Классный час
на тему:
«На что имеем право»
Провела: учитель начал.кл
средней школы №12
Матвеева Л.Д.
Альметьевск-2007
Цели: дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма проведения. учебно-игровое занятие.
Оборудование. знаки к игре «Разрешается-запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.
Ход занятия
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети – имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.
Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих ( они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается-запрещается».
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить-
Это разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.
Этот трудиться ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается.
Это слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием -назвали все права, о которых я вам говорила.
На последний знак обратите особое внимание. В Декларации о правах ребенка есть статья 5, где говорится : «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».
- Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица? Как он ведет себя?
Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге.
Учитель. Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:
Злой не верит, что есть добрые люди.
Зла за зло не воздай.
Доброе слово лечит, а худое калечит.
Хорошо тому добро делать, кто помнит.
(Ответы детей)
Учитель. А каким вы представляете себе доброго человека?
Дети составляют словесные портреты и рисунки на бумаге.
- А можно ли сказать , что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?
Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображенные на них ситуации ( см. Дидактический материал. с.154-155).
- Какие поступки можно назвать добрыми ( милосердными)?
- Как бы вы поступили в данных ситуациях? ( Ответы детей).
Учитель. Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались : вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
Вы живете не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с другими людьми:
- Умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
- Умейте признавать, что были не правы;
- Помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
- Говорите всегда только правду;
- Радуйтесь успеху товарища;
- Дал слово – держи его, дал обещание – выполни!
Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:
Худо тому, кто добра не делает никому.
До встречи!