КЛАССНЫЙ ЧАС «ЭКОЛОГИЯ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» в рамках Всероссийского фестиваля #ВМЕСТЕЯРЧЕ
Цель: привлечение внимания детей к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов.
Задачи:
· способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
· способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
· создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
· вовлекать школьников в полезную деятельность по энергосбережению.
Ход урока
Просмотр видеоролика (остановить после вопроса об альтернативных источниках энергии)
Учитель:
На этот вопрос мы ответим чуть позже, сначала давайте познакомимся с тем, что такое энергосбережение. Энергосбережение – это ряд мер, которые направлены на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственную деятельность возобновляемых источников энергии.
Ученик 1: Жить только для себя-не значит жить!
А потому должны мы постараться
Энергию разумно потребить,
не только правнукам должна она достаться.
Энергия повсюду на земле:
В запасах нефти, газа, древесины,
В ветрах могучих, в каменном угле
И в солнечных лучах, в морских глубинах.
Ученик 2: Давайте новый мир построим мы,
Где будет много радости и света,
Но свет от солнца, ветра и воды
И в будущем достигнем мы успеха,
А ветроустановки навсегда
Пусть атомные станции заменят,
Не будет загрязнений никогда,
И жизнь нам это к лучшему изменит.
Учитель: В 2009 году в России вышел федеральный закон «Об энергосбережении», данный закон направлен на то, чтобы уменьшить расход энергии и при этом сохранить комфортные условия для жизни и работы.
Вопрос к классу: Какие ресурсы нам дают энергию?
Ученики: нефть, уголь, природный газ, водные запасы, руда, запасы урана, а также альтернативные источники энергии: солнце, вода, ветер.
Вопрос к классу: Как Вы думаете, а почему человечеству необходимо экономить энергию?
Ученики: - природные ресурсы заканчиваются, они исчерпаемы, и уже через несколько десятков лет может не остаться нефти и закончиться природный газ;
- при производстве энергии страдает экология: загрязняются почвы и водоемы, воздух, создается тот самый «парниковый эффект».
Ресурсы не бесконечны, поэтому использование альтернативных источников энергии поможет их экономить.
Неисчерпаемые источники энергии - это энергия ветра, солнца, морских волн и течений.
А сейчас мы вам покажем, как мы можем экономить энергию у себя дома. Для этого я приглашаю команду «Энергопоиск». (Мини-спектакль)
Профессор: «Вот мы и на месте, команда «ЭнергопоисК», вы готовы
приступить к первой части нашей миссии?»
Луч, Кнопа, Светик, Датчик: «Да!»
Датчик: «Индикатор показывает, что в данном доме исчезла энергия сегодня
утром, необходимо допросить пострадавших, кто был в доме в этот момент?»
Луч: «Мальчик Вова, он здесь!»
Вова: «Да, это я – вы знаете, произошло страшное, мой компьютер не
включается, телевизор не включается, телефон не успел зарядить, погасло
все и везде, что делать????? а, а, а, а, а, хмык, хмык» (плачет).
Светик: «Не плач, команда «ЭнергопоисК» выяснит, что здесь произошло».
Кнопа: «Профессор, я обнаружила первую причину исчезновения, вот
посмотрите!» (Кнопа показывает картинку, на которой изображена
розетка, в которую включены сразу несколько приборов для зарядки, но на
приборах указано, что они уже заряжены)
Профессор: «Что за ужас, как же так, ведь приборы были уже заряжены, а
они все равно оставались включены в сеть. Вова, запомни первое правило:
если вовремя зарядные устройства от сети отключать, больше энергии
будешь сберегать! Луч, занеси нарушение в общий журнал.» (Большой лист
бумаги, ватман: на котором появляется цифра №1 и правило в виде
картинки кружка в котором изображена картинка, показанная Кнопой, и
она перечеркнута красной полосой.)
Светик: «Профессор, найдена причина №2: все окна в квартире очень
грязные, солнечного света поступает в комнаты мало. Электрическим
приборам – плафонам, светильникам, - приходится работать в три смены –
утром, вечером и даже днем, хотя это смена солнышка»
Профессор: «Вова, запомни правило второе: чистота окон, а также плафонов
и светильников – это залог, меньшего потребления энергии. Чистота – это к
энергии доброта! А еще надо знать обязательно, что перед тем как помочь
родителям вытереть осветительные приборы, надо их выключить из сети.
