СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Блокада Ленинграда"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему "Блокада Ленинграда" для 10 класса — это глубокий и проникновенный урок памяти о мужестве, стойкости и непоколебимой воле жителей Ленинграда, которые более 900 дней боролись за свою жизнь и город в условиях суровой блокады. События блокады Ленинграда, длившейся с сентября 1941 года по январь 1944 года, — один из самых трагичных и одновременно героических эпизодов Великой Отечественной войны. Этот урок помогает школьникам лучше понять, какую цену заплатили люди за свободу, как они боролись с голодом, холодом и обстрелами, сохраняя при этом человеческое достоинство.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Блокада Ленинграда"»

Классный час

«Ленинградская блокада»

10 класс


Цели классного часа:

-совершенствовать духовно – нравственного и патриотического развития обучающихся, развить чувства гордости за боевое прошлое своего народа;

-изучить углубленный материал одного из ключевых исторических событий ВОВ блокады Ленинграда;

-воспитать уважительное отношение к старшему поколению, ветеранам, памятникам войны и способствовать проявлению сострадания/сочувствия к погибшим в блокаде жителям Ленинграда;

Задачи классного часа:

-ознакомить учеников с информацией об исторических событиях времён ВОВ, в связи с празднованием 80-летия снятия блокады Ленинграда;

-способствовать проявлению интереса учащихся в поиске дополнительной информации об исторических личностях того времени в сети Интернет;

- способствовать проявлению сострадания/сочувствия к погибшим в блокаде жителям Ленинграда, на примере «письма в прошлое» Тане Савичевой;

-развить командные способности публичного выступления, с использованием найденной информацией;

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Блокада Ленинграда», видеоролик «Таня Савичева».

Формы проведения: беседа-обсуждение, блиц-игра.

Методы проведения: методы игровых ситуаций, методы формирования сознания-личности, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.

Методы рефлексии: вербальная (письменная), индивидуальная, ценностно-смысловая.


Добрый день, дорогие учащиеся!

Слайд 2

В 1941 году началась освободительная война народов СССР против нацистской Германии и её союзников, это стало важнейшей и решающей частью Второй мировой войны 1939–45 годов. И одним из самых страшных событий того времени считается Блокада Ленинграда. Блокада военная — особая форма ведения военных действий, направленная на изолирование неприятельского объекта и нарушение его внешних связей по всем видам коммуникаций. Знаете ли вы что-нибудь о данном историческом событии и если да, то что?

Слайд 3

27 января, исполняется 80 лет со дня снятия блокады города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). И сегодняшнее наше с вами внеклассное мероприятие посвящено данному подвигу и носит название «Блокада Ленинграда 900 дней испытаний».

22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. План ведения кампании против Советского Союза получил название "Барбаросса". И сейчас мы услышим отрывок из стихотворения «Верим в Победу» В. Шефнер в исполнении Роот Валерии

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.

Слайд 4

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года : "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли: После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей".

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.


Слайды 5

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.


Слайд 6

Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки и девчонки. Они рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам.

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.

Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. В течение сентября, октября и ноября 1941 года на город было совершено около 100 налетов.


Слайд 7

8 сентября 1941 года Ленинград оказался блокированным с суши.

"Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал.

Слайд 8

Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам.

С 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. И сейчас мы услышим отрывок из стихотворения Юрия Воронова «Блокада – далеко как это слово»

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.

Слайд 9

В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.


Все эти нечеловеческие тяготы, лишения и муки голода наравне со взрослыми переносили дети и подростки, ваши сверстники.

Слайд 10

Слышали ли вы когда-нибудь имя- Таня Савичева?


Слайд 11 ВИКТОРИНА-ПОИСК

У вас у всех есть мобильные телефоны, есть интернет. Сейчас вам необходимо поделиться на две команды и с помощью интернета найти следующую информацию, что запрашивается на экране. Вы видите вопросы, первую половину берёт 1 команда, вторую команда номер 2. На выполнение задания у вас 5 минут.


Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.

Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. Во время блокады Таня сделала в своем дневнике 9 коротких трагических записей. Давайте посмотрим видео о трагической истории Тани Савичевой

Слайд 11 ВИДЕО


Слайд 13

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. Ее дневник хранится в городском историческом музее.


Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Учителя вместе с учениками переносили все ужасы блокады. "Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову-было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас - школьников. Я смотрел на нее и думал: "В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!" Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу - в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком


Слайд 14

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не занятой фашистами осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.


Слайд 15

Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Эту трассу называли ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.


Слайд 16

14 января 1944 начали операцию по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.


Слайд 17

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 500 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников.


Битва за Ленинград закончилась. В течение почти 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод, ни холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".


Слайд 18

В память о 900 днях блокады ленинградцы посадили аллею из 900 березок.

Слайд 19 РЕФЛЕКСИЯ (Письмо в прошлое)


Ребята это событие оставило ужасный след в истории нашего народа. Огромные потери и невыносимые испытания, которые прошли люди дают нам с вами пищу для размышлений.

Скажите, пожалуйста, какие эмоции вы сейчас испытываете?


Слайд 20 Я думаю, что многие из вас прониклись историей Тани Савичевой. Девочка, которая потеряла семью, жизнь которой была сломлена войной. Она не могла рассчитывать ни на чью поддержку, Таня осталась одна. На моём столе лежит бумага, используя которую вы можете написать «письмо» для Тани. Как вы думаете, какие слова поддержки могли бы дать ей силы выдержать все испытания судьбы, если бы не страшная болезнь, которая с незамедлительной скоростью забрала её жизнь.


Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Звук метронома


Использованные источники:

Бенедиктов К. С., «Блокада», 2010г.
Ломагин Н.А., «Неизвестная блокада», 2002г.

https://vk.com/wall1723420_148- стихотворения

https://www.youtube.com/watch?v=kjpTfScTjjQ - Анимационный фильм «Савичева Таня»

https://interesnyefakty.org/blokada-leningrada/

https://pikabu.ru/story/strashnyie_byili_dnivospominaniya_ochevidtsev_o_blokade_leningrada_8699351