярмарок.
ПРОШЛИ ГОДЫ, в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступают актёры, которые показывают спектакли для нас, для зрителей.
Ребята, мы узнали историю возникновения театра, и наш сосуд стал наполняться знаниями (прикрепление карточки внутрь сосуда)
- ВИДЫ ТЕАТРОВ
-Ребята, вы знаете, какие бывают театры? Театры бывают разные, например:
В Драматическом театре ставят специально написанные произведения для исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем, драмы – произведения с серьезным содержанием и со счастливым концом, трагедии – произведения, которые заканчиваются печально.
В Музыкальных театрах ставятся оперы, где герои вместо слов выражают свои чувства пением, балеты – выражение чувств движением.
Есть Театры зверей, где актёрами являются животные и птицы.
Есть театры Кукол. Здесь главными героями являются куклы, которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники
Куклы бывают разные: перчаточные – они надеваются на руку, тростевые - к рукам куклы приделаны трости, пальчиковые - одеваются на пальцы руки, ростовые куклы - которые бывают по росту на много выше человека, марионетки - Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину , где сходятся все нити, идущие от куклы. Марионетки могут ходить, садиться, двигать руками и ногами одновременно, танцевать, наклоняться.
Театр теней - В этом театре кукол и людей совсем не видно, видны только их тени.
Театр одного героя (моноспектакль) - Это спектакль с единственным исполнителем.
Театр пантомимы - Актёры используют пластику человеческого тела, мимику без использования слов.
А КАКИЕ ТЕАТРЫ ЕСТЬ В НАШЕМ ГОРОДЕ?
- русский драматический театр
- театр оперы и балета
- театр кукол
- татарский театр «Нур»
- башкирский театр драмы им. М.Гафури
- национальный молодёжный театр им. М.Карима
- театр «Перспектива»
-Мы с вами поговорили о видах театра и заполним еще часть сосуда (выкладываем часть сосуда знаний на магнитную доску).
Я предлагаю вам отгадать загадку, о профессиях людей, работающих в театре. Кто, отгадает, получает цветной жетон и садится за одну из парт.
- Загадки ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ
Есть в оркестре дирижёр,
А в театре – РЕЖИССЁР.
Что напишет сценарист,
То покажет нам… АРТИСТ.
У костюмов есть размер –
Это знает… КОСТЮМЕР.
Картину оживил новатор,
Художник сцены… ДЕКОРАТОР.
Давайте последнюю загадку загадаем членам жюри, пусть они попробуют ответить:
Был человек, а стал – актёр,
Его преобразил… ГРИМЁР.
(отвечая на вопросы и получая жетоны, дети делятся на две группы, садятся за парты)
-Профессии людей, работающих в театре, вы разгадали, пополним сосуд знаний (выкладываем часть сосуда знаний на магнитную доску).
В театре работают люди разных профессий, и мы должны уважать их труд. А наше уважение заключается в соблюдении правил этикета. Я хочу проверить, а знаете ли вы,
- КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ В ТЕАТРЕ?
Каждая группа получает карточки, на которых написаны правила поведения в театре.
Прочтите, обсудите и найдите в них ошибки.
(Текст написан на карточках, дети в группах зачитывают их по очереди)
- Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы.
Надеюсь, вы поняли, что это игра в “перевертыши”? Пожалуйста, сами постарайтесь поставить все с головы на ноги. (ученики обсуждая информацию, сами находят ошибки.)
- Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это, как зарядка, полезно для здоровья.
- Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится просидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, что бы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешают музыка или реплики актеров.
- Купите в буфете шоколад, но сразу не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда певец или скрипач выйдет на сцену. Знаете, как приятно есть шоколад и конфеты под музыку!
- Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников
- Не будьте эгоистом. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.
-Правила этикета мы закрепили и поэтому, пополним сосуд живительной влагой ваших знаний.
А теперь, ребята, давайте представим, что вы – актеры в нашем маленьком театре. И прежде чем мы с вами отправимся на сцену, нужно немного подготовить себя.
Артистам в создании различных образов помогает речь, мимика, жесты, пластика. Речь актера должна быть не только понятной, но еще и выразительной
6.РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Тары-бары, растабары,
У Варвары куры стары!
Тары-бары, растабары,
У Варвары куры стары!
(четко - только 1 группа, только 2 группа,
1 группа - тихо, 2 группа - грозно,
1 группа - трусливо, 2 группа - вопросительно).
7. Предлагаю актерам исполнить ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭТЮД , используя только жесты и мимику, без слов. Кто попробует? 4 человека. Дети исполняют мини –роли.
-Надувает шарик;
-Смотрит в зеркало и красит губы;
-отвечает на уроке и получает двойку..
-Ест вкусную конфету;
-Посмотрите, Наш сосуд скоро наполнится до краев (выкладываем часть сосуда знаний на магнитную доску).
8. ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША
Посмотрите, перед входом в театр висит афиша. Кто знает, что такое афиша? (ответы детей) Афиша –это красочное объявление о спектакле. А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей).В нашей афише не хватает названия спектакля (по картинке должно быть понятно что это - заготовка театральной афиши «Мартышка и очки»).
Подведение итогов РЕФЛЕКСИЯ.
-Ребята, посмотрите на наш сосуд. Каким был наш сосуд в начале путешествия по театру? Чем он наполнился?
В театре вы сегодня побывали,
Актерами себя вы, показали
Артисты, зрители – все были хороши,
Похлопаем друг другу от души!
До свидания.