СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект классного часа
«Мы тоже имеем права»
Разработал: учитель географии
Ларикова О. А.
2016.
Цель классного часа:
Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи классного часа:
1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, книжная выставка, выставка детских рисунков, ватман, фломастеры.
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.
II. Основная часть
Права.
Слайд 1. - Тема нашего классного часа: «Имею право на права».
Слайд 2. - Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Земля.
Слайд 3. - А что является моделью планеты Земля?
Дети: Глобус.
Слайд 4. - Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств.
Слайд 5. - А как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
- Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Россияне.
- Посмотрите на карту России, какую огромную территорию занимает наше государство. Назовите столицу нашей родины. Наше государство очень богатое и большое. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.
Слайд 6. - Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.
- Какие правила вы знаете?
Ответы детей.
- Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.
Слайд 7. - Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».
Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование, жизнь, свободу, религию, какой бы расы и национальности он ни был.
Слайд 8. - Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:
Слайд 9. Ученики зачитывают права детей:
каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
дети имеют право жить с родителями;
дети имеют право на медицинскую помощь;
дети имеют право на обучение;
дети имеют право на отдых;
дети имеют право на охрану и защиту.
Слайд 10.
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Слайд 11.
- А сейчас - задание. Я прочитаю вам отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька», а вы внимательно послушайте и попробуйте определить, какие права ребёнка были нарушены.
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
- Какие права были нарушены? (жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
Игра «Разрешается – запрещается»
- Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.
Слайд 12,13.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
Слайд 14.
- В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению».
- Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека?
- Какие черты лица у него?
- Как он себя ведет? Давайте нарисуем лицо такого человека.
Слайд 15.
- Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди».
- А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет.
Сейчас мы с вами попробуем нарисовать злого о доброго человека. Перед вами чистые лист бумаги. Правый ряд будет рисовать злого, а левый - доброго человека.
Пока дети выполняют задание, звучит песня «Мир детям».
- Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Ответы детей.
- В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.
Обязанности
- C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Ответы детей.
Слайд 15.
- Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть самые важные обязанности, мы сейчас прочитаем.
Слайд 17.
Обязанности:
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
- А сейчас новое задание. Я прочитаю вам небольшой рассказ про Петю, а вы внимательно послушайте и попробуйте найти ошибки в поведении членов семьи.
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости. Папа!
- Какие ошибки вы увидели в поведении членов семьи?
Ответы детей.
III. Обобщение
Проверочный тест «Занимательное правоведение»
Слайд 19.
- Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности.
Слайд 20.
- Что такое обязанности: установленные законом правила поведения или правила поведения, которые выполняются по желанию?
Слайд 21.
- Что такое право: документ, разрешение или совокупность норм и правил, устанавливающие отношения людей в обществе?
Слайд 22.
- Каким особым правом обладает ребёнок: правом на собственное мнение или правом на труд и отдых?
Слайд 23.
- В каком международном документе перечислены права детей: семейном кодексе или конвенции ООН «О правах ребёнка»?
Слайд 24.
- В сказке «Гуси-лебеди» нарушено право на: медицинскую помощь или иметь родителей?
Слайд 25.
- В сказке «Колобок» нарушено право на: жизнь или отдых?
Слайд 26.
- Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Право на образование.
- Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
Слайд 27. Звучит лирическая мелодия.
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.