Луч, занеси нарушение №2 в общий журнал»
Датчик: «Я посмотрел снимки со спутников земли, которые мы в прошлом
году изобрели, на снимках видно, что этой квартире в каждой комнате,
каждый день горел свет. Даже в тех комнатах, в которых не было ни одного
человека.»
Профессор: «Вот и найдена причина №3: Вова, обязательно надо выключать
свет в тех комнатах, где он не нужен. Энергия сберегается – когда
выключается свет в тех в комнатах, где никто ничем не занимается! Луч,
занеси нарушение №3 в общий журнал»
Луч: «Ну как же мы не заметили, есть еще одна важная причина. Вот,
посмотрите на осветительные приборы, ... какие лампочки в них вставлены?
Да, там же лампочки, которые потребляют энергии в разы больше, чем те,
которые энергосберегающие. И это во всех осветительных приборах, во всех
комнатах…»
Профессор: «Это причина № 4 – энергию сбереги, энергосберегающие
лампочки установи! Запомнить нужно также, что перед тем как заменить
лампочку в осветительном приборе, надо выключить прибор из сети. Луч,
занеси нарушение №4 в общий журнал»
Вова: «Ох и жарко у нас, открытое окно никогда не справляется – холод не
нагоняет, вот я всегда включаю кондиционер ему в помощь, жалко, что нет
электричества, то бы включил кондиционер!!!»
Профессор: «Вот и причина №5, запомни Вова, это нужно знать!! Окно
обязательно закрывай, когда работают кондиционер, обогреватель или
вентилятор – они работают просто зря, энергию потребляют, но своих
функций не выполняют! Луч, занеси нарушение №5 в общий журнал
Профессор: «Итак, расследование выявило пять причин исчезновения
энергии в этой квартире. Давайте еще раз их повторим и приступим к
заключительному этапу нашей работы по устранению причин!»
Кнопа: «Если вовремя зарядные устройства от сети отключать, больше
энергии будешь сберегать!»
Светик: «Чистота – это к энергии доброта! Необходимо содержать окна и
осветительные приборы в чистоте»
Датчик: «Энергия сберегается – когда свет выключается в тех в комнатах,
где никто ничем не занимается!»
Луч: «Энергию сбереги, энергосберегающие лампочки установи!»
Вова: «Надо кондиционер и обогреватель выключать, когда открыты окна и
двери, а то приборы работают зря, энергию потребляют, но своих функций не
выполняют!»
Профессор: «Команда «Энергопоиск» приступить к устранению причин
исчезновения энергии в этой квартире»
Все: «Профессор, причины устранены»
Вова: «Ой, смотрите, загорелся свет! Ура, ура! Спасибо вам огромное,
команда «ЭнергопоисК». Вы меня очень выручили, помогли вернуть свет в
наш дом»
Профессор: «Пожалуйста, эта наша работа, но ты не расслабляйся Вова,
правила не забывай, энергию сберегай! А нам пора на другие вызовы!»
Учитель: А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки и немного поиграть. (Загадки на слайде. Ответы: да, электрик, нет, нет, ток, да, защищать.)
Игра «Пульт управления». Приглашаются к участию 7-10 человек. Участникам раздаются карточки, на которых написано название бытового прибора (чайник, телевизор, стиральная машина и т.д.). У учителя пульт. Он берёт пульт и говорит: «Я включаю телевизор». Дети, у которых на карточке слово ТЕЛЕВИЗОР, должны озвучить работающий телевизор. Затем учитель говорит: «Я выключаю телевизор». Учитель не всегда может «выключать» прибор, может продолжить «включать» приборы, а затем задать детям вопрос: «А что я забыла сделать? Я забыла выключить телевизор».
Просмотр мультфильма
Учитель: Каждый из нас в силах сохранить природу – сохраняя энергию!
