Классный час по теме "Касимов – город двух культур!"
Цели:
Образовательные: проверить знания:
о символике города, достопримечательностях и памятниках;
находить, обобщать информацию и выделять главное, связно излагать свою точку зрения;
Воспитательные: продолжить формирование воспитания гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к истории своего города, к своей малой Родине, бережного отношения к памяти о героическом прошлом и уважения к людям, прославившим наш город;
Развивающие: продолжить формирование речи, логического мышления, навыков монологической речи;
Универсальные учебные действия
Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине.
Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт.
Коммуникативные: совершенствование умений работать в группе, овладение способами существования в городе.
Оборудование и дидактический материал: презентация, гербы, таблички с датами основания и названия городов, план урока, задания по группам.
Ход урока
Эмоциональный настрой :звучит песня
Актуализация знаний.
“ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА”.
- Что написано на слайде?
- Кто объяснит смысл? Что значит своя сторона? (Место, где ты родился.)
- Как оно называется? (Малая родина)
III. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.
- Кто догадался, о каком городе сегодня будем говорить?
- Предположите о чём мы будем говорить? Составление плана действий.
1.История.
2.Наше время.
3.Проблемы нашего города.
IV. Основная часть. Презентация нового материала.
ИСТОРИЯ.
Город Касимов был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. То место, где располагалось поселение, жили мещеры - финно-угорский народ. Поэтому город назвали Городец-Мещёрский. После пожаров и разорения татаро-монголами город был отстроен заново выше по течению Оки и стал называться Новый Низовой Городец. В XV в. он был подарен казанскому царевичу Касиму и до 1681 г. являлся центром Касимовского царства. В 1471 году был переименован в Касимов. Затем входил в Казанскую, Азовскую и Рязанскую губернии. Город Касимов строился на стыке двух религий: христианской и мусульманской.
В Касимове не только роскошными окские пейзажи, и не только потрясающая архитектурная композиция, с огромным количеством прекрасно сохранившейся богатейшей купеческой застройки, экзотичное сочетание старинной русской православной архитектуры, пятисотлетних султанских мавзолеев и средневекового минарета, словно сошедшего со страниц волшебных арабских сказок. Касимов – город особенной, чудесной атмосферы тепла и радушия, гостеприимства и дружелюбия. В Касимове раскрыли секрет мирной и счастливой совместной жизни совершенно разных культур и религий. Вот уже на протяжении нескольких столетий подряд здесь живут в дружбе и согласии два народа – русские и татары. Традиции, обычаи и привычки двух культур причудливо переплелись, и сегодня нам посчастливится познакомиться с жизнью этого невероятного и счастливого города. В Касимове много «единственного в России» и даже «единственного в мире», и этот город не оставляет равнодушным!
Стихотворение Е. Маркина «Сочинить бы песню о Касимове!».
Касимов неразрывно связан с самыми знаменитыми историческими и легендарными персонами. Иван Грозный, Шах-Али-хан и его жена, последняя владетельница Казанского ханства, красавица Сююмбике, царевич Сеин-Булат (Симеон Бекбулатович) – формальный правитель Руси, которому Иоанн Грозный уступил свой трон почти на год, Петр I и его шут, самый знаменитый в русской истории, Иван Балакирев, архитектор-самоучка Иван Гагин, известный исследователь Аляски адмирал Авинов, переводчица сказок Андерсена Анна Ганзен – их судьбы переплелись в причудливом узоре истории Касимова…
Главный средневековый памятник и одновременно «визитная карточка» города (вы ни с чем не перепутаете это здание!) – белокаменная мечеть 15 века с высоким минаретом. Сотни лет здесь, в Касимове, мирно живут, трудятся, влюбляются два народа – русские и татары.
Один из редчайших средневековых памятников мусульманской культуры в России – мавзолей Текие хана Шах Али султана, возведенный в XVI веке, еще при жизни султана. Последняя Казанская ханша Сююмбике стала женой касимовского хана Али и похоронена здесь, в Касимове, рядом с мужем. Но ее надгробная плита в фамильной усыпальнице единственная осталась безымянной.
Касимов – это еще и «кладезь» купеческой застройки, ведь город не пострадал во время войны, а поэтому сейчас мы можем вдоволь налюбоваться подлинными строениями XVIII-XIX веков. Что удивительно, один из самых роскошных особняков в центре города принадлежал... конюху! Каждый дом хранит свою историю, легенды и загадки, которые вам предстоит разгадать...
Знакомство с историей удивительного города продолжается. Здание музея – самый богатый и роскошный особняк Касимова – дом купца Алянчикова, самобытной и неповторимой архитектуры. Здесь хранятся уникальные шедевры декоративно прикладного искусства и подлинные предметы русского и татарского обихода, подлинники живописцев XVIII-XIX веков, коллекции скульптуры, мебели, стекла, хрусталя, фарфора и фаянса, а также уникальные материалы по истории Касимова.
Наше невероятное путешествие продолжается колоритным и очень вкусным знакомством с потрясающе вкусной татарской кухней! Все блюда приготовлены по особым рецептам, свойственным кулинарным традициям касимовских татар: жаркое по-татарски, знаменитая татарская выпечка – ляваши, кудри, чак-чак.
Видеоролик из передачи ТК «Культура» «Касимов ханский»
Еще во времена Грозного на всю Россию звенели и гудели колокола и колокольчики, отлитые в окрестных селах и деревнях Касимова, а сам город получил второе название «Колокольный Касимов». Поэтому совсем неспроста, что Музей Колоколов Касимова – один из лучших в России! Древние китайские колокольчики, русские православные колокола, итальянские кампаны, буддисткие ветровые колокола, корабельные рынды, ямщицкие колокольцы… Почти тысяча (!) колоколов и колокольчиков со всего света украшают экспозицию интереснейшего и современного музея.
НАШЕ ВРЕМЯ.
Песня «Городец Мещерский» (Виртуальная экскурсия по Касимову)
Обобщение: Красив наш город, но есть у нас проблемы. Поговорим о них.
3. НАШИ ПРОБЛЕМЫ.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ГРУППОВАЯ РАБОТА ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ.
Каждая группа получает задание (напечатано на листках). Время для обсуждения 2 мин, для выступления не более 2 минут.
Задание для 1 группы:
Назовите экологические проблемы нашего города. Зарисуйте их схематично.
Задание для 2 группы:
Предложите идеи, как можно сделать наш город более чистым своими силами.
Задание для 3 группы:
Как вы конкретно помогаете справляться с проблемами города? Придумайте призыв к жителям города.
Обсуждение в группах. Заслушивание и подведение итогов.
(1 группа - транспорт, загрязнение воздуха, отходы.)
(2 группа – самим следить за порядком, выбирать “более безопасный” вид транспорта,
Постараться уменьшить количество отходов, больше сажать зелени, деревьев, не мусорить)
(3 группа – Мы стараемся сделать наш город чище не на словах, а на деле...)
- Вы сейчас рассказали, как нам жить дальше. Спасибо, ребята!
V. Итог урока.
- Город замечателен своей историей, а проблемы мы поможем решить, если будем хорошо учиться, правильно себя вести, заботиться о окружающих.
- Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Много интересных и нужных идей высказали. Это нам обязательно пригодится.
Домашнее задание:
1 группа: нарисовать плакат “Проблемы нашего города”,
2 группа: записать все свои идеи и предложения.
3 группа: написать сочинение на тему: «Мой город»