Окно: Источником естественного света в помещениях служат окна. Для того чтобы стекла пропускали больше солнечного тепла и света, необходимо поддерживать чистоту стекол, стараться не загораживать их большим числом цветов, и не занавешивать шторами.
Лампа: Когда солнечного света недостаточно мы пользуемся искусственным освещением. Используя современные лампы можно значительно снизить расход электроэнергии на освещение.
Холодильник: Правильное использование холодильника также позволяет экономить электроэнергию. Нужно лишь помнить простые правила:
Устанавливать холодильник следует в наиболее прохладной части помещения вдали от батарей отопления и других источников тепла.
Следует помнить что, чем меньше мы держим дверцу открытой, тем меньше тепла впускаем в камеру и компрессору не приходится потреблять дополнительной энергии.
Так же не стоит класть горячие продукты в камеру. Перед помещением в холодильник необходимо охладить их до комнатной температуры.
Чайник: Необходимо наливать только то кол-во воды, которое требуется. Неразумно кипятить 3х литровый чайник из-за одной кружки чая. Для нагрева большего объема, требуется больше энергии. К тому же необходимо вовремя удалять накипь, которая замедляет процесс нагрева воды.
Стиральная машина: В современном мире почти у каждого дома есть стиральная машина. Старайтесь стирать при полной загрузке барабана - это позволит сэкономить как электроэнергию, так и расход воды.
Зарядные устройства: Не стоит оставлять зарядные устройства телефонов и другой техники подключенными к сети. Т.к. даже когда заряжаемые устройства к ним не подсоединены они продолжают потреблять электроэнергию.
Телевизор: Телевизоры, компьютеры, бытовая техника потребляют электроэнергию даже в «спящем» режиме. Используйте «розетки-пилоты» с кнопкой полного отключения от электропитания.
Педагог: Пришло время подвести итоги, теперь мы все понимаем, зачем и как экономить энергию…
Ведь сохраняя энергию, мы сохраняем природу!
В заключение я хочу озвучить вам памятку по сохранению энергосбережения в быту.
Памятка «Краткие рекомендации по энергосбережению в быту»
1. Уходя, гасите свет. Максимально используйте естественное освещение.
2. Регулярно проверяйте чистоту ламп, плафонов, окон.
3. Попробуйте использовать вместо обычных ламп накаливания энергосберегающие (экономия будет составлять до 75%).
4. Отключайте все электроприборы, когда они не используются, полностью - вынимайте вилку из розетки (для удобства можно использовать розетки с кнопкой полного отключения электропитания).
5. Регулярно удаляйте накипь внутри чайника, она увеличивает затраты энергии на кипячение воды.
6. Холодильник должен быть установлен в прохладном месте, подальше от электроплиты и батарей, его задняя стенка должна быть чистой и не должна примыкать вплотную к стене.
7. Не заслоняйте батареи шторами и мебелью, тогда теплый воздух будет поступать свободно.
8. При умывании и принятии душа отключайте воду, когда в ней нет необходимости.
Список использованных источников:
https://вместеярче.рф/materialy/
https://www.единыйурок.рф /index.php/kalendar-edinykh-urokov/item/207-vserossijskij-urok-ekologiya-i-energosberezhenie
https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-ekologhiia-i-enierghosbieriezhieniie.html
https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2018/01/23/klassnyy-chas-ekologiya-i-energosberezhenie-v-bytu-v
https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-energosberezhenie-klass-699804.html
https://easyen.ru/load/klassnye_chasy/raznye/klassnyj_chas_ehkologija_i_ehnergosberezhenie/112-1-0-56775
https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwi02ZbT6YXeAhUsMewKHeCeCZ4QjB16BAgBEAQ&url=https%3A%2F%2Fwww.edusarov.ru%2Findex.php%2F857-vserossijskij-urok-ekologiya-i-energosberezhenie&psig=AOvVaw0lXHExzGZeL--wdl3UmqYY&ust=1539602491268633
https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwilufyp7IXeAhUHfBoKHdKrC5AQjB16BAgBEAQ&url=http%3A%2F%2Frusecounion.ru%2Fspare_publications&psig=AOvVaw0lXHExzGZeL--wdl3UmqYY&ust=1539602491